Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет и функции философии




ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Всеобщее в системе «мир-человек». Эта система распадается на две относитльно противоположные и самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы – мир и человек. Каждая из подсистем подразделяется на уровни: онтологический, познавательный, аксиологический и праксиологический.

 

Ч праксиол.субъект.-объктивные отношения М

Чел.,сознание аксиолог.субъект.-объект.отношения мир,материя,объектив.

Позноват.субъект.объет.отношения ная реальность

Онтологические отношен.материи и человека

 

Метод в философии

Метод – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководство-

ваться в процессе познания. Известен афоризм Г.Лихтенберга: было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как надо думать. Природа метода представляет собой совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. Классифицировать метод можно по сторонам научного познания: предметно-содержательная, операциональная и аксиологическая.

Предметная содержательность метода – отражает знание о предмете исследования, образно говоря, это – теория, повернутая острием на познание и преобразование объекта в виде системы нормативных правил, выведенных из теории. Необходимое условие – наличие объективного (объектного) основания.

Операциональность – указывает на зависимость метода от субъекта, его профессиональной подготовки, умение перевести объективные законы в познавательные приемы, в конечном итоге склонность субъекта к научному исследованию.

Аксиологический – степень надежности, экономичности, эффективности.

Существует три группы методов научного познания: дисциплинарные (только для частных наук, например: спектральный анализ в химии и физике); общенаучные – ход познания во всех науках. Например: гносиологические принципы наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование и т.д.); универсальный (всеобщий) – философский метод и принцип мышления, например: от абстрактного к конкретному, принцип историчности, диалектической противоречивости и т.д.

Кроме того, можно выделить эмпирические и теоретические; качественные и количественные; содержательные и формальные и т.д.

Общенаучные методы исследования:

1. наблюдение – преднамеренное целенаправленное восприятие предметов и явлений внешнего мира; оно всегда активно, связано с решением определенной задачи; его задача – дать факты для подтверждения или опровержения гипотезы, след. необходима однозначность замысла и возможность контроля путем повторного наблюдения. В наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование.

2. экспериментальный метод – применение к объекту материального воздействия активностью субъекта, т.е. активно-преобразующая роль субъекта. Эксперименты бывают физические и т.д., демонстрационные, поисковые, проверочные и т.д. и мысленный («что должно произойти, если…,т.е. переводит субъект из реальности в плоскость воображения, но регулирования знаниями объективно действующих законов.

3. моделирования - воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на подобранном заменителе (модели) с целью получения новой информации об объекте. Но модель лишь одно из средств познания, подлинная цель всегда сам объект. Модель находится в отношении соответствия с оригиналом. Сегодня ведущая роль принадлежит математическому знаковый аппарат математической логики) и кибернетическому(системы управления различной природы с отображением информационных процессов) моделированию.

Всеобщий (филоcофский) метод познания - система познавательных средств и приемов, основанных на всеобщих диалектических принципах и их теоретическое обоснование. К их числу относится философская рефлексия, философская интуиция, историко-философский анализ, творческий философский синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Диалектический принцип, уходящий в своей истории в Античность (Сократ майевтика) исходит из наличия противоречий развития и движения к этим противоречиям. В процессе постижения сущности из явления субъекту необходимо пользоваться принципом объективности (учение Платона и Гегеля о методе познания объективной истины путем выяснения того, что в них имманентно), сознательное устранение агностической ориентации. Принцип объективности дополняется принципом системности, требующим от субъекта в процессе познания исходить из целостности. При этом необходимо учитывать императив (требование) детерменизма, позволяющий разграничить необходимое и случайное, существенное и несущественное, т.е. осуществить движение мышления к к казуальным связям внутри сущности.

Принцип историзма базируется на представлениях о сущности развития. Исходным является требование сущностной ретроспективности путем возвратного анализа и принципа актуализма, определением направления и характера развития или изменения предмета и развития системы.

Принцип диалектической противоречивости познания – бывает двух видов: философско-гносиологический и логико-методологический. Последний направляет познание на то, чтоб в его результатах была воспроизведена противоречивость предмета исследования и нацеливает на противоречивость способов фиксации и решения проблемы. Для этого необходимо выяснение антиномии – проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.