Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура оптового звена




Классификация предприятий оптовой торговли

Мировая практика выделила следующие виды оптовой торговли:

торговля через оптовую закупочную сеть, к которой относятся биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов и других, подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы, металлолом. Необходимо постоянное наблюдение за изменением конъюнктуры рынка (биржи, выставки, аукционы) для снижения риска, связанного с колебаниями цен;

торговля по прямым производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение имеет в торговле черными металлами и сталью;

оптовая торговля сырьем и материалами. Данный вид оптовой торговли в свою очередь включает в себя:

ü оптовую торговлю с централизованной доставкой товаров. Оптовый торговец осуществляет снабжение товарами розничных торговцев, а также предоставляет им обширный сервис;

ü оптовую торговлю с получением товаров у поставщика. Клиент оптового торговца, розничный торговец или крупный потребитель самостоятельно забирают товар;

ü оптовая торговля (кэш-энд-кэрри) с оплатой наличными до приемки и транспортировки товара покупателем (оптовая торговля по форме самообслуживания). Данный вид оптовых продаж производится постоянным потребителям (розничным торговцам, владельцам ресторанов и столовых), которые комплектуют свои заказы на складе по форме самообслуживания. Оплата товара осуществляется наличными (кэш), клиент осуществляет погрузку и вывоз товара (кэрри) самостоятельно (самовывоз). Например, розничный торговец может ежедневно самостоятельно приобретать необходимое дневное количество овощей и фруктов на центральном рынке, аналогичную операцию проделывают рестораны, закупая на рынках партии овощей, рыбы, мяса и пр.;

оптовая торговля со стеллажей. Крупные предприятия розничной торговли предоставляют оптовому торговцу торговые залы со стеллажами или площади на стеллажах. Торговец за свой счет осуществляет текущее наполнение стеллажей, как правило, несложными товарами и забирает обратно непроданные товары. Этим он снимает нагрузку с розничного торговца и дополняет его ассортимент.

По ассортимент у различают следующие виды оптовой торговли:

оптовая торговля товарами широкого ассортимента. В широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу, например оптовая торговля продовольственными товарами;

специализированная оптовая торговля. Оптовый торговец формирует небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы и тем самым предоставляет потребителю широкий выбор товаров.

Следуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе:

• специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

• посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);

• организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей предприятий, отличающихся между собой специфическими организационными, технико-технологическими функциями, масштабом деятельности (табл. 4). К числу наиболее значимых относятся:

• коммерчески-посреднические фирмы - оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечением кредитов, как с собственных складов, так и со складов изготовителей и других оптовых посредников;

• оптовые базы - это предприятия, организационно объединяющие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централизованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгрузку продукции;

Таблица 4 ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОПТОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Типы Виды
Независимые оптовые структуры
1. Федеральные (общенациональные) Оптовики Посредники Организаторы
  60-65%* 15- 20%* 25%*
  специализированные предприятия-агенты Оптовые ярмарки
универсальные   предприятия-брокеры   Выставки-ярмарки
Товарные биржи
Аукционы
Оптовые продовольственные
Склады гарантированного хранения
Склады-отели
Транспортно-экспедиционные предприятия
Зависимые оптовые структуры  
2. Региональные (внутрирегиональные) Сбытовые подразделения промышленных предприятий
Оптовые структуры розничных предприятий и объединений
         

товарные биржи - организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным членством;

оптовые магазины - оптовые предприятия, максимально приближенные к покупателям продукции;

торговые дома - брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет производителей, потребителей или других оптовых предприятий;

ярмарки-выставки - периодически организуемые в установленном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

аукционы - особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами путем публичных торгов;

брокерские конторы (фирмы, брокеры) - посреднические торговые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;

дилерские конторы (фирмы, дилеры) - посреднические предприятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче ценных бумаг, валюты и драгоценных металлов;

коммивояжеры - разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары но имеющимся у них образцам или каталогам;

торговые и промышленные агенты - лица, действующие по поручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;

ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относятся торговые (торгово-промышленные) палаты.

Торговые палаты (ТП), существующие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов);

оптовые продовольственные рынки (ОПР) - это огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и внешние оптовики напрямую продают сельскохозяйственную продукцию предпринимателям сферы переработки и хозяевам различных магазинов. Несомненно, что продукты, поставляемые в город через такие рынки, обходятся покупателю значительно дешевле, чем по сложившейся схеме снабжения продовольствием через посредников. ОПР - это сложный, но управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс торговых и складских помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, автостоянку, расчетно-кассовый центр (банк), службу контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы. Рынки обеспечивают стабильность продовольственного снабжения, защищают товаропроизводителя и переработчика, способствуют поступлению средств в местный бюджет за счет легализации торговли. Существует несколько отличий ОПР от обычных оптово-розничных рынков:

1) ОПР куплей-продажей не занимается, его задача - предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим организациям на условиях долгосрочной аренды;

2) ОПР предполагает развитую инфраструктуру и отпуск продукции на нем осуществляется в объеме не менее оптового минимума: один ящик, мешок, упаковка и т.д.

3) физические лица на оптовый рынок не допускаются;

4) все операции, в том числе банковские, по сбору налогов и т. д., осуществляются на ОПР по безналичному расчету с применением новых форм финансовых расчетов.

Оптовик является ключевой фигурой на оптовом продовольственном рынке и связующим звеном между производителем и оптовым покупателем.

Предлагая товары розничному продавцу через посредство перечисленных оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач такого продавца по закупке товаров.

Посреднические оптовые предприятия в системе мировых рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые посреднические организации и зависимые. Независимые организации для производителей и покупателей продукции являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими товары в соб­ственность с последующей их реализацией. Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, работая за комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги. В табл. 5 приведена классификация оптовых торговцев, сложившаяся на мировых рынках.

Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома.

Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.

Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют такие услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дилеры или дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров.

Таблица 5 - КЛАССИФИКАЦИЯ ОПТОВЫХ ТОРГОВЦЕВ

Оптовики-купцы Брокеры и агенты Оптовые отделения и конторы производителей Разные специализированные оптовики
1.Оптовики с полным циклом обслуживания: 1.1.Торговцы оптом 1.2.Дистрибьюторы товаров промышленного назначения 2.Оптовики с ограниченным циклом обслуживания: 2.1.Оптовики, торгующие за наличный расчет без доставки товара 2.2. Оптовики-коммивояжеры 2.3. Оптовики-организаторы 2.4. Оптовики-консингнанты 2.5.Сельскохозяйственные производственные кооперативы 2.6. Оптовики-посылторговцы 1.Брокеры 2.Агенты 1.Сбытовые отделения и конторы 2.Закупочные конторы 1.Оптовики-скупщики сельхозпродуктов 2.Оптовые нефтебазы 3.Оптовики-аукционисты

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с ограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятий с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий розничный торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к такому оптовику, закупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.

Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего, сам доставляет товар покупателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет, совершая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических магазинов, больниц, ресторанов, кафетериев и гостиниц.

Оптовик - организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов, таких как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и в определенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более низким ценам и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений. Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям. Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар. Это, например, рынки табака, скота, пушнины и др.

На протяжении последних сорока лет над оптовиками нависла угроза со стороны рынка товаров широкого потребления. Относительно небольшое число оптовиков имели успех в решении возникших проблем.

Розничные продавцы проявляли особенную активность в совершенствовании практики физического распространения товаров. Они извлекли выгоду из закупок большого количества товаров, складирования и операций по доставке посредством формирования разветвленных сетей торговых организаций. По мере того как сети росли и процветали, оптовики вычеркивали из сферы своих интересов малые организации. В силу того, что все еще существуют десятки тысяч мелких производителей и розничных продавцов, многие оптовые торговцы товарами широкого потребления продолжали преследование цели экономии, но на сужающемся рынке. Угроза поступает также от сравнительно новых форм конкуренции, таких как каталоги и складские сети.

Производители всегда могут отказаться от услуг оптовиков или заменить тех, кто работает неэффективно. Оптовики могут недостаточно агрессивно продвигать их продукцию, выступая простыми оформителями заказов. Они могут не иметь необходимого количества запасов и поэтому не в состоянии обслуживать своих покупателей достаточно быстро. Они не снабжают производителя свежей информацией о состоянии рынка, покупателях и конкурентах. Они могут не привлекать к работе сильных менеджеров и добавлять к стоимости товара чересчур большие собственные издержки. Наконец, они могут брать слишком большую плату за свои услуги.

Наибольшего успеха добиваются те оптовики-дистрибьюторы, которые адаптируют свои услуги к меняющимся потребностям поставщиков и конечных потребителей. Они понимают, что их существование зависит от эффективности собственной работы в канале товародвижения. Ради этого оптовые торговцы постоянно работают над улучшением своего сервиса и/или сокращением затрат, вкладывая деньги в современные технологии и информационные системы.

Американские ученые Нарус и Андерсон провели опрос среди ведущих промышленных компаний-дистрибьюторов и выделили четыре правила укрепления отношений с производителями, применяемые в этих компаниях:

1) заключать с производителями четкие соглашения, описывающие их функции в канале товародвижения;

2) стараться разобраться в требованиях производителей, посещая их заводы, собрания, выставки;

3) содействовать производителям, выполняя договоренности по объемам закупок, своевременно оплачивая счета, предоставляя информацию о покупателях;

4) определять и предлагать дополнительные услуги, чтобы помочь своим поставщикам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.