КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истоки философской мысли. Вечная философия Древнего Востока
Лекция 2. Основные исторические типы философии и философствования
Вопрос 1. Основные исторические этапы развития философии и их краткая характеристика Вопрос 2. Вечная философия Древнего Востока Вопрос 3. Философия античности, этапы её становления и развития, основные представители и концепции
Вопрос 1.
Вопрос 2. Искры философской мысли зарождались в первых древних цивилизациях Востока в результате весьма продолжительного и неизбежного взаимодействия мифов (от греч. - предание, сказание), т. е. стихийно возникших и примитивно объясняющих мироздание архаических сказаний, повествований о чудесных событиях и превращениях богов и героев, с одной стороны, и рационального осмысления повседневного человеческого опыта, - другой. За персонажами мифов стоят фантастические представления или смутные догадки об управляющих мирозданием силах. Генетически и структурно мифы связаны с первобытными обрядами и магическими действиями. Отделенные от ритуалов и десакрализированные мифы превращаются в простые легенды, былины и сказки. Мифы бывают космологические, этологические, генеологи-ческие. Все они описывают происхождение, сотворение чего-либо как "добывание" каким-либо героем элементов культуры или природы путем похищения у первоначальных хранителей, изготовление демиургом ("создателем") или порождение первопредком. Созидание видимого мира представлялось в мифах как превращение первичного хаоса в космос в ходе борьбы богов или героев с демоническими силами зла и постепенного отвоевывания и упорядочения тех или иных фрагментов бытия. Формирование космоса предстает в мифах отделением неба от земли, выделением суши из первичного океана, появлением трехсферной структуры миров небесного, земного и подземного, соединенных мировым древом. Особую кагегорию составляют календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами и повествующие об регулярно изчезающих и затем возвращающихся богах и героях. Существовали также эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. В мифах часто разрабатывались такие биографические мотивы как рождение, инициации, т. е. посвящение в полновозрастный статус, браки, жизненные испытания и кончина мифических персонажей. В качестве раннего феномена культуры мифы были первой попыткой гармонизации личности, общества и природы. Особенности мифологического сознания определялись неспособностью человека выделить себя из природного окружения и преобладанием эмоциональных реакций над незрелой и робкой мыслью, что вело к метафорическому сопряжению природных и социальных объектов, очеловечиванию природы с неизбежным одушевлением фрагментов космоса. Невозможность научного объяснения восполнялась тотальным генетизмом и этиологизмом, т. е. объяснение сводилось к преданию о происхождении и творении. Такой язык мифа, такова и его «логика». Миф сюжетно повествует, как все было и стало, философия - рационально, понятийно и системно воспроизводит картину бытия и переживает ее не только чувственно, но и интеллектуально. В составном термине "философия" заключено гармоническое единство мысли и чувства, мудрости и любви. Миф и эмпирическое опытное знание были единственными источниками мыслительного материала для философии. От мифа ранняя философия унаследовала образность, метафоричность, афористичность, налет спекулятивности. От эмпирического знания - тягу к конкретности, системной оформленности, практической значимости, логической обоснованности и стройно ста, которые между тем не препятствовали смелому полету философской мысли. Миф изначально антропоморфен: он наделяет окружающую действительность - природу и мир социума - человеческими эмоциями и стремлениями. На Востоке, в силу незрелости рабовладельческих отношений азиатского способа производства, мифы и их персонажи зооморфны, т. е. имеют облик животных, звериных фантастических чудовищ. И хотя философская проблематика начала зарождаться в ранних цивилизациях Древнего Востока, но они так и не смогла вырваться из плена религиозно-мифологического мировоззрения, тогда как зрелое рабовладение античной Греции закономерно вызвало к жизни именно рационально-теоретическую форму философской мысли, с которой принято вести отсчет развития философии в собственном смысле слова. Пифагор первым предложил закрепившееся название этому специфическому виду знания. Накапливаясь, эмпирическое знание должно было неминуемо взорвать тесные для себя узы мифологической оболочки и найти новое мировоззренческое вместилище, более свободное и адекватное. Так появилась философия античной Греции и Древнего Рима. Она началась с натурфилософии, фюзиса, философии природы Милетской школы. Однако предфилософия Древнего Востока, тем не менее, остается богатейшей сокровищницей духовных исканий и прозрений человечества. Олдос Хаксли назвал ее Вечной философией, воспользовавшись термином Г. Лейбница, предложенным для обозначеиия такой метафизики, которая признает высшую, божественную реальность конечной субстанцией всего на свете, включая чувства и мысли. О. Хаксли (1894—1963) - популярный англоязычный просветитель и мистик-интеллектуал, антиутопический романист (''Прекрасный новый мир", "Остров"), публицист и пропагандист науки о человеке и сознании, автор книг "Врата восприятия", "Небеса и ад" и др. В книге "Вечная философия" (1944) он представил солидно прокомментированный обзор классических древних духовных текстов. В 1997 г. эта книга издана в русском переводе. В ней показано, что начала Вечной философии обнаруживаются в традиционных знаниях первобытных народов практически повсеместно, а полностью развитые формы представлены в каждой из мировых религий, Более двадцати пяти веков назад Вечная философия впервые получила письменное оформление в Древней Индии. С тех пор она говорит почти на всех восточных и европейских языках. Но за всем этим множеством преданий, мифов и духовных доктрин кроется нечто общее, что может быть выражено одной фразой: "Сущностной истиной всех мировых священных традиций является просветление". Подробнее эта идея углубляется в четырех центральных постулатах. 1. Мир и все его творения выражают стоящую за ними высшую реальность. 2. Эта фундаментальная предельная реальность, как бы она ни именовалась - Брахманом, Дао или Богом, - выходит за рамки всех определений, описаний и понятий. 3. Она доступна только медитативному мистическому созерцанию, спонтанному, либо иницированному с помощью соответствующей подготовки и тренировки. 4. Высшей целью человеческого существования служит просветление, в результате которого человек распознает свое единство с этой высшей реальностью и тем самым осознает свою истинную природу, что и выступает залогом спасения. Таким образом, Вечная философия нацелена на непосредственное мистическое восприятие мира, поэтому она религиозна по своей сути. Это неувядающая философия мистических традиций. Мистицизм (от греч. - таинственный) - доктрина, которая осмысливает теорию и практику переживания в экстазе акта непосредственного сверхчувственного и сверхрассудочного единения с абсолютом, с высшей реальностью, с истиной. Мистика так или иначе обнаруживала сильное тяготение к пантеизму, к растворению Бога в природе и отождествлению его с нею. Мистические мотивы пронизывают индуизм, буддизм и даосизм. Они же характерны для многих школ западной философии и философии Ближнего Востока. Мистическое мировосприятие заметно у философов-милетцев, в диалектических фрагментах Гераклита, в пифагореизме и платонизме, включая неоплатоников, у гностиков, в мусульманском суфизме, иудейской Каббале, у европейцев Парацельса, М. Экхарда, Я. Беме, в теософии и антропософии, наконец, в современной биллетризированной мифологии Карлоса Кастанеды о Дон Хуане - маге из американского племени яки. Творцов и толкователей Вечной философии именовали "святыми", "пророками", "мудрецами", "просветленными". Полагали даже, что они озвучивают ниспосланные свыше истины. Однако подлинным источником Вечной философии служит сверхчувственное и сверхразумное прозрение, интуитивное по своей природе постижение единства мироздания как основы и принципа всякого разнообразия. На протяжении многих веков мистики вели гонкую и своеобразную работу по созданию различных психотехник, пытаясь понять механизмы подсознательных, глубинных предощущений. Опыт медитации, т. е. предельно духовного сосредоточения, многодневных постов и многочасовых молитв, умерщвления плоти и т. д. - все это позволяло прикоснуться к скрытым тайнам мироздания. Наука и философия в равной мере стремятся свести разнообразие фактов и представлений к торжеству общего закона, общего принципа. Не удивительно, что, угадывая присутствие Абсолютного, или Единого внутри и вне множества, Вечная философия настаивает на таком способе понимания разнообразия, которое сво- дит его к Единому и выводит из единого Первоначала, из Абсолютного тождества. "Око пророческого зрения открывает то, что скрыто от очей разума", - констатировал У. Джеймс в книге "Многообразие религиозного опыта". Мудрецы Востока учили: "Во всех вещах следуй за Первопричиной, ибо следствие уведет тебя в сторону". Своеобразный вариант Вечной философии демонстрирует и праславянская мифология. Тройственную, триединую сущность мира олицетворяют в ней Явь, Навь и Правь как атрибуты стоящего за ними Рода - всемогущего первоначала Бытия. Явь - это мир явлений, объективный мир, рожденный Родом. Последний отделил Бытие от Небытия, Явь от Нави, Правду от Кривды. Навь-мир идей и снов, мир посмертный, священный. Правь - всеобщий закон, управляющий миром, закон Развития, коловращения, закон противоборства и смены Яви и Нави. Явь стремится все изменить; ее функция - пробуждение, горение, новообразование. Навь, напротив, гарант неизменности, возвращения к первоначальности; ее функция - засыпание, угасание, умирание. Смена Яви и Нави - это смена дня и ночи, времен года, жизни и смерти, радости и печали, вдоха и выдоха. Движущей силой при этом выступает Любовь как Сила Рода и Дух Рода. Это то, что до Света и Огня, до Отца и Матери, но то, что есть их причина и причина каждого в отдельности. Монистическое триединство Рода раскрывается в неразрывной связи Яви, Нави и Прави. Это же триединство персонофицировано в праславянской дохристианской Троице. Вседержитель и вдохновитель Род обретает образ Триглава, которому подчиняются все остальные праславянские боги. Триглав обнаруживает следующие три мифологические ипостаси. 1. Сварог - небесный бог, Дед Богов, родник всему Роду. Именно он "сварганил", т. е. сотворил мир. От ударов этого небесного Кузнеца разлетаются искры-молнии. 2. Перун - бог грозы и войны. Он милостив к почитающим его и грозен для врагов. 3. Сватовит - бог Света, "сват" Жизни. В более ранний период матриархата его место занимала Матерь Сва, а в более поздние времена - Велес, Бог скотоводства и богатства, мудрости и поэзии. Как ни парадоксально, но современная наука, особенно благодаря плодотворности системного подхода и синергетического стиля мышления, обнаруживает многие параллели, созвучия и сопряжения с восточной мистической философией. В книге Фритьо- фа Капры "Дао физики" (англ. изд. 1976; русск. - 1994) обсуждаются переклички между современной теоретической физикой и неувядающей философией мистических традиций Древнего Востока. "Чем глубже мы проникаем, - пишет Ф. Капра, - в субмикромир, тем больше убеждаемся в том, что современный физик, как и восточный мистик, рассматривают мир как систему, состоящую из неделимых, взаимопредполагающих и пребывающих в непрестанном обмене и вибрации компонентов, неотъемлемой частью которой является и сам наблюдатель. Нет никакого сомнения в том, что это органическое, "экологическое" мировоззрение Вечной философии обеспечило ей невероятную популярность на Западе, особенно в сердцах молодежи". Идея "соучастия вместо стороннего наблюдения" сформулирована физиками сравнительно недавно. По словам В. Гейзенберга, "то, с чем мы имеем дело при наблюдении, это не собственно сама природа, но природа, доступная нашему методу задавать вопросы". Известно, что в зависимости от условий эксперимента могут меняться свойства наблюдаемого объекта. Но это же давно знают мистики, которые постигают истину не путем внешнего наблюдения, но пристрастно участвуя в этом процессе всем своим существом, настраиваясь на избирательное улавливание всех резонансов мироздания до такой степени, что в океаническом и даже космическом сознании исчезают различия между индивидом и миром. Возникает своеобразная эмпатия, т. е. самоотождествление с объектом постижения. Современная физика тоже склонна воспринимать Вселенную в качестве переплетающейся сети физических и психических взаимоотношений, части которой могут быть определены только в терминах их связей с целым. Основными составляющими Вселенной являются динамические паттерны - преходящие сцепления нескончаемого тока преобразований и видоизменений. Подобно восточной Пустоте как неисчерпаемому источнику творения, современная физика открыла, что физический вакуум, как он именуется в теории поля, содержит в себе возможность существования самых всевозможных элементарных частиц, как преходящих воплощений Пустоты. Единство мира получает дополнительное обоснование в трех ипостасях материи - вещество, поле и космический вакуум ячеистой и самовозбуждающейся структуры, рождающий как вещество, так и поле. Современная теоретическая физика осознала давно известную Вечной философии истину о том, что "законы" и теории во многом остаются продуктом человеческого сознания, следствием понятийного структурирования нашей картины мира, а не тождеством самой реальности. Итак, можно смело утверждать избыточность содержания классических образов Вечной философии Востока в сравнении с выводами современной науки. Наряду с физикой синергетика позволяет по-новому осмыслить важнейшие принципы восточного мировосприятия. Обращает внимание принципиальное родство синергетических образцов современного мышления с восточной традицией мировосприятия. Для него характерен целостный способ мышления и не дуальный принцип постижения противоположностей, исключающий их полярное противопоставление, чем преодолеваются недостатки аналитического, логицистского подхода, укорененного в западной цивилизации. Дело заключается, видимо, в избыточности содержания классических образцов мудрости Вечной философии по отношению к сумме конкретных познаний той эпохи. Современной синергетике созвучны четыре основополагающие идеи восточной философской мудрости. Во-первых, это - идея единства и согласованности мира, единой всепроникающей связи всего со всем: каждая частица несет в себе искру вселенского духа. Синергетика вскрывает природу такой внутренней связи. Она осуществляется через малые воздействия и флуктуации, выводящие на иные уровни организации с эффектом усиления посредством положительной обратной связи. Возможно, кроме того существует некая прасреда, флуктуации которой дают все остальные наблюдаемые среды. Тогда когерентность (сцепление, согласование) природного мира получает простое объяснение. Аналогично гипотезируется некое прасознание, потенциально пребывающее в неразвернутом, "дремлющем" состоянии. Во-вторых, идея вечного возвращения и цикличности - карма, сансара, круговорот рождений и смертей в универсуме и ритмы смены режимов инь-ян. Синергетика на материале современной науки более глубоко раскрывает смысл ритма, показывая, что только следуя колебательным режимам, системы могут поддерживать свою целостность и динамично развиваться. Так, осциллирует наблюдаемая нами Вселенная, ритмам труда и отдыха, сна и бодрствования подчиняется человек. Важно нащупать оптимальный ритм таких чередований, стимулирующих рост и развитие благодаря полному проявлению резонанса с миром. Третья идея, сближающая синергетику и восточную мудрость Вечной философии - это отличная от западной традиции трактовка случайности, - не как дополнения необходимости, но одного из главных движущих начал мира. Многое решает конфигурация, архитектура наблюдаемой сети событий, а не породившие ее причины. Каждая незначительная деталь из еле различимого фона может иницировать целую цепь событий, развернуть веер новых форм бытия. Ибо, согласно восточному мировидению, все важно как элемент Единого, все неявно несет в себе его тотальную природу. В синергетике случайность предстает конструктивным механизмом эволюции, обеспечивающим блуждание по полю развития. Роль случайности несоизмеримо возрастает близ точек бифуркации -ветвления траекторий развития. Четвертое свидетельство поразительной согласованности восточных и синергетических представлений - пристальный интерес к нетрадиционным путям эволюции, а также познавательного и практического овладения миром благодаря голо графическому эффекту "все в одном и одно во всем". Благодаря ему, через человека и глубины его сознания можно понять основы мироздания, через свою человеческую душу можно постигнуть душу мира. Человек усиливает свои когнитивные способности не только посредством своего многоликого искусственного продолжения (телескоп, компьютер и т. д.), но и настраивая и приводя самого себя в особое состояние человека-прибора, что помогает раскрыть посредством йоги, медитации и других психотехник удивительные потенции человека. Таким образом, благодаря синергетике, появились новые возможности для духовного сближения Востока и Запада. Сохраняя аналитическую точность, присущую западной цивилизации, и обогатившись восточными прозрениями, наука в неменьшей степени будет заботиться о глобальной, холистской перспективе, покидая рамки раздробленности классической культуры. Благодаря успехам синергетики и ее философско-мировоззренческому осмыслению, на исходе XX столетия пополнился перечень атрибутов материи. Наряду с движением, пространством-временем, отражением и сохранением, современная философия провозглашает еще одно неотъемлемое свойство материи -самоорганизация. Установлено, что самоорганизующимся системам нельзя навязывать пути их развития. Это обстоятельство резко ограничивает эффективность управленческих методов, приверженных диктату и насилию. Управляет вовсе не сила, а правильная топологическая конфигурация и удачный выбор места и времени резонансного и тактичного управленческого воздействия. Овладение синергетическим стилем мышления вносит много нового в процессы самоорганизации науки и культуры на рубеже второго и третьего тысячелетий. Достаточно сказать, что в значительной мере трансформируется сама логика научного познания, его методология, а также природа языка науки. Так, однозначные строгие понятия все чаще теснит многозначный символ, что сближает науку с искусством, с духовными учениями. Разумеется, грань между ними никогда не сгладится - исчезает лишь граница отчуждения, непонимания и конфронтации. Это значит, что научное творчество, научные открытия становятся ближе языку искусства, в частности, повышается эвристическая роль образных метафор и интуитивных догадок, прозрений. И наоборот, художнические свершения чаще начинают оперировать языком науки. Современная художественная литература изобилует такими примерами, а начинала этот прорыв научная фантастика. Методы познания в науке XX в. заметно обогащаются интуитивно-медитативными способами постижения истины. Между прочим, еще в древней китайской "Книге перемен" изучение понималось как вникание, вхождение в ритм и рисунок изменений, отпуск "вожжей понукания" и улавливание естественного ритма процесса и его тончайших внутренних нюансов. Синергетика лишний раз высветила и объяснила отличия между восточной и европейской ментальностью. На Востоке издавна почитается принцип "Истина выше слов", так как слова, термины, понятия что-то огрубляют, усекают или вносят не совсем то. Короче, слова не всегда бывают адекватны сути, особенно когда передаешь сложные интеллектуальные или эмоциональные нюансы. Согласно этому принципу, слов должно быть немного, но каждое - на своем месте и в свое время сказано, дабы пробудить поток сознания в голове реципиента (слушателя, читателя, зрителя), вовлечь его в соразмышление и сопереживание, чтобы он тоже сам пришел к истине, улавливая общий смысл сказанного и - еще важнее - недосказанного, интуитивно схватывая и достраивая картину целого. Этому приему нет цены в педагогике.
Литература к лекции 1 Асов А. И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. 320 с. Асов. А. И. Славянские боги и рождение Руси. М.: ВЕЧЕ, 1999. 544 с. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. Пер. с англ. М-.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 336 с. Голосевкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. Каира Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб, ОРИС; и ЯНА-ПРИНТ, 1994. 304 с. Князева Е. Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М.: Ин-т философии РАН, 1995.228 с. Мифы народов мира. Энциклопедия.в 2-х тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т.1. 672 с. Хаксли О. Вечная философия. Пер. с англ. М.: РЕФЛ-БУК, "Ваклер", 1997. 336 с. Философский энциклопедический словарь. 2 изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 368-370.
Лекция 2 Первые шаги западной философии. Античность Философия как термин и - что важнее - как концептуально-теоретическая система знаний порождены древнегреческим гением. Именно благодаря своей философии, греки придали развитию цивилизации отчетливо рационалистическое направление, совершенно отличное от восточного. Постепенное вызревание в лоне философии законов, принципов и правил логического рассуждения стимулировало появление затем классической европейской науки. Вклад древних греков в мировую культуру исключителен и неоспорим. Вечная философия Востока тоже была мудростью, но последняя не основывалась всецело на теоретических рассуждениях, опирающихся на разум и логику. Она была мистична, замыкаясь в пределах интуитивных прозрений и констатации (деклараций), но не доказательных и систематических объяснений. Некоторые аналогии и переклички у греков нельзя объяснить прямым заимство- ванием. Скорее это вполне исторически объяснимые совпадения. Так, никто из философов и историков-греков не указывает на восточные истоки греческих концепций, а тем более на какие-либо переводы, хождение или использование восточных текстов, даже египетских, не говоря уже о дальних странах. Правда, определенные научные познания греки получали с Востока. От египтян - математико-геометрические знания, от вавилонян - астрономические, но они имели прикладной контекст и были дополнены и трансформированы школой Пифагора в общую и систематическую теорию чисел и геометрических фигур. И в астрономии греки видели прежде всего теоретико-познавательные цели. Философию греков пестовала, создавала и подпитывала любовь к чистому познанию сверх его практической ценности. Греческий культ разума вызрел не сразу. Он пестовался в гомеровских поэмах "Илиада" и "Одиссея", поэмах Гесиода "Теогония", "Труды и дни", в стихах нравоучительных поэтов VII—VI вв. до н. э. Так, образный ряд Гомера структурирован согласно чувству гармонии, пропорции и меры, которые потом греческая философия подымет на уровень онтологических, бытийственных принципов. Показательно, что Гомер уверенно мотивирует поступки своих персонажей, Гесиод же вводит историко-генетический принцип объяснения, представляет справедливость высшей ценностью. А какой мудрый девиз начертан на дельфийском храме-святилище Аполлона: "Познай самого себя"! Он стал базовым принципом греческой философии. Философскую проблематику стимулировали также греческие мистерии, например, орфизм с его идеей бессмертия души и дуализма души и тела, без которых непонятны Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и Платон. Кстати, не имея священных книг, как на Востоке, греки оказались чужды догматики и жрецов, хранителей догмы, что делало их философскую мысль принципиально свободной и смелой. Можно сказать, что философию породило воплощенное в? смелую мысль удивление перед лицом бытия, а главным стимулом философии стало вечное "Почему?". Первые философы Милетской школы в греческой Ионии стремились постичь истинную природу или истинное устройство вещей, которую они именовали "фюзис". Стало быть, первоначальное значение этого слова, переводимого как "природа" - истинное устройство вещей. Философия милетцев также имела сильную мистическую окраску. Поздние греки называли их гилозоистами, т. е. оживляющими и одухотворяющими неодушевленную природу космоса. Тогда еще не употребляли понятие "материя", которое ввели гораздо позднее философы-арабы. Все формы существования древние греки воспринимали как проявления "фюзиса". При этом Фалес полагал, что все вещи наполнены божествами, а Анаксимандр считал космос неким организмом, наделенным космическим дыханием - "пневмой". Эти органические аналогии были близки к древнеиндийской и древнекитайской традиции. Подобные параллели еще более очевидны в философии Гераклита из Эфеса (городок близ Милета на западном побережье современной Турции, а тогда это были греческие колонии). В основе "фюзиса" Гераклит видел огонь - символ непрерывной изменчивости, циклических разгораний и угасаний. Греки называли подобное первоначало "архе" (от греч. - власть). По Гераклиту, власть в фюзисе принадлежит огню. Фалес отдавал ее воде, Анаксимен - воздуху, Анаксимандр - неопределенному "апейрону". Все они были наивными диалектиками, и Гераклит в особенности. Он рассматривал различные пары противоположностей как единое целое, называя весь их комплекс логосом, законом, управляющим всем космосом. Гармонию единства противоположного Гераклит наделял божественным статусом, склоняясь к пантеизму. Разрыв этого единства впервые совершили элеаты (Парменид из Элей). Они признали существование некоего Божественного принципа, стоящего над всеми богами и людьми. Он отождествлялся не с единством космоса, а с разумным персонифицированным Божеством, стоящим над миром и им управляющим. Так наметилось то направление в философии, которое отделило дух от природы, противопоставило их и породило дуализм, столь характерный для европейской философской традиции. В противоположность Гераклиту, Парменид учил, что в основе всего находится не Становление, а Бытие, причем неподвижное и неизменное, постоянно равное самому себе, завершенное и совершенное, непорожденное и неуничтожимое, сферообразное и единое. Все видимые изменения относились за счет иллюзорности наших чувств. Попыткой примирить эти два несовместимых подхода стало атомистическое учение Левкиппа - Демокрита, Эпикура и Лукреция, которые исходили из тезиса о том, что Бытие проявляется в определенных неизменных субстанциях - атомах, которые сочетаясь и расходясь, порождают все изменения. Но далее в античной мысли интерес перемещался все больше от материального к духовному, к человеческой душе и проблемам этики. Античная философия древних греков и древних римлян зародилась в VI в. до н. э. и просуществовала до VI в. н. э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Таким образом она охватывает по времени около 1200 лет. Идейный источник античной философии - мифологическое мировоззрение, которое переносит на природу и мир наиболее понятные в те времена кровнородственные отношения. Переход от общинно-родовой формации к зрелому рабовладению потребовал нового мировоззрения. Мифологическая оболочка не выдерживала напора накапливающегося знания, но новое его вместилище -философское мировоззрение - могло быть только рефлексией над мифологией; поэтому оно несло в себе родимые пятна последней и последовательно выдвигало на передний план ту или иную рефлектируемую сторону мифа. Перенося вовне, транслируя на природу идеал социального порядка рабовладения и наблюдая явные признаки организованности в регулярном движении небесных светил, античная философия во главу угла поставила идею чувственно-вещного космоса (макрокосм), провозглашаемого абсолютной основой бытия. Включенный в него микрокосм человеческого бытия органично с ним связан, несет на себе печать этого целого. Более того, они моделируют друг друга, т. е. во многом, если не во всем, тождественны, как зеркала, обращенные друг к другу. Античная философия утверждает единство макро- и микрокосма. Космоцентризм — ведущая черта античной философии. При неоспоримом приоритете макрокосма. Отсюда объективизм античной философии. Далее, античность полагала, что если вещь движется, значит, она живая, одушевленная. Отсюда элементы гилозоизма. Если космос вечен и его никто не создал, значит, он для себя абсолют. Выше его нет ничего. Значит, он кроме всего прочего - абсолютное божество. Отсюда пантеизм античной философии. Античные боги - это идеи, которые воплощаются в космосе, это управляющие им законы, только обожествленные. Рассуждаем дальше. Космос независим, значит он свободен; в то же время он управляем, значит подчиняется абсолютной необходимости. Вот здесь-то и раскрывается диалектика необходимости и свободы. Только необходимость - это судьба. Поэтому античность развивается под знаком фатализма, соединенного с героизмом. Ведь я не знаю своей судьбы, значит, мои поступки могут спорить с ней. Зная от предсказательницы свою судьбу, у стен Трои Ахилл все же идет в бой, ибо его призвание - быть героем, а погибнуть или нет - дело судьбы. Еще одна особенность античной философии. Космос совершенен, значит это произведение искусства. Отсюда художественность античной философии. А если присмотреться к гармонии и пропорциям человеческой телесности, то налицо еще одна черта античного мировоззрения - скульптурность. Хотя сам по себе этот космологизм внеличностен, абсолютно объективен. Только лишь в поздней античности начинают проглядывать личностно-субъективистские интенции, выводящие в конце концов на средневековую философию. Античная философия: от хаоса — к космосу и от мифа - к логосу Итак, идейным воплощением рабовладельческого строя стал чувственно-вещный космос как абсолют, как внеличностное единство идеи и материи, героизма и фатализма. Вместе с вещами, пребывающими в постоянном становлении, он тоже вечно становился самим собою, находясь в вечном круговращении и самоповторении. Поэтому он внеисторичен. В духе вечного возвращения он переходил от хаоса к всеобщему оформлению и обратно. Это вечное возвращение было понятно, убедительно, но также успокоительно и утешительно, так как ничто не уходит безвозвратно, все возвращается на круги своя. Периодизация античной философии. Поскольку миф, трактуя о всем существующем как о сфере живых существ, поначалу не различал в них субъективной жизни отдельно от их объективного существования, то первая же рефлексия в отношении мифа привела к различению объекта и субъекта. Показательно, что классический период античной философии - VI—IV вв. до н. э. - трактовал космос преимущественно в качестве объекта. Ранняя классика, VI-V вв. до н. э., в лице досократиков трактовала космос натурфилософски: интуитивно и субстратно в виде природных стихий (вода, воздух, элементы, атомы и т. д.). Средняя классика, V в. до н. э., в лице софистов и Сократа трактовала космос дискурсивно, понятийно посредством поиска надэлементных общностей. Например, противопоставляя атомы и пустоту. Диалектика софистов негативна. Высокая классика, IV в. до н. э., в лице Платона трактует космос категориально-диалектически в виде системы иерархических уровней общего, со стороны смысловой, идейной и идеальной. Поздняя классика, IV—III вв. до н. э., в лице Аристотеля видит космос энергийно и дистинктивно-дескриптивно, как текуче-сущностную энтелехию, как ум-перводвигатель - предел всех чувственно-элементных оформлений. Перед нами энергийно рожденный и энергийно изменяющийся космос. Ранний эллинизм, IV-I вв. до н. э., рассматривает чувственно-материальный космос уже как субъект, а не только как объект, в их единстве Космос трактуется как универсальный организм. Такова огненная пневма стоиков - провиденциально-фаталистический принцип становления всех уровней космической жизни. Этот самодовлеющий организм принял у эпикурейцев чисто человеческий облик и оптимистическое понимание, а в скептицизме подвергся критике, но опять-таки ради охраны субъективно-человеческого самочувствия и безмятежности. То была эпоха античного просвещения. Средний эллинизм, I в. до н. э. - II в. н. э., находит недостаточным огненный пневматизм стоиков и усматривает источник космического организма - огненную пневму - в виде платоновского мира идей. Существенную эволюцию претерпевает и понятие судьбы. Представитель среднего эллинизма Посидоний, I в. до н. э., отнял у судьбы функцию определять субстанцию космоса и ее органический рисунок, но поскольку космос оставался носителем всех космических судеб в качестве первоединства, то этим воспользовался неоплатонизм. От логоса снова к мифу. Цикл замкнулся Поздний эллинизм, III—IV вв. н. э., представленный неоплатонизмом Плотина, зародился как учение о таком первоедином, которое выше и тела космоса, и его души, и его ума. Существует некий сверхлогический интеграл, контролирующий все космические оформления. Таким образом, воссоздается на новой основе мифология в виде триадичной мистической диалектики, необыкновенно тщательной и даже виртуозной, правда, пока без прямых мифологических выводов. Ученик Плотина Порфирий широко использует религиозно-мистическую практику с ее оракулами и теургизмом. В афинском неоплатонизме Прокла и Дамаския вся античная мифология целиком и полностью дается в виде глубокопродуманной и триадически выверенной диалектики. Космос позднего эллинизма предстает мифологизированной событийной диалектикой. Таким образом, античная философия началась с мифологии и завершилась тоже мифологией, но рефлективно диалектизированной. Синтез противоположных категорий воплощался в мифологические образы, исчерпывающие диалектический потенциал. Поэтому закономерно наступил упадок и пришла гибель античной философии, которые символизировали многочисленные учения первых веков н. э., известные под именем синкретизма. Имеется в виду некая смесь язычества и христианства, смесь эклектическая. Она вела и к искажению язычества (эрозия пантеизма) и к неумению философски осознать христианство. Беспорядочная смесь космологизма и персонализма характеризует эту эпоху. Этим грешила халдейская литература, оракулы Сивиллы, "герметический корпус" (герметизм) и, конечно, гностицизм - мистическое учение о знании, достигаемом посредством откровения и указующим человеку путь к спасению. Сокровенная и непознаваемая сущность первоначала проявляет себя в эманациях - зонах. Им противостоит материя, источник которой – демиург - лишен божественной полноты и совершенства. Он халтурщик, ремесленник. Борьбе греховной, отягощенной злом материи со светом духовного божества гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологического характера. В абсолютизации кажимости, иллюзорности космос предстал как нечто обманное, а по сути - средоточие мирового зла. Этот мотив получил название "докетизм" (от греч. - кажусь). Другим, прямо-таки чудовищным свидетельством гибели античной мысли стал проповедуемый многими гностиками либертинизм (от лат. - свобода). Якобы обладание знанием освобождает от следования моральным нормам. Дело доходило до проповеди открытого разврата. Так бесславно, естественно и трагически погибла, исчерпав себя, тысячелетняя античная философия. Основой бытия стал не чувственно-вещный космос, а абсолютная личность, которая выше всякого космоса, потому что творит его и им управляет. Это - христианство. Но поначалу несовершенство античных богов переносилось на новооткрытое божество, которое само грешит, само кается и всячески старается спасти себя самого. Таково происхождение ереси синкретизма как переходного этапа, ибо не могло же язычество мгновенно уступить место христианству. Итоги греческой философской классики Греческая философская классика впервые подошла к миру с вопросами, претендующими на столь же ясные ответы. Поражает неудержимая страсть узнавать, постигать за вечным потоком явлений некие, сущностные глубины. Заложенная греками мощная традиция критической мысли обозначила истоки и специфику всего западного мышления. Две тенденции обнаружила греческая философская классика. Они оказали сильное влияние на западную мысль и были подхвачены философией Возрождения и Нового времени. Возникли эпистемная и софийная традиции. Эпистемная традиция опирается прежде всего на опытное знание, на натурфилософский способ теоретического обобщения. Натуралистический эмпиризм, идущий от Фалеса и милетцев через Демокрита, обогащенный рационализмом, стихийным материализмом и наивной диалектикой, был увенчан синтетическим гением Аристотеля. В превращенной форме эта линия была продолжена и в средневековой философии. Ее кредо раскрывается в следующих положениях. 1. Опорой человеческого познания выступают разум и эмпирические наблюдения. 2. Истину надлежит искать в посюстороннем мире, открытом человеческому опыту, а не в потустороннем мире, недоступном обычному восприятию. Доступность и польза свойственны имманентным, а не трансцендентным истинам. 3. Причины естественных явлений безличны, имеют физическую природу в земном мире. Поэтому всякие антропоморфные проекции, мифологические и религиозные, однозначно подлежат исключению из причинных объяснений. 4. Всеохватность теоретических умозрений должна быть соизмерена с эмпирической реальностью во всей ее изменчивости и индивидуальности. 5. Ни одна философская система не является окончательной и поиски истины должны сопровождаться как критикой, так и самокритикой. 6. Человеческое знание относительно и подвержено заблуждениям. Его приходится постоянно пересматривать в свете новых доказательств и нового анализа, новых фактов и гипотез. Тексты философов этой линии в философии склонны порой к занудным перечислениям и классификациям, к стремлению все разложить по "полочкам": градациям, ступеням, логически непротиворечивым, иногда искусственным и надуманным. Стремление к четким ответам и однозначным решениям высвечивает историческую ограниченность предлагаемых ответов. Тем не менее, эта линия всегда была огромным завоеванием человеческой мысли, неизбежным этапом и одним из двух полюсов, взаимодействие которых обеспечивало высокое напряжение философской мысли античности. Софийная линия в античной философии начата Пифагором, Сократом, но ярче всего выражена в философии Платона. Для нее характерна свободная форма изложения мысли, часто в виде диалога, что позволило достичь сплава интеллектуальности и художественности, а также проблемный стиль рассуждений, исключающий окончательные ответы и поддерживающий высокий накал умудренного и закаленного, трудного и вечного поиска истины. Это уникальный синтез греческого рационализма и духовного интуитивного прозрения архетипических форм бытия, чуждый всякою системосозидания, открытый наитию и скептической самоиронии. Все это воплощается в следующем наборе принципов. 1. Мир - это упорядоченный Космос, соизмеримый порядку человеческого разума, что и допускает рациональный анализ эмпирического мира космоса. 2. Космос является выражением всепроникающего, наделяющего природу назначением и целью, высшего разума, доступного непосредственному восприятию человека, развившего в себе экстра способности. 3. Видимый мир содержит внутри себя более глубокий смысл, одновременно и рациональный, и мистический по характеру постижения, источнику и цели всякого существования. 4. Познание требует от человека сознательного развития познавательных способностей: разума, интуиции, опыта, оценки, воображения, памяти и нравственности. 5. Непосредственное постижение глубочайших тайн мира - потребность не только ума, но и души, так как оно являет собой некое "искупительное" видение природы вещей, ведущее к интеллектуальному успеху и духовной свободе. Согласно Платону, основу существования составляют архитипические Идеи, образующие неосязаемый субстрат всего осязаемого. Истинное строение мира открывается не чувствам, а интеллекту, каковой в высшем своем состоянии получает прямой доступ к верховной реальности Идей. Первейшая задача и конечное назначение философа, - заявлял Платон, - состоит в обобщении опыта непосредственного постижения трансцендентных Идей. Если Платону разум потребовался для того, чтобы преодолеть эмпирический мир и обнаружить скрытый за ним трансцендентный порядок, то Аристотелю - чтобы обнаружить имманентный порядок внутри самого эмпирического мира. Литература к лекции 2 Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 240 с. Лосев А. Ф. История античной философии (в конспективном изложении). М.: Мысль, 1989. 204 с. Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 286 с. Лекция 3 Средневековая философия Теоцентрически ориентированная средневековая философия была логически подготовлена закономерной эволюцией античной философии от мифа к логосу и снова к мифу, но уже рефлектированному, что облегчило укоренение библейской мифологии. Если античная философия имела два идейно-теоретических источника - миф и накапливающиеся знания, то средневековая философия оперировала также двумя источниками, но уже иными - Библией и идейным наследием античной философии, которому стремилась дать теологическую интерпретацию и использовать ее выборочно. Библия (от греч. - книги) это "собрание книг" Ветхого Заве-га и Нового Завета. Первый имеет древнейшую устную традицию и составлялся в 1300-100 гг. до н. э. Второй восходит к I. н. э. и посвящен новому посланию Христа. Ветхий Завет содержит 46 книг, признанных католиками "каноном", правилом, принимаемым верующим в качестве истины веры. Это Пятикнижие Моисея, Тора или Законы; Книги Царств, Хроники, Дидактические и поэтические книги, Пророческие книги - "большие и малые пророки". Книги Нового Завета содержат 4 Евангелия (Матвея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния святых Апостолов, Корпус посланий св. Павла, послания Апостолов и пророческое послание Иоанна - Апокалипсис. Термину "Завет" соответствует греческое "договор", предложенный Богом Израилю по чистой благой воле и инициативе Дарующего Бога. Несмотря на скрепление этого первого Завета жертвенной кровью, сыны Израиля его многократно нарушали, поэтому потребовался Новый Завет "во оставление грехов". Библия предстает "словом Божьим", и потому оно объект веры. Не будучи философией в греческом смысле слова, она дает общее видение реальности и человека, заключая в себе целую серию фундаментальных идей философского плана, обладающих силой, изменившей духовный облик западного мира. Слово Христа в Новом Завете перевернуло все понятия и проблемы античной философии, определив их будущую постановку, преобразовав как тех, кто его принял, так и тех, кто его отверг, и вынудив последних мыслить в пределах нового духовного горизонта. Три позиции обозначились совершенно отчетливо: — философский поиск различимости веры и разума; — философствование вне веры и против веры; — философствование в вере. Игнорировать веру стало отныне нельзя. Библейское послание утверждает абсолютный монотеизм, т. е. понимание Бога как единого и уникального, не допуская любую форму политеизма и идолопоклонства. Такой Бог решительно немыслим в рамках античной философии. Креационизм с его понятием "творения из ничего" решительно разрубает гордиев узел апорий, терзающих греческую онтологию. Бог творит свободно, чистым актом веления блага и бескорыстного дара. Один Бог есть несотворенное, подлинное Бытие, все же тварное лишь обладает бытием в качестве Присущего (Богу), против абсолютно независимого Сущего, как в античной философии. Антропоцентризм Средневековья опрокинул космоцентричную картину мира античности: Библия распознала в человеке существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек - господин и повелитель всего, что создано для него Богом, всего остального, всего тварного. Если греки стремились уподобиться богам через развитие интеллекта, дорогами познания, то Библия указует на волю, на возможность и способность свободно принять Божью волю как свою собственную, чтобы вознестись над всем тварным миром. Далее, если греческие боги сами подчинялись законам природы (и морали, т. к. это тоже было естество), то Бог библейский дает человеку закон в виде "повеления". Добродетелью становится повиновение заповедям Господа, и это есть идеал святости. И напротив, тягчайшим Грехом становится неповиновение восставшего против Бога. Античный интеллектуализм сменяется христианским волюнтаризмом. В обмен на веру божественный абсолют обещает каждому верующему безопасность, спасение и точное провидение будущего, что также переворачивало все построения эллинистической этики, показавшей всю свою хрупкость. Появление Христа, его искупительная жертва за грех Адама и Евы полностью изменили греческую картину мира и весь строй мышления. Новый Завет утверждает невозможность искупления вины и спасения человека силой интеллекта, любой другой природной силой. Необходимо содействие Бога, стимулируемое глубиной веры в Бога. Библейское послание указало, что по ту сторону океана знания лежит спасительный континент веры. Средневековый человек предстает уже не в двух измерениях, как прежде в античной философии: "тело" и "душа" (вместе с разумом), но в трех: "тело", "душа" и "дух". Последний причастен к божественному опять посредством же веры. Итак, греки подарили цивилизации пространство разума, христиане - пространство веры. Главный, пожалуй, вклад раннего христианства в философию (и в культуру) состоит в выдвижении идеала всеобъемлющей любви как основы человеческого бытия. Если в Ветхом Завете принципом взаимодействия Бога с человеком был страх, то в Новом Завете им стала любовь, преодолевающая его. Любовь - она от Бога. Он принес ее людям, возлюбил их и страстно желает ответного чувства. Однако его не может быть без любви к ближнему: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?". Если Ветхий Завет считал людей только рабами Божьими, то Евангелие поднимает их до уровня его друзей и возлюбленных. Любовь людей друг к другу способна вывести их из униженного рабского состояния, в которое ввергли их ненависть и вражда, и сделать друзьями не только друг друга, но самого Бога. Всепрощающая любовь к ближнему делает человека равным Богу. Так высоко человеческая мысль еще никогда не ставила любовь. Помимо всего прочего без нее невозможно высшее, сверхразумное познание - таков гносеологический потенциал любви как высшей ценности и совершенства. Бог есть любовь - в этой краткой формуле - глубинный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым человечеством. Средневековая философия поставила понятие любви значительно выше разума в качестве двигателя человеческих взаимоотношений. Старые боги греко-римского пантеона не годились для этой цели. Потребовался новый Бог, значительно более возвышенный и авторитетный и одновременно обладающий всеми эмоционально-психологическими характеристиками человека, - нужен был Богочеловек, который пошел бы ради любви к людям на позорную смерть от их же рук и этой смертью искупил бы их грехи, чтобы черствые сердца людей возгорелись этой же любовью. Итак, понятие любви выступает в средневековой философии практически центральной философско-мировоззренческой категорией, связующей сферы онтологии, гносеологии, этики и эстетики. Любовь утверждается важнейшим и универсальным творческим принципом вселенной, на котором основывается ее духовное и жизненное бытие. Христианское послание означало, без сомнения, самую радикальную переоценку ценностей в истории человечества. Согласно новой шкале ценностей, необходимо вернуться к простоте и чистоте младенца: "Если вы не переменитесь и не станете как дети, не войдете в царство небесное", - убеждал своих учеников Христос. Фундаментальной добродетелью провозглашалось смирение: "Без меня, моей помощи, - сказал Христос, - вы не сможете ничего". После Сократа греки без колебаний указывали на душу как подлинную сущность человека. Душа и ее бессмертная природа - ось всей платоновско-пифагорейской, а также аристотелевской традиций. Христианин же уповает не на бессмертие души, но на воскресение из мертвых, что подразумевает даже телесное возвращение к жизни. Тематика воскресения из мертвых станет предметом философской рефлексии христианских идей. В библейском послании понимание истории выражено не циклической траекторией, как у греков, а прямолинейной, идущей к страшному суду - наступлению Царства Божия во всей его полноте. Таким образом, главное, пожалуй, в том, что средневековая философия пересмотрела античную мерку человека, и оказалось, что сердце человеческое глубже глубин античной мудрости. Так, в грандиозной попытке задать новую планку человеку, новое измерение и горизонт его жизни, родился христианский гуманизм. Различные уровни понимания библейских текстов и их противоречивость образовали пространство теологической, моральной и философской рефлексии. Потребовалось защищаться от идейных противников (язычников, еретиков). В затянувшемся на несколько веков становлении средневековой философии можно выделить три периода. 1. Разработка моральной проблематики "Апостольскими отцами" I в. н. э. 2. Деятельность четырех Отцов-апологетов по систематической защите христианства с использованием философского инструментария. 3. Период собственно Патристики с III в. н. э., в которой философский элемент платоновского типа играл особо заметную роль. Патристика (Отцы Церкви) в своих философских интерпретациях следовали Платону и платонизму, неоплатоникам. Начиная же с Иоанна Дамаскина и особенно в период схоластики, с VIII— IX вв. и далее, исходили из Аристотеля. Первым просхоластом считается Северин Боэций, VI в. (логика). "Золотой век" схоластики - XIII в. - дал такие имена как Фома Аквинский, Бонавентура и И. Дуне Скотт. Заключительная фаза схоластики знаменует размежевание разума и веры, что зафиксировано Вильямом Оккамом в XIV в. Фома Аквинат, "ангельский доктор", развивал концепцию двойственной истины, призванную примирить науку и религию, вернее, слегка ограничить религию, чтобы дать место науке. Особенности средневекового стиля мышления 1. Теоцентризм признал Творцом природы и истории единого верховного Бога, триединого Господа и, тем самым, отверг многобожие языческой религии и принизил, хотя и не отменил вовсе, античный идеализм архетипических форм, приспособив Платона и неоплатоников к своим целям. 2. Платоновский дуализм духа и материи был усилен учением о Первородном Грехе, о Падении человека и природы во всеобщей человеческой вине. Природа лишилась внутренне присущей ей святости - как поли-, так и пантеистической, хотя и сохранила некую ауру сверхъестественности - божественной либо сатанинской. 3. Религия культивировала презрение к физическому миру природы и человека. Понятия "мир", "плоть" и "дьявол" сближались в сатанинский триумвират. Даже невинное изучение природы представлялось угрозой целостности религиозной веры. Тварный мир природы недостоин человеческих помыслов и дерзаний из-за своей порочной бездуховности. 4. Средневековая личность предстала практически бессильной перед лицом мира и перед лицом зла, попросту заблудшей душой, если бы не постоянное водительство и ограждение Церкви. 5. Божье главенство и водительство в истории, историческое появление Иесуса Христа на земле и его вторичное и окончательное воцарствование в грядущий век Апокалипсиса, несущего спасение человечеству - все это придало новому сознанию драматический искупительный динамизм линейной, а вовсе не цикличной, как полагали раньше, логики истории. 6. Культ Девы Марии в образе человеческой матери Бога, а также заодно Матери-Церкви унаследовал мифологию языческой Богини-Матери. 7. Скептическое сомнение - прежде важнейшая добродетель рассудка - отныне решительно развенчивалась как непростительное духовное упущение и даже порок. Резко принизив ценность наблюдения, анализа и постижения естественного мира, религиозная философия перенесла акцент с рациональных и эмпирических способностей, подчас отвергая их вовсе, на эмоциональную, нравственную и духовную сферы, подчиняя все способности человека Божьей воле и требованиям Церкви. 8. Совершенно отвергалась способность человека самостоятельно проникать - интеллектуальным или духовным путем - в смысл мироустройства. Абсолютные полномочия устанавливать окончательную истину передавались Церкви и Священному Писанию. На многие века разум стал пленником веры. 9. Великий парадокс религиозной философии - гремучая смесь оптимизма и пессимизма - разрушал с таким трудом возводимое здание авторитета Церкви. Та самая весть о божественном космическом возрождении через воплощение-очеловечение Логоса, которая вознесла значимость человеческой жизни, истории и человеческой свободы на столь небывалую высоту, в то же время вытравлялась Церковью бесконечными запретами, нетерпимостью и суровостью. Ореол явленной Божественной Любви, обещавшей радость верующим, объединенных живым телом Христовой Церкви, натыкался на проповедь "инакости" Бога, на оговорки об искуплении лишь со временем, да в ином - загробном мире, на призывы к воздержанию от мирской деятельности, ибо спасения достойна только малая часть правоверных слуг Церкви. И это, несмотря на непостижимое совершенство и всемогущество Господа. Крест, этот символ победы через Любовь, стал также и символом запрета, отрицания и отлучения, даже проклятия. Пропасть между добром и злом виделась непреодолимой. Очень быстро Церковь вернула иудейские мотивы карающего Бога. Адово распятие затмило радость счастливого обожения и воскресения человека и природы, осененных мудростью Творца. Таковы два полярных полюса христианского мировоззрения. Верующий опыт метался между ними, между отношением возвышенной Любви и ужасающего страха перед карой Небесной. Вера и надежда затоплялись чувством вины и безысходности. Радость искупления постоянно омрачалась насаждаемой боязнью осуждения и наказания. Христианские предписания любить все человечество, служа ему, и высокая оценка каждой человеческой души больно диссонировали с реальной историей и практикой христианской Церкви, исполненной взрывами слепого фанатизма и яростной нетерпимости, насильственного обращения в свою веру других народов, травлей еретиков, крестовыми походами против мусульман, гонением на евреев, принижением женщин (запрет священства, лишение права голоса в религиозных конфессиях, публичного сожжения "ведьм" за причастность сатане, за обладание "сосудом дьявола", подавление женской сексуальности), молчаливого согласия с рабством и колониальной эксплуатацией, враждебной предубежденности и религиозного высокомерия по отношению ко всем, кто стоит вне Церкви - все это катастрофически проигрывало в сравнении с альтернативными идеями либерализма, светского гуманизма и утопического социализма. Приближалась пора Реформации, подарившей миру протестантизм Лютера. Название "протестанте" по латыни означает "публично заявляющий". Поводом для воинствующего движения Лютера стала совершенно бессовестная торговля духовными индульгенциями (об отпущении грехов) за деньги (вплоть до избавления от чистилища), что явным образом профанировало таинство покаяния. В глазах реформаторов практика Церкви запятнала донельзя ее идеал. Иерархи развращены, а догматическая традиция слишком далеко ушла от изначального откровения. Реформация носила двойственный характер, представляя собой одновременно и консервативную реакцию, и радикально-вольнодумный переворот. Так, восстанавливались исключительный авторитет Священного Писания и ортодоксальное христианство сурового августиновского толка. Низвергая духовную власть папской Церкви, Лютер взамен проповедовал "священство всех верующих": каждый вправе толковать Библию в согласии со своей личной совестью и сообразно собственным взаимоотношениям с Богом. В итоге Реформация обернулась утверждением мятежного индивидуализма и духовной свободы. Секуляризация получила тем самым дополнительный стимул от неведающей того Реформации. Реформация нанесла непоправимый урон церковному феодализму и приблизила торжество раннекапиталистических отношений Литература к лекции 3 Библия. Современный перевод библейских текстов. М.: Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993. 1147 с. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. Лекция 4 Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения Величайший прогрессивный переворот, каким явилась эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и породила титанов" (Ф. Энгельс), была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV—XVI вв. То была эпоха зарождения передовых и динамичных капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией. Поражает воображение невиданная плотность событий, идей и выдающихся личностей на протяжении всего одного поколения, когда Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль создали художественные шедевры, Колумб открыл Новый Свет, Лютер восстал против католической церкви и начал Реформацию, а Коперник выдвинул гипотезу о гелиоцентричности Вселенной. Эпоха Возрождения ввела в повседневный оборот четыре технических изобретения, которые способствовали сильнейшим преобразованиям во многих областях жизни. Это магнитный компас, открывший мореплавателям путь в любую страну света, суля Европе новые географические постижения; порох, взятый на службу колониальных захватов и ниспровержения отживших европейских порядков; механические часы, которые увеличили многократно власть человека над временем, над природными ритмами; и, наконец, печатный станок, который обеспечил настоящий бум просвещения. Монополии на ученость в руках духовенства пришел конец. Чтение "про себя" и размышление в одиночестве помогли освободиться от традиционных способов мышления и коллективного цензорского надзора над ним- каждый получал доступ к различным точкам зрения и формам опыта. Человек Возрождения осмелился бросить вызов традиционным авторитетам и утверждать такую истину, которая основывалась на его собственном суждении. Повсюду заявляли о себе индивидуальный гений и независимость. Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм, но не тот христианский, производный от тео-центризма взгляд на человека как высшее творение бога на Земле, созидающего мир для человека; соответственно, тогда человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с Богом, к греху, искуплению и вечному спасению, недостижимому собственными силами. Гуманистический антропоцентризм философии Ренессанса определяет человека в его земном предназначении, "взрывая" иерархическую картину теоцентризма и возвращая к природе, которая из служанки и творения превращается в пантеистически обожествленное и наделенное всеми могущественными силами первоначало вещей. Наивысшим и наиболее последовательным воплощением этой тенденции стал натуралистический и близкий к материализму пантеизм Джордано Бруно, у которого Бог лишается свободы, он не творит мир "из ничего", а "со-вечен" миру и слит с законом естественной необходимости. Секуляризация - это освобождение от духовной власти религии. Ренессанс явился закономерным итогом развития средневековой культуры и философии. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитету следуют без дистанции, идеалом восхищаются эстетически, с чувством дистанции. Антропоцентристским идеалом стала разносторонность возрожденческого человека, которая наиболее ярко проявлялась в кружках гуманистов. В эпоху Возрождения ослабевает убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Осознавая себя творцом собственной жизни и судьбы, человек оказывается и неограниченным господином над природой. Фигура художника-творца становится как бы символом Возрождения. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскресении человека во плоти привело к той "реабилита-цик" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения с его культом красоты. Пантеизм - специфическая черта натурфилософии Возрождения. Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, вне-природный характер, сливаясь с природой, которая тем самым обожествляется, наделяется магико-алхимическими свойствами, позволяющими входить с ней в контакт и управлять природой. На месте христианского бога предстала некая мировая душа как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа не нуждается больше в потустороннем начале. Николаем Кузанским, основоположником новоевропейской диалектики (методологический принцип минимума и максимума противоположностей), парадокс выдвигается в точку роста живого знания. Гелиоцентризм против геоцентризма утвердил Николай Коперник. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философии эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, становление предпочтительнее неизменного бытия. Парадоксы актуальной бесконечности играют роль метода у Д. Бруно и Г. Галилея. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения выделяются три периода: гуманистический, сер. XIV—XV вв.; неоплатонический, связанный с возрождением интереса к Платону, - сер. XV-первая треть XVI в.; натурфилософский, вторая половина XVI- начало XVII вв. Деление это условно и носит более типологический смысл, имея в виду хронологически главенствующие тенденции. Многие мыслители Возрождения именовали себя натуральными философами, имея в виду не только философию природы, но свой естественный, "натурный" подход к познанию законов мироустройства, противостоящий книжному знанию схоластики и теологическим построениям. Для философов Возрождения типичен организмический взгляд на мир, признание бесконечности Вселенной, понимание природы- как активной сущности и человека как природного существа. Сквозь мистические, донаучные, астрологические и магические наслоения упорно пробивались начатки естественнонаучного объяснения природы и человека. На смену учению о сакральной структуре космоса, о противостоянии бесконечного Бога и конечного мира приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. Ренессансный характер этой новой картины мира заключается в ее пластичности, в сочетании сенсуалистического и рационалистического подходов. Испо
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |