Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет процесса продажи готовой продукции и товаров




УЧЕТ ПОЛУЧЕННОГО НДС ПРИ ПРОДАЖЕ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

ЗАДАЧИ УЧЕТА. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

ЛЕКЦИЯ 9. УЧЕТ ПРОДАЖ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тесты

1. Организаторами оптового оборота являются:

1) дилеры;

2) биржа, оптовый рынок;

3) торговое представительство, торговый дом;

4) торговые агенты.

2. Транзитная форма оптовой продажи товаров осуществляется:

1) от поставщика-изготовителя;

2) поставщиком без завоза товаров на свои склады;

3) организаторами оптового оборота;

4) непосредственно на оптовые базы.

3. Оптовая ярмарка-выставка отличается от оптового продовольственного рынка:

1) эпизодичностью проведения;

2) организацией проведения;

3) продажей товаров мелкими партиями;

4) продажей товаров населению для личного потребления.

4. Розничная продажа отличается от оптовой:

1) продажей товаров мелкими партиями;

2) продажей товаров для последующей реализации;

3) продажей товаров населению для личного потребления;

4) размером торговой наценки.

5. Суть «теории ненужности оптовых торговцев» состоит в необходимости:

1) существования «тонких» и длинных каналов распределения;

2) расширения и укорачивания каналов распределения;

3) сокращения масштабов оптовой торговли;

4) существования длинных и «толстых» каналов распределения.

6. Основными клиентами «оптовиков за наличный расчет» являются:

1) мелкие и средние розничные торговцы;

2) магазины сниженных цен;

3) мелкие и средние розничные торговцы и магазины сниженных цен;

4) магазины сниженных цен и розничные покупатели.

7. Сущность стратегии выживания оптовой торговли:

1) поддержка оптовой сети, перевозки крупными партиями, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения;

2) поддержка розничной сети, перевозки малыми партиями с высокой частотой, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения;

3) организация оптовых рынков, кооперация в сфере товародвижения, поддержка розничной сети, перевозки крупными партиями;

4) поддержка оптовой сети, перевозки малыми партиями с высокой частотой, «система оптовика-главного снабженца», кооперация в сфере товародвижения.

8. Работа по оптовым закупкам товаров не должна включать коммерческие операции, к числу которых относятся:

1) установление хозяйственных связей с поставщиками;

2) выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;

3) рекламно-информационная деятельность;

4) определение потребности в товарах.

9. Методами оптовой продажи товаров со складов является продажа товаров:

1) в мелкорозничной торговой сети;

2) торговым домом;

3) в магазине;

4) с личной отборкой.

Продажей продукции, работ, услуг завершаются кругооборот средств сельскохозяйственных организаций, превращение средств из товарной формы в денежную.

Произведенная за год продукция растениеводства, животноводства, промышленных производств и других хозяйств называется валовой продукцией. Ее объемом характеризует выполнение производственной программы за отчетный год. Значительную часть валовой продукции сельскохозяйственные организации реа­лизуют в порядке выполнения заключенных договоров, включая продажу государству. Остальную часть ее потребляют внутри сельскохозяйственной организации и используют на семена, корма, оплату труда и другие цели.

Проданная продукция является товарной, а отношение товарной продукции к валовой характеризует товарность отрасли или организации в целом.

Бухгалтерский учет процесса продажи (реализации) призван решить следующие задачи:

- обеспечение систематического контроля за соблюдением договоров по продаже продукции, выполненных работ, оказанных услуг по их видам, количеству, каналам (направлениям);

- своевременное документальное оформление первичных учетных документов в процессе продажи;

- контроль за применением договорных цен;

- правильное заполнение счетов-фактур, книги продаж с целью контроля за определением сумм налога на добавленную стоимость;

- контроль за своевременностью поступления выручки;

- объективное отражение хозяйственных операций по продаже продукции, работ, услуг в регистрах бухгалтерского учета;

- точное выявление финансовых результатов от продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг на сторону (другим организациям), от продажи основных средств и прочих активов.

Отправку продукции для продажи оформляют первичными документами, которые служат основанием для списания продукции с материально ответственных лиц и предъявления счетов для оплаты покупателям.

Каждая партия отправленной продукции растениеводства, животноводства, промышленных производств за пределы организации (на заготовительные пункты и другим покупателям) оформляется разными товарно-транспортными накладными в зависимости от вида продукции. Все формы товарно-транспортных накладных в основном имеют общее содержание и строение (общие обяза­тельные реквизиты, общие разделы). Однако в этих документах по каждому виду сельскохозяйственной продукции имеется много специфических реквизитов (по зерну — засоренность, влажность, соответствие требованиям стандарта по различным параметрам; по животным — упитанность, по молоку — кислотность, процент жирности, охлажденность и т. д.).

При отправке на хлебоприемные и другие пункты приема зерновой продукции партий зерновых, семян масличных культур, трав как сопроводительный документ применяется товарно-транс­портная накладная (зерно). Ее выписывают в четырех экземплярах: один остается у заведующего складом (током), а три выдаются на руки водителю автомашины. На приемном пункте в накладной указывают фактически принятую, зачетную массу продукции и ее качество (влажность, засоренность, сортность), цену и сумму. Один экземпляр накладной остается на пункте, а два других с подписью о приемке продукции возвращают водителю. По прибытии в сельскохозяйственную организацию водитель возвращает заведующему складом (током) один экземпляр накладной для подтверждения сдачи продукции на заготовительный пункт, а другой прикладывает к путевому листу грузового автомобиля как подтверждение выполненной работы для начисления оплаты труда. При использовании привлеченного транспорта два экземпляра товарно-транспортной накладной передают транспортной организации, один из которых прикладывают к счету на оплату за перевозку грузов.

Все выписанные товарно-транспортные накладные заведующий током регистрирует в реестре документов на выбытие продукции. В конце рабочего дня реестр вместе с документами, на которые он был составлен, и ведомостью движения зерна и другой продукции передается в бухгалтерию.

При отправке на продажу животных заведующий фермой (бригадир или зоотехник) с участием ветеринарного врача выписывает товарно-транспортную накладную (животные) на каждую партию скота или птицы независимо от вида транспорта и способа достав­ки животных (железнодорожный или автотранспорт, перегон гуртом и т. д.). Кроме накладной при отправке животных на заготовиельные пункты или другим организациям заполняется ветеринарное свидетельство.

Для учета операций по отправке молока и молокопродукции на молочные заводы и другие приемные пункты применяется товарно-транспортная накладная (молсырье), в которой указываются пункт приемки продукции, назначение и масса, фамилия, имя и отчество лица, транспортирующего груз, другие данные. На каждую партию отправленного молока (утром, днем, вечером) выписывают отдельные накладные.

Перед отправкой молочную продукцию взвешивают, определяют ее жирность, кислотность, температуру и другие качественные показатели.

На молокозаводе в присутствии представителя поставщика продукцию принимают, результаты приемки фиксируют в накладной, которую подписывают приемщик и лаборант. Один экземпляр накладной через водителя, сдавшего продукцию, возвращают в организацию, второй остается на приемном пункте.

При расхождении количественных и качественных параметров сдаваемого молока и молочных продуктов осуществляют контрольную пробу для повторного анализа при обязательном присутствии представителя поставщика.

Сельскохозяйственные организации, кроме того, могут оказывать помощь своим работникам в продаже излишков сельскохозяйственной продукции из личного подсобного хозяйства. Если на приемный пункт отправляют молоко, принятое от граждан или от крестьянских (фермерских) хозяйств, то данные о нем фикси­руют в журнале учета приемки-закупки молока от граждан, а также выписывают товарно-транспортные накладные (молсырье), которые нумеруют отдельно для обеспечения правильности расчетов с молокосдатчиками. Для оформления операций по поступле­нию (закупки) и выбытию (передачи, продажи) животных по договорам, заключенным с гражданами, используется акт на передачу (продажу), закупку скота и птицы по договорам.

При отправке на приемные пункты плодово-ягодной продукции, овощей, лубяных культур используется товарно-транспортная накладная (овощи, плоды, ягоды, лубяные культуры), которую оформляют в четырех экземплярах на каждую партию продукции. Первый и второй экземпляры накладной отправляют вместе с грузом, третий передают в бухгалтерию сельскохозяйственной организации, четвертый остается в пункте отправки продукции. Затем после сдачи продукции первые экземпляры накладных с распиской о приемке продукции ежедневно сдают в бухгалтерию сельскохо­зяйственной организации, где сверяют принятое количество продукции с отправленным и производят записи в учетные регистры.

При выявлении расхождений между отправленной и принятой массой продукции должен быть составлен акт, который представляется на рассмотрение администрации организации-поставщика для выяснения причин и принятия необходимых мер.

В пункте отправки продукции все товарно-транспортные накладные регистрируются в реестре документов на выбытие продукции.

При отправке на пункты переработки шерсти используется товарно-транспортная накладная (шерсть), в которой предусмотрены необходимые реквизиты, характеризующие особенности этого вида продукции и ее качество: способ упаковки, количество кип, масса нетто, масса брутто, способ определения массы, класс груза, чанные лабораторного анализа. Документ подписывают работники, ответственные за перевозку, отпустившие продукцию к доставке и принявшие после доставки.

На обороте документа приводится спецификация, где на каждый вид (класс, цвет) продукции даются подробные сведения по данным поставщика (заполняется грузоотправителем) и по данным приемного пункта (заполняется грузополучателем). При наличии расхождений выясняются их причины. В этом случае долж­ны быть оперативно приняты меры (в первую очередь со стороны сельскохозяйственной организации) для их недопущения в будущем.

При реализации яиц и другой продукции применяется товарно-транспортная накладная общего назначения (междуведомственная типовая форма № 1-Т). В накладной приводятся сведения о заказчике, грузоотправителе, грузополучателе, пунктах погрузки, разгрузки, подробные сведения о грузе (наименование, номенклатурный номер, позиция по прейскуранту, единица измерения, количество, цена, сумма, сопроводительные документы, вид упаковки, количество мест, способ определения массы, код и класс груза, масса брутто и т. п.), данные о погрузочно-разгрузочных операциях (способ погрузки и разгрузки, время прибытия на погрузку, время убытия, простой, дополнительные операции, подписи и расшифровка фамилий ответственных лиц). При перевозке привлеченным транспортом в накладной приводятся прочие сведения, заполняемые автопредприятием, и делается расчет стоимости перевозки: за тонны, недогруз автомобиля и прицепа, за транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, прочие доплаты и скидки.

Товарно-транспортную накладную подписывают лица, ответственные за перевозку, отпустившие продукцию к доставке и принявшие ее после доставки.

При продаже сельскохозяйственной продукции за наличный расчет оформляют акт о приемке продукции для реализации, отчет о реализации (продаже) продукции, отчет о продаже сельскохозяйственной продукции.

Акт о приемке продукции для реализации (продажи) предназначен для оформления операций по передаче продукции для продажи за наличный расчет в стационарных торговых точках организации (магазинах, ларьках, палатках и др.). В документе перечисляют конкретные виды продукции, передаваемые для продажи в торговую точку. По каждому виду продукции указывают: от кого (через кого) они поступают, единицу измерения, количество, цену, сумму, общее количество и сумму продукции, принятой для реализации. Передача продукции для продажи удостоверяется подписями лиц, сдавших и принявших ее. Правильность оформления документа подтверждается подписью заведующего магазином (продав­ца), к нему прилагаются сопроводительные и оправдательные до­кументы (накладные и др.). Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается в торговой точке, а второй вместе с со­проводительными документами передается в бухгалтерию, где после проверки служит основанием для списания продукции с ма­териально ответственных лиц (заведующего складом, бригадира и др.) и записи ее под отчет руководителю торговой точки (заведующему магазином, продавцу).

Отчет о реализации (продаже) продукции является отчетом стационарной торговой точки о продаже продукции, торговой выручке и ее использовании. В отчете приводятся данные о продажах по каждому виду продукции. Он составляется в установленные документооборотом сроки и используется в бухгалтерии для отражения операций в учетных регистрах. Кроме того, в документе приводятся данные об использовании полученной выручки: сдано в кассу; сдано на расчетные счета в банке; сдано в банк (отделение связи) по месту нахождения торговой точки для перечис­ления на расчетные счета; использовано на месте (и на какие цели). Все эти данные после сверки с первичными документами используются для записи сумм по корреспондирующим счетам.

Отчет о продаже сельскохозяйственной продукции составляется при разовой продаже продукции (продажа молока из цистерн и фляг, овощей, картофеля, бахчевых с автомашин и прицепов и т. п.) с выездом на рынок, ярмарку и т. п. В отчете указываются объем принятой и проданной продукции (в учетных и продажных ценах), остаток непроданной продукции. На оборотной стороне отчета приводятся данные о движении денежных средств (поступило, сдано, использовано, остаток). Прилагаются все первичные учетные документы на приемку продукции для продажи и сдачу денежной выручки или возврат продукции на склад.

На основе данных отчета о продаже сельскохозяйственной продукции бухгалтерия осуществляет записи по учету продаж.

При отпуске продукции на общественное питание используют накладные внутрихозяйственного назначения и лимитно-заборные ведомости.

Кроме реализации продукции сельскохозяйственные организации выполняют работы и оказывают услуги разным организациям, сторонним лицам и своим работникам: перерабатывают давальческое сырье, перевозят грузы, обрабатывают приусадебные участки, оказывают услуги основных и вспомогательных производств и др. Выполненные работы и оказанные услуги принимаются покупателями и заказчиками по актам приемки-передачи вы-

полненных работ и оказанных услуг, которые составляют в двух экземплярах: один передается заказчику, а второй остается у организации-исполнителя (подрядчика).

Суммы налога на добавленную стоимость (НДС) поступают в составе общей выручки от покупателей. В настоящее время все плательщики этого налога обязаны составлять специальный пер­вичный документ — счет-фактуру, а также вести книги продаж. Счет-фактура является дополнительным контрольным докумен­том, который призван затруднять сокрытие выручки от продажи продукции (работ, услуг) и обеспечить достоверность расчетов в процессе ее реализации.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению у покупателя в установленном порядке. Продавец должен выставлять счет-фактуру при совершении операций, облагаемых нало­гом на добавленную стоимость. Документ выписывают в пяти­дневный срок со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказа­ния услуг).

Счет-фактура составляется поставщиком в двух экземплярах: первый экземпляр этого счета выдается покупателю, второй же продавец оставляет у себя и затем регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур и в книге продаж в хронологическом порядке по мере реализации товаров или получения предоплаты. В счете-фактуре должны быть указаны: его порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН продавца и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя; номер платежного документа, если поставляемый товар был заранее оп­лачен; наименование товаров и единица их измерения; количе­ство поставляемых товаров; цена за единицу товара без учета НДС (при поставке товаров по государственным регулируемым це­нам — с учетом НДС); стоимость всех отгруженных товаров без НДС; сумма акциза по подакцизным товарам; ставка НДС (в про­центах); сумма НДС; стоимость всех отгруженных товаров с уче­том НДС; страна происхождения товара; номер грузовой тамо­женной декларации.

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгал­тером, а также заверяется печатью организации. При больших объемах продажи право подписи руководителя и главного бухгал­тера разрешено возлагать на уполномоченных лиц, что оформля­ется приказом по организации.

Записи в счетах-фактурах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в лечение време­ни, установленного для их хранения в архиве. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения

исправления.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного Налоговым кодексом РФ порядка, не могут яв­ляться основанием для принятия предъявленных покупателю про­давцом сумм налога к вычету или возмещению.

Продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям сче­тов-фактур, в котором хранятся их вторые экземпляры и указыва­ются ставки и суммы НДС по отгруженной продукции, выполнен­ным работам и оказанным услугам, что позволяет снизить вероят­ность неотражения хозяйственных операций по продаже продук­ции (работ и услуг), в том числе и утраты документов. Счета-фактуры, выставленные покупателям, нумеруют с начала года и учитывают в хронологическом порядке. Кроме того, по­ставщики ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых машин, бланков стро­гой отчетности), составляемых продавцом при совершении опера­ций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообло­жению (освобождаемых от налогообложения). Счет-фактура со­ставляется продавцом и при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок това­ров (выполнения работ, оказания услуг). Регистрация счетов-фак­тур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязатель­ство. Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы — пронумерованы и скреплены печатью.

Книга продаж составляется поставщиком для определения сум­мы НДС по отпущенным товарам, выполненным работам, оказан­ным услугам. Контроль за правильностью ее ведения осуществля­ется руководителем организации или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет со дня последней записи. Допускается ведение книги покупок и кни­ги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении нало­гового периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровыва­ются и скрепляются печатью.

Свою продукцию сельскохозяйственная организация должна продать потребителю; в процессе продажи выявляются ее полез­ность и качество. Объем проданной продукции, выполненных ра­бот, оказанных услуг характеризует конечный результат деятель­ности организации, выполнение ею своих обязательств перед по­требителями.

Объем проданной продукции — это сумма стоимости продук­ции, отгруженной покупателям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, на которые в соответствии с договором пе­решли права собственности.

Продажей завершается кругооборот средств организации, так как товар превращается в деньги. Сельскохозяйственная организа­ция возмещает свои затраты, связанные с производством и прода­жей продукции, и реализует созданный в производстве чистый до­ход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у организации в виде прибыли. Продажа от­ражает экономические связи между организациями и между орга­низациями и государством.

В современных условиях выручка от продажи продукции являет­ся единственным нормальным источником средств для бесперебой­ной работы организации. Деньги, поступающие от продажи гото­вой продукции, выполнения работ, оказания услуг, направляются на приобретение средств и предметов труда, участвующих в следую­щем цикле производства. Выручка от продажи призвана компенси­ровать расходы по процессам производства и продажи (реализации) продукции (работ, услуг), а также обеспечить прибыль. Это связано с тем, что стоимость готовой продукции включает в себя перене­сенную стоимость, в том числе потребленные материально-произ­водственные запасы, часть стоимости основных средств в виде их амортизации, оплату труда (живой труд), новую стоимость в виде продукта, необходимого для воспроизводства рабочей силы, и при­бавочного продукта, необходимого для расширенного воспроизвод­ства. Разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью прибавочного продукта показывает, во что обходится производство готовой продукции, то есть себестоимость.

Продавая продукцию, выполняя работы, оказывая услуги по разным каналам, сельскохозяйственные организации заключают договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Для учета процесса продажи готовой продукции, товаров, вы­полненных работ, оказанных услуг и прочих активов в Плане сче­тов бухгалтерского учета предусмотрены синтетические счета: 90 «Продажи», 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей готовой продук­ции (работ, услуг) и товаров. На этом счете учитывают расходы: на тару, упаковку, доставку продукции на железнодорожные станции (пристани) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачивае­мые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи; рекламные расходы; расходы на оплату труда продавцов, единый социальный налог, рассчитываемый от начисленных сумм оплаты труда, и др.

Счет 44 «Расходы на продажу» является собирательно-распре­делительным. На дебете данного счета учитывают суммы по стать­ям расходов (по видам), связанным с продажей продукции, това­ров, работ и услуг (с кредита счетов 02, 10, 23, 60, 69, 70, 71, 76, 94 и др.), а с кредита счета 44 их списывают в дебет счета 90 «Прода­жи» (полностью или частично). В сельскохозяйственных органи­зациях расходы на упаковку и транспортировку могут быть отне­сены прямым путем на конкретные виды продукции.

К счету 44 «Расходы на продажу» могут быть открыты субсчета:

1 «Коммерческие расходы»;

2 «Издержки обращения».

На субсчете 44/1 отражают расходы, непосредственно связан­ные с упаковкой, погрузочно-разгрузочными работами и отправ­кой продукции в соответствии с договорами, а также другие расхо­ды, связанные со сбытом продукции.

Субсчет 44/2 открывают организации, заготавливающие и пе­рерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, и отражают расходы по ее заготовке и доставке в организацию (если у органи­заций есть отдельный заготовительный аппарат).

Аналитический учет коммерческих расходов ведется в лицевых счетах (производственных отчетах) подразделений (ф. № 83-АПК), а издержек обращения — в ведомости аналитического учета издержек обращения (ф. №51-АПК). Синтетический учет ком­мерческих расходов ведется в журнал е-ордере № 11-АПК, а издер­жек обращения — в журнале-ордере № 10-АПК; затем кредитовые обороты заносят в Главную книгу.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения по ним финансового результата. На нем отражаются выручка и себестоимость проданной готовой про­дукции, работ, услуг, а также операции по продаже принятых от населения продукции, скота, птицы, по передаче индивидуальных жилых домов, натуральные выдачи сельскохозяйственной продук­ции в счет оплаты труда.

По дебету этого счета учитывают полную (коммерческую) себе­стоимость проданной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и других активов.

В сельскохозяйственных организациях по дебету счета 90 «Про­дажи» в течение года отражают плановую себестоимость продукции (работ, услуг). По итогам года определяется разница между фактической и плановой производственной себестоимостью, и суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (если плановая себестоимость оказалась ниже фактической) или сторнируются (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) в кор­респонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск про­дукции (работ, услуг)», 23 «Вспомогательные производства».

По кредиту счета 90 «Продажи» отражают признанные в бух­галтерском учете суммы выручки от продажи продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг с учетом НДС, акцизов (на табачные, винно-водочные и другие изделия), налога с продаж. Суммы этих налогов, не принадлежащих организации, учитывают на дебете счета 90 «Продажи» в корреспонденции с кредитом сче­та 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданной продукции, товаров, выполняемых работ, оказы­ваемых услуг; кроме того, отдельные аналитические счета могут открываться по регионам продаж, видам платных услуг населе­нию, для учета расходов, возмещаемых заготовительными органи­зациями, и т. д. В аналитическом учете сельскохозяйственные организации отражают количество, качество, зачетную массу и стоимость продукции.

Сельскохозяйственные организации имеют право выбора груп­пировки аналитических счетов по продаже продукции по субсче­там, что должно быть зафиксировано в учетной политике.

При первом варианте учета к счету 90 «Продажи» рекомендует­ся открывать следующие субсчета:

90/1 «Выручка»;

90/2 «Себестоимость продаж»;

90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

90/4 «Акцизы»;

90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

По кредиту субсчета 90/1 учитываются поступления активов, признаваемые выручкой, в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками».

На субсчете 90/2 учитывают себестоимость проданной продук­ции (товаров, работ, услуг), по которым на субсчете 90/1 признана

выручка.

На субсчете 90/3 отражают суммы налога на добавленную сто­имость, причитающиеся к получению от покупателей (заказчи­ков), с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На субсчете 90/4 учитывают суммы акцизов, включенных в сумму проданной продукции (товаров, работ, услуг), с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Для учета сумм налога с продажи, экспортных пошлин откры­вают отдельные субсчета.

Субсчет 90/9 предназначен для выявления финансового резуль­тата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный период.

Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4 производятся нако­пительно в течение отчетного года. Ежемесячно расчетным путем (без закрытия субсчетов), сопоставляя совокупный дебетовый оборот по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4 и кредитовый оборот по суб­счету 90/1, определяют финансовый результат (прибыль или убы­ток). Если выручка превышает дебетовые обороты по указанным выше субсчетам, то финансовый результат характеризуется при­былью, в противном случае — убытком.

Финансовый результат ежемесячно (заключительными оборо­тами) списывается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В течение года субсчета 90/1, 90/2, 90/3, 90/4 на отчетную дату имеют сальдо, а синтетический счет 90 «Продажи» сальдо не имеет.

По окончании года все субсчета, открытые к счету 90 «Прода­жи» (кроме субсчета 90/9), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

При втором варианте учета к счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

1 «Продажа продукции растениеводства»;

2 «Продажа продукции животноводства»;

3 «Продажа продукции промышленности и подсобных произ­водств»;

4 «Продажа продукции вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

5 «Выполнение строительно-монтажных работ»;

6 «Продажа продукции и животных населения»;

7 «Продажа жилых домов работникам организации»;

8 «Продажа прочей продукции, товаров, работ и услуг»;

9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Сельскохозяйственные организации на субсчетах 90/1 и 90/2 отражают выручку от продажи продукции (Дт 62 «Расчеты с поку­пателями и заказчиками» Кт 90/1 «Продажа продукции растение­водства», 90/2 «Продажа продукции животноводства»), а также себестоимость проданной продукции в корреспонденции с креди­том счета 43 «Готовая продукция» (субсчета 43/1 «Продукция рас­тениеводства», 43/2 «Продукция животноводства»).

На субсчете 90/3 отражают продажу продукции промышленных и подсобных производств сельскохозяйственных организаций.

На субсчете 90/4 учитывают операции по продаже продукции, изготовленной во вспомогательных и обслуживающих производ­ствах и хозяйствах, а также выполненных ими работ и услуг на сторону. По дебету субсчета также отражают расходы по продаже, а по кредиту — суммы возмещения заготовительными организаци­ями расходов по доставке сельскохозяйственной продукции.

Субсчет 90/5 используют сельскохозяйственные организации, осуществляющие подрядные строительно-монтажные работы для отражения результатов от сдачи заказчикам законченных объектов строительства или работ, выполняемых ими по договорам строи­тельного подряда и субподряда.

На субсчете 90/6 в сельскохозяйственных организациях отражают проданные продукцию, скот и птицу, принятые от населе­ния для продажи по договорам.

По дебету субсчета 90/7 показывают фактическую стоимость жилых домов, проданных работникам хозяйства, а по кредиту — их сметную стоимость.

Субсчет 90/8 предназначен для учета продажи прочей продукции, работ и услуг, не вошедших в предыдущие субсчета.

На субсчете 90/9 выявляют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал).

Ежемесячно (ежеквартально) сопоставлением дебетового и кредитового оборота по всем субсчетам счета 90 (кроме субсчета 9) определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц (квартал). Этот финансовый результат ежемесячно (ежеквартально) заключительными оборотами списы­вается с субсчета 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». По окончании отчетного года все субсчета, открываемые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9), закры­ваются внутренними записями на субсчет 90/9.

При исчислении выручки важным вопросом является определение момента реализации: «по отгрузке» или «по оплате». Выручка фиксируется в тот момент, когда у продавца появляется право на получение дохода. При отгрузке продукции (завершении работ, окончании оказания услуг) оценка предполагаемой выручки наи­более точная.

В сельскохозяйственных организациях всегда применялся способ определения выручки «по отгрузке», поэтому счет 45 «Товары отгруженные», как правило, не используется.

На дебет счета 90 «Продажи» в течение года записывают суммы с кредита следующих счетов:

43 «Готовая продукция» — в оценке по плановой себестоимости проданной продукции растениеводства и животноводства текущего года (с корректировкой в конце года) и фактической себестоимости продукции прошлых лет;

11 «Животные на выращивании и откорме» — в оценке по плановой себестоимости реализованных молодняка животных и животных на откорме, а также на сумму корректировочных за­писей по итогам года (записи производят методом «красное сторно», если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой, и методом дополнительной записи, если фактическая себестоимость выше плановой);

23 «Вспомогательные производства» — в оценке плановой себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на сторону, включая возмещаемые услуги заготовительными организациями по транспортировке проданной продукции, оказанию услуг, выполнению работ, а также на сумму корректированных записей по итогам года;

26 «Общехозяйственные расходы» — на долю, приходящуюся на реализацию, при их распределении;

08 «Вложения во внеоборотные активы» — при продаже жилых домов работникам хозяйства;

10 «Материалы» — на стоимость кормов, семян, посадочного ма­териала, проданных работникам организации в счет оплаты труда; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — на стоимость проданных блюд и изделий столовых;

41 «Товары» — при признании выручки от продажи товаров;

44 «Расходы на продажу» — при распределении расходов, свя­занных с продажей продукции, товаров, работ и услуг;

68 «Расчеты по налогам и сборам» — суммы НДС, акцизов (на винно-водочные, табачные и другие изделия), налог с продаж;

20 «Основное производство» — при продаже незавершенного производства, выполнении на сторону работ (услуг) основного производства.

На сумму выявленной прибыли счет 90 «Продажи» дебетуют, при этом кредитуют счет 99 «Прибыли и убытки».

Счет 90 «Продажи» по кредиту корреспондирует с дебетом счетов:

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму выручки, подлежащей оплате, включая НДС;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при оплате труда натурой на сумму выручки;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму выручки при продаже продукции на рынке;

99 «Прибыли и убытки» — на сумму выявленного убытка.

Для учета операций по продаже продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях предусмотрены специальные регистры аналитического учета: реестр документов по продаже готовой продукции, реестр документов по продаже товарно-материальных ценностей, работ и услуг, итоговые данные которых заносятся в ве­домость учета продажи продукции, работ, услуг. На основе этой ве­домости ежемесячно заполняется регистр синтетического учета — журнал-ордер № 11-АПК по кредиту счетов: 41 «Товары», 42 «Тор­говая наценка», 43 «Готовая продукция» 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и рас­ходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные из журнала-ордера № 11 -АПК переносят в Главную книгу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.