КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет процесса продажи готовой продукции и товаров
УЧЕТ ПОЛУЧЕННОГО НДС ПРИ ПРОДАЖЕ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ЗАДАЧИ УЧЕТА. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ЛЕКЦИЯ 9. УЧЕТ ПРОДАЖ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Тесты 1. Организаторами оптового оборота являются: 1) дилеры; 2) биржа, оптовый рынок; 3) торговое представительство, торговый дом; 4) торговые агенты. 2. Транзитная форма оптовой продажи товаров осуществляется: 1) от поставщика-изготовителя; 2) поставщиком без завоза товаров на свои склады; 3) организаторами оптового оборота; 4) непосредственно на оптовые базы. 3. Оптовая ярмарка-выставка отличается от оптового продовольственного рынка: 1) эпизодичностью проведения; 2) организацией проведения; 3) продажей товаров мелкими партиями; 4) продажей товаров населению для личного потребления. 4. Розничная продажа отличается от оптовой: 1) продажей товаров мелкими партиями; 2) продажей товаров для последующей реализации; 3) продажей товаров населению для личного потребления; 4) размером торговой наценки. 5. Суть «теории ненужности оптовых торговцев» состоит в необходимости: 1) существования «тонких» и длинных каналов распределения; 2) расширения и укорачивания каналов распределения; 3) сокращения масштабов оптовой торговли; 4) существования длинных и «толстых» каналов распределения. 6. Основными клиентами «оптовиков за наличный расчет» являются: 1) мелкие и средние розничные торговцы; 2) магазины сниженных цен; 3) мелкие и средние розничные торговцы и магазины сниженных цен; 4) магазины сниженных цен и розничные покупатели. 7. Сущность стратегии выживания оптовой торговли: 1) поддержка оптовой сети, перевозки крупными партиями, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения; 2) поддержка розничной сети, перевозки малыми партиями с высокой частотой, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения; 3) организация оптовых рынков, кооперация в сфере товародвижения, поддержка розничной сети, перевозки крупными партиями; 4) поддержка оптовой сети, перевозки малыми партиями с высокой частотой, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения. 8. Работа по оптовым закупкам товаров не должна включать коммерческие операции, к числу которых относятся: 1) установление хозяйственных связей с поставщиками; 2) выбор поставщиков и каналов продвижения товаров; 3) рекламно-информационная деятельность; 4) определение потребности в товарах. 9. Методами оптовой продажи товаров со складов является продажа товаров: 1) в мелкорозничной торговой сети; 2) торговым домом; 3) в магазине; 4) с личной отборкой. Продажей продукции, работ, услуг завершаются кругооборот средств сельскохозяйственных организаций, превращение средств из товарной формы в денежную. Произведенная за год продукция растениеводства, животноводства, промышленных производств и других хозяйств называется валовой продукцией. Ее объемом характеризует выполнение производственной программы за отчетный год. Значительную часть валовой продукции сельскохозяйственные организации реализуют в порядке выполнения заключенных договоров, включая продажу государству. Остальную часть ее потребляют внутри сельскохозяйственной организации и используют на семена, корма, оплату труда и другие цели. Проданная продукция является товарной, а отношение товарной продукции к валовой характеризует товарность отрасли или организации в целом. Бухгалтерский учет процесса продажи (реализации) призван решить следующие задачи: - обеспечение систематического контроля за соблюдением договоров по продаже продукции, выполненных работ, оказанных услуг по их видам, количеству, каналам (направлениям); - своевременное документальное оформление первичных учетных документов в процессе продажи; - контроль за применением договорных цен; - правильное заполнение счетов-фактур, книги продаж с целью контроля за определением сумм налога на добавленную стоимость; - контроль за своевременностью поступления выручки; - объективное отражение хозяйственных операций по продаже продукции, работ, услуг в регистрах бухгалтерского учета; - точное выявление финансовых результатов от продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг на сторону (другим организациям), от продажи основных средств и прочих активов. Отправку продукции для продажи оформляют первичными документами, которые служат основанием для списания продукции с материально ответственных лиц и предъявления счетов для оплаты покупателям. Каждая партия отправленной продукции растениеводства, животноводства, промышленных производств за пределы организации (на заготовительные пункты и другим покупателям) оформляется разными товарно-транспортными накладными в зависимости от вида продукции. Все формы товарно-транспортных накладных в основном имеют общее содержание и строение (общие обязательные реквизиты, общие разделы). Однако в этих документах по каждому виду сельскохозяйственной продукции имеется много специфических реквизитов (по зерну — засоренность, влажность, соответствие требованиям стандарта по различным параметрам; по животным — упитанность, по молоку — кислотность, процент жирности, охлажденность и т. д.). При отправке на хлебоприемные и другие пункты приема зерновой продукции партий зерновых, семян масличных культур, трав как сопроводительный документ применяется товарно-транспортная накладная (зерно). Ее выписывают в четырех экземплярах: один остается у заведующего складом (током), а три выдаются на руки водителю автомашины. На приемном пункте в накладной указывают фактически принятую, зачетную массу продукции и ее качество (влажность, засоренность, сортность), цену и сумму. Один экземпляр накладной остается на пункте, а два других с подписью о приемке продукции возвращают водителю. По прибытии в сельскохозяйственную организацию водитель возвращает заведующему складом (током) один экземпляр накладной для подтверждения сдачи продукции на заготовительный пункт, а другой прикладывает к путевому листу грузового автомобиля как подтверждение выполненной работы для начисления оплаты труда. При использовании привлеченного транспорта два экземпляра товарно-транспортной накладной передают транспортной организации, один из которых прикладывают к счету на оплату за перевозку грузов. Все выписанные товарно-транспортные накладные заведующий током регистрирует в реестре документов на выбытие продукции. В конце рабочего дня реестр вместе с документами, на которые он был составлен, и ведомостью движения зерна и другой продукции передается в бухгалтерию. При отправке на продажу животных заведующий фермой (бригадир или зоотехник) с участием ветеринарного врача выписывает товарно-транспортную накладную (животные) на каждую партию скота или птицы независимо от вида транспорта и способа доставки животных (железнодорожный или автотранспорт, перегон гуртом и т. д.). Кроме накладной при отправке животных на заготовиельные пункты или другим организациям заполняется ветеринарное свидетельство. Для учета операций по отправке молока и молокопродукции на молочные заводы и другие приемные пункты применяется товарно-транспортная накладная (молсырье), в которой указываются пункт приемки продукции, назначение и масса, фамилия, имя и отчество лица, транспортирующего груз, другие данные. На каждую партию отправленного молока (утром, днем, вечером) выписывают отдельные накладные. Перед отправкой молочную продукцию взвешивают, определяют ее жирность, кислотность, температуру и другие качественные показатели. На молокозаводе в присутствии представителя поставщика продукцию принимают, результаты приемки фиксируют в накладной, которую подписывают приемщик и лаборант. Один экземпляр накладной через водителя, сдавшего продукцию, возвращают в организацию, второй остается на приемном пункте. При расхождении количественных и качественных параметров сдаваемого молока и молочных продуктов осуществляют контрольную пробу для повторного анализа при обязательном присутствии представителя поставщика. Сельскохозяйственные организации, кроме того, могут оказывать помощь своим работникам в продаже излишков сельскохозяйственной продукции из личного подсобного хозяйства. Если на приемный пункт отправляют молоко, принятое от граждан или от крестьянских (фермерских) хозяйств, то данные о нем фиксируют в журнале учета приемки-закупки молока от граждан, а также выписывают товарно-транспортные накладные (молсырье), которые нумеруют отдельно для обеспечения правильности расчетов с молокосдатчиками. Для оформления операций по поступлению (закупки) и выбытию (передачи, продажи) животных по договорам, заключенным с гражданами, используется акт на передачу (продажу), закупку скота и птицы по договорам. При отправке на приемные пункты плодово-ягодной продукции, овощей, лубяных культур используется товарно-транспортная накладная (овощи, плоды, ягоды, лубяные культуры), которую оформляют в четырех экземплярах на каждую партию продукции. Первый и второй экземпляры накладной отправляют вместе с грузом, третий передают в бухгалтерию сельскохозяйственной организации, четвертый остается в пункте отправки продукции. Затем после сдачи продукции первые экземпляры накладных с распиской о приемке продукции ежедневно сдают в бухгалтерию сельскохозяйственной организации, где сверяют принятое количество продукции с отправленным и производят записи в учетные регистры. При выявлении расхождений между отправленной и принятой массой продукции должен быть составлен акт, который представляется на рассмотрение администрации организации-поставщика для выяснения причин и принятия необходимых мер. В пункте отправки продукции все товарно-транспортные накладные регистрируются в реестре документов на выбытие продукции. При отправке на пункты переработки шерсти используется товарно-транспортная накладная (шерсть), в которой предусмотрены необходимые реквизиты, характеризующие особенности этого вида продукции и ее качество: способ упаковки, количество кип, масса нетто, масса брутто, способ определения массы, класс груза, чанные лабораторного анализа. Документ подписывают работники, ответственные за перевозку, отпустившие продукцию к доставке и принявшие после доставки. На обороте документа приводится спецификация, где на каждый вид (класс, цвет) продукции даются подробные сведения по данным поставщика (заполняется грузоотправителем) и по данным приемного пункта (заполняется грузополучателем). При наличии расхождений выясняются их причины. В этом случае должны быть оперативно приняты меры (в первую очередь со стороны сельскохозяйственной организации) для их недопущения в будущем. При реализации яиц и другой продукции применяется товарно-транспортная накладная общего назначения (междуведомственная типовая форма № 1-Т). В накладной приводятся сведения о заказчике, грузоотправителе, грузополучателе, пунктах погрузки, разгрузки, подробные сведения о грузе (наименование, номенклатурный номер, позиция по прейскуранту, единица измерения, количество, цена, сумма, сопроводительные документы, вид упаковки, количество мест, способ определения массы, код и класс груза, масса брутто и т. п.), данные о погрузочно-разгрузочных операциях (способ погрузки и разгрузки, время прибытия на погрузку, время убытия, простой, дополнительные операции, подписи и расшифровка фамилий ответственных лиц). При перевозке привлеченным транспортом в накладной приводятся прочие сведения, заполняемые автопредприятием, и делается расчет стоимости перевозки: за тонны, недогруз автомобиля и прицепа, за транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, прочие доплаты и скидки. Товарно-транспортную накладную подписывают лица, ответственные за перевозку, отпустившие продукцию к доставке и принявшие ее после доставки. При продаже сельскохозяйственной продукции за наличный расчет оформляют акт о приемке продукции для реализации, отчет о реализации (продаже) продукции, отчет о продаже сельскохозяйственной продукции. Акт о приемке продукции для реализации (продажи) предназначен для оформления операций по передаче продукции для продажи за наличный расчет в стационарных торговых точках организации (магазинах, ларьках, палатках и др.). В документе перечисляют конкретные виды продукции, передаваемые для продажи в торговую точку. По каждому виду продукции указывают: от кого (через кого) они поступают, единицу измерения, количество, цену, сумму, общее количество и сумму продукции, принятой для реализации. Передача продукции для продажи удостоверяется подписями лиц, сдавших и принявших ее. Правильность оформления документа подтверждается подписью заведующего магазином (продавца), к нему прилагаются сопроводительные и оправдательные документы (накладные и др.). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в торговой точке, а второй вместе с сопроводительными документами передается в бухгалтерию, где после проверки служит основанием для списания продукции с материально ответственных лиц (заведующего складом, бригадира и др.) и записи ее под отчет руководителю торговой точки (заведующему магазином, продавцу). Отчет о реализации (продаже) продукции является отчетом стационарной торговой точки о продаже продукции, торговой выручке и ее использовании. В отчете приводятся данные о продажах по каждому виду продукции. Он составляется в установленные документооборотом сроки и используется в бухгалтерии для отражения операций в учетных регистрах. Кроме того, в документе приводятся данные об использовании полученной выручки: сдано в кассу; сдано на расчетные счета в банке; сдано в банк (отделение связи) по месту нахождения торговой точки для перечисления на расчетные счета; использовано на месте (и на какие цели). Все эти данные после сверки с первичными документами используются для записи сумм по корреспондирующим счетам. Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции составляется при разовой продаже продукции (продажа молока из цистерн и фляг, овощей, картофеля, бахчевых с автомашин и прицепов и т. п.) с выездом на рынок, ярмарку и т. п. В отчете указываются объем принятой и проданной продукции (в учетных и продажных ценах), остаток непроданной продукции. На оборотной стороне отчета приводятся данные о движении денежных средств (поступило, сдано, использовано, остаток). Прилагаются все первичные учетные документы на приемку продукции для продажи и сдачу денежной выручки или возврат продукции на склад. На основе данных отчета о продаже сельскохозяйственной продукции бухгалтерия осуществляет записи по учету продаж. При отпуске продукции на общественное питание используют накладные внутрихозяйственного назначения и лимитно-заборные ведомости. Кроме реализации продукции сельскохозяйственные организации выполняют работы и оказывают услуги разным организациям, сторонним лицам и своим работникам: перерабатывают давальческое сырье, перевозят грузы, обрабатывают приусадебные участки, оказывают услуги основных и вспомогательных производств и др. Выполненные работы и оказанные услуги принимаются покупателями и заказчиками по актам приемки-передачи вы- полненных работ и оказанных услуг, которые составляют в двух экземплярах: один передается заказчику, а второй остается у организации-исполнителя (подрядчика). Суммы налога на добавленную стоимость (НДС) поступают в составе общей выручки от покупателей. В настоящее время все плательщики этого налога обязаны составлять специальный первичный документ — счет-фактуру, а также вести книги продаж. Счет-фактура является дополнительным контрольным документом, который призван затруднять сокрытие выручки от продажи продукции (работ, услуг) и обеспечить достоверность расчетов в процессе ее реализации. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению у покупателя в установленном порядке. Продавец должен выставлять счет-фактуру при совершении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Документ выписывают в пятидневный срок со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Счет-фактура составляется поставщиком в двух экземплярах: первый экземпляр этого счета выдается покупателю, второй же продавец оставляет у себя и затем регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур и в книге продаж в хронологическом порядке по мере реализации товаров или получения предоплаты. В счете-фактуре должны быть указаны: его порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН продавца и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежного документа, если поставляемый товар был заранее оплачен; наименование товаров и единица их измерения; количество поставляемых товаров; цена за единицу товара без учета НДС (при поставке товаров по государственным регулируемым ценам — с учетом НДС); стоимость всех отгруженных товаров без НДС; сумма акциза по подакцизным товарам; ставка НДС (в процентах); сумма НДС; стоимость всех отгруженных товаров с учетом НДС; страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером, а также заверяется печатью организации. При больших объемах продажи право подписи руководителя и главного бухгалтера разрешено возлагать на уполномоченных лиц, что оформляется приказом по организации. Записи в счетах-фактурах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в лечение времени, установленного для их хранения в архиве. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного Налоговым кодексом РФ порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в котором хранятся их вторые экземпляры и указываются ставки и суммы НДС по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам, что позволяет снизить вероятность неотражения хозяйственных операций по продаже продукции (работ и услуг), в том числе и утраты документов. Счета-фактуры, выставленные покупателям, нумеруют с начала года и учитывают в хронологическом порядке. Кроме того, поставщики ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых машин, бланков строгой отчетности), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Счет-фактура составляется продавцом и при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы — пронумерованы и скреплены печатью. Книга продаж составляется поставщиком для определения суммы НДС по отпущенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам. Контроль за правильностью ее ведения осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет со дня последней записи. Допускается ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Свою продукцию сельскохозяйственная организация должна продать потребителю; в процессе продажи выявляются ее полезность и качество. Объем проданной продукции, выполненных работ, оказанных услуг характеризует конечный результат деятельности организации, выполнение ею своих обязательств перед потребителями. Объем проданной продукции — это сумма стоимости продукции, отгруженной покупателям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, на которые в соответствии с договором перешли права собственности. Продажей завершается кругооборот средств организации, так как товар превращается в деньги. Сельскохозяйственная организация возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у организации в виде прибыли. Продажа отражает экономические связи между организациями и между организациями и государством. В современных условиях выручка от продажи продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы организации. Деньги, поступающие от продажи готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, направляются на приобретение средств и предметов труда, участвующих в следующем цикле производства. Выручка от продажи призвана компенсировать расходы по процессам производства и продажи (реализации) продукции (работ, услуг), а также обеспечить прибыль. Это связано с тем, что стоимость готовой продукции включает в себя перенесенную стоимость, в том числе потребленные материально-производственные запасы, часть стоимости основных средств в виде их амортизации, оплату труда (живой труд), новую стоимость в виде продукта, необходимого для воспроизводства рабочей силы, и прибавочного продукта, необходимого для расширенного воспроизводства. Разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью прибавочного продукта показывает, во что обходится производство готовой продукции, то есть себестоимость. Продавая продукцию, выполняя работы, оказывая услуги по разным каналам, сельскохозяйственные организации заключают договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Для учета процесса продажи готовой продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и прочих активов в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены синтетические счета: 90 «Продажи», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей готовой продукции (работ, услуг) и товаров. На этом счете учитывают расходы: на тару, упаковку, доставку продукции на железнодорожные станции (пристани) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи; рекламные расходы; расходы на оплату труда продавцов, единый социальный налог, рассчитываемый от начисленных сумм оплаты труда, и др. Счет 44 «Расходы на продажу» является собирательно-распределительным. На дебете данного счета учитывают суммы по статьям расходов (по видам), связанным с продажей продукции, товаров, работ и услуг (с кредита счетов 02, 10, 23, 60, 69, 70, 71, 76, 94 и др.), а с кредита счета 44 их списывают в дебет счета 90 «Продажи» (полностью или частично). В сельскохозяйственных организациях расходы на упаковку и транспортировку могут быть отнесены прямым путем на конкретные виды продукции. К счету 44 «Расходы на продажу» могут быть открыты субсчета: 1 «Коммерческие расходы»; 2 «Издержки обращения». На субсчете 44/1 отражают расходы, непосредственно связанные с упаковкой, погрузочно-разгрузочными работами и отправкой продукции в соответствии с договорами, а также другие расходы, связанные со сбытом продукции. Субсчет 44/2 открывают организации, заготавливающие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, и отражают расходы по ее заготовке и доставке в организацию (если у организаций есть отдельный заготовительный аппарат). Аналитический учет коммерческих расходов ведется в лицевых счетах (производственных отчетах) подразделений (ф. № 83-АПК), а издержек обращения — в ведомости аналитического учета издержек обращения (ф. №51-АПК). Синтетический учет коммерческих расходов ведется в журнал е-ордере № 11-АПК, а издержек обращения — в журнале-ордере № 10-АПК; затем кредитовые обороты заносят в Главную книгу. Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения по ним финансового результата. На нем отражаются выручка и себестоимость проданной готовой продукции, работ, услуг, а также операции по продаже принятых от населения продукции, скота, птицы, по передаче индивидуальных жилых домов, натуральные выдачи сельскохозяйственной продукции в счет оплаты труда. По дебету этого счета учитывают полную (коммерческую) себестоимость проданной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и других активов. В сельскохозяйственных организациях по дебету счета 90 «Продажи» в течение года отражают плановую себестоимость продукции (работ, услуг). По итогам года определяется разница между фактической и плановой производственной себестоимостью, и суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (если плановая себестоимость оказалась ниже фактической) или сторнируются (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 23 «Вспомогательные производства». По кредиту счета 90 «Продажи» отражают признанные в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом НДС, акцизов (на табачные, винно-водочные и другие изделия), налога с продаж. Суммы этих налогов, не принадлежащих организации, учитывают на дебете счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданной продукции, товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; кроме того, отдельные аналитические счета могут открываться по регионам продаж, видам платных услуг населению, для учета расходов, возмещаемых заготовительными организациями, и т. д. В аналитическом учете сельскохозяйственные организации отражают количество, качество, зачетную массу и стоимость продукции. Сельскохозяйственные организации имеют право выбора группировки аналитических счетов по продаже продукции по субсчетам, что должно быть зафиксировано в учетной политике. При первом варианте учета к счету 90 «Продажи» рекомендуется открывать следующие субсчета: 90/1 «Выручка»; 90/2 «Себестоимость продаж»; 90/3 «Налог на добавленную стоимость»; 90/4 «Акцизы»; 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж». По кредиту субсчета 90/1 учитываются поступления активов, признаваемые выручкой, в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На субсчете 90/2 учитывают себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг), по которым на субсчете 90/1 признана выручка. На субсчете 90/3 отражают суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателей (заказчиков), с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». На субсчете 90/4 учитывают суммы акцизов, включенных в сумму проданной продукции (товаров, работ, услуг), с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для учета сумм налога с продажи, экспортных пошлин открывают отдельные субсчета. Субсчет 90/9 предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный период. Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно расчетным путем (без закрытия субсчетов), сопоставляя совокупный дебетовый оборот по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4 и кредитовый оборот по субсчету 90/1, определяют финансовый результат (прибыль или убыток). Если выручка превышает дебетовые обороты по указанным выше субсчетам, то финансовый результат характеризуется прибылью, в противном случае — убытком. Финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». В течение года субсчета 90/1, 90/2, 90/3, 90/4 на отчетную дату имеют сальдо, а синтетический счет 90 «Продажи» сальдо не имеет. По окончании года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж». При втором варианте учета к счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета: 1 «Продажа продукции растениеводства»; 2 «Продажа продукции животноводства»; 3 «Продажа продукции промышленности и подсобных производств»; 4 «Продажа продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств»; 5 «Выполнение строительно-монтажных работ»; 6 «Продажа продукции и животных населения»; 7 «Продажа жилых домов работникам организации»; 8 «Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг»; 9 «Прибыль (убыток) от продаж». Сельскохозяйственные организации на субсчетах 90/1 и 90/2 отражают выручку от продажи продукции (Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90/1 «Продажа продукции растениеводства», 90/2 «Продажа продукции животноводства»), а также себестоимость проданной продукции в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (субсчета 43/1 «Продукция растениеводства», 43/2 «Продукция животноводства»). На субсчете 90/3 отражают продажу продукции промышленных и подсобных производств сельскохозяйственных организаций. На субсчете 90/4 учитывают операции по продаже продукции, изготовленной во вспомогательных и обслуживающих производствах и хозяйствах, а также выполненных ими работ и услуг на сторону. По дебету субсчета также отражают расходы по продаже, а по кредиту — суммы возмещения заготовительными организациями расходов по доставке сельскохозяйственной продукции. Субсчет 90/5 используют сельскохозяйственные организации, осуществляющие подрядные строительно-монтажные работы для отражения результатов от сдачи заказчикам законченных объектов строительства или работ, выполняемых ими по договорам строительного подряда и субподряда. На субсчете 90/6 в сельскохозяйственных организациях отражают проданные продукцию, скот и птицу, принятые от населения для продажи по договорам. По дебету субсчета 90/7 показывают фактическую стоимость жилых домов, проданных работникам хозяйства, а по кредиту — их сметную стоимость. Субсчет 90/8 предназначен для учета продажи прочей продукции, работ и услуг, не вошедших в предыдущие субсчета. На субсчете 90/9 выявляют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал). Ежемесячно (ежеквартально) сопоставлением дебетового и кредитового оборота по всем субсчетам счета 90 (кроме субсчета 9) определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал). Этот финансовый результат ежемесячно (ежеквартально) заключительными оборотами списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». По окончании отчетного года все субсчета, открываемые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9. При исчислении выручки важным вопросом является определение момента реализации: «по отгрузке» или «по оплате». Выручка фиксируется в тот момент, когда у продавца появляется право на получение дохода. При отгрузке продукции (завершении работ, окончании оказания услуг) оценка предполагаемой выручки наиболее точная. В сельскохозяйственных организациях всегда применялся способ определения выручки «по отгрузке», поэтому счет 45 «Товары отгруженные», как правило, не используется. На дебет счета 90 «Продажи» в течение года записывают суммы с кредита следующих счетов: 43 «Готовая продукция» — в оценке по плановой себестоимости проданной продукции растениеводства и животноводства текущего года (с корректировкой в конце года) и фактической себестоимости продукции прошлых лет; 11 «Животные на выращивании и откорме» — в оценке по плановой себестоимости реализованных молодняка животных и животных на откорме, а также на сумму корректировочных записей по итогам года (записи производят методом «красное сторно», если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой, и методом дополнительной записи, если фактическая себестоимость выше плановой); 23 «Вспомогательные производства» — в оценке плановой себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на сторону, включая возмещаемые услуги заготовительными организациями по транспортировке проданной продукции, оказанию услуг, выполнению работ, а также на сумму корректированных записей по итогам года; 26 «Общехозяйственные расходы» — на долю, приходящуюся на реализацию, при их распределении; 08 «Вложения во внеоборотные активы» — при продаже жилых домов работникам хозяйства; 10 «Материалы» — на стоимость кормов, семян, посадочного материала, проданных работникам организации в счет оплаты труда; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — на стоимость проданных блюд и изделий столовых; 41 «Товары» — при признании выручки от продажи товаров; 44 «Расходы на продажу» — при распределении расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг; 68 «Расчеты по налогам и сборам» — суммы НДС, акцизов (на винно-водочные, табачные и другие изделия), налог с продаж; 20 «Основное производство» — при продаже незавершенного производства, выполнении на сторону работ (услуг) основного производства. На сумму выявленной прибыли счет 90 «Продажи» дебетуют, при этом кредитуют счет 99 «Прибыли и убытки». Счет 90 «Продажи» по кредиту корреспондирует с дебетом счетов: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму выручки, подлежащей оплате, включая НДС; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при оплате труда натурой на сумму выручки; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму выручки при продаже продукции на рынке; 99 «Прибыли и убытки» — на сумму выявленного убытка. Для учета операций по продаже продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях предусмотрены специальные регистры аналитического учета: реестр документов по продаже готовой продукции, реестр документов по продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг, итоговые данные которых заносятся в ведомость учета продажи продукции, работ, услуг. На основе этой ведомости ежемесячно заполняется регистр синтетического учета — журнал-ордер № 11-АПК по кредиту счетов: 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция» 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные из журнала-ордера № 11 -АПК переносят в Главную книгу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |