Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Логика в речи оратора

Кому не знакома такая ситуация: от выступающего ждут изложения сути проблемы, а он перескакивает с одного вопроса на другой, порой противоречит сам себе, не обосновывает утверждения, так что понять что-либо и прийти к определённому выводу невозможно. Нашему сознанию свойственно искать во всём систему, порядок - логику.

I. Логика выделяет три формы мышления:

Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Это содержание понятия. Объём понятия - это совокупность предметов или явлений, относящихся к понятию.

Суждение - форма мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.

Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

Цель выступления перед слушателями - подвести их к определённым выводам, управляя мыслительным процессом слушателей.

II. Основные требования логики к устному выступлению.

Требование определённости, ясности высказывания означает, что слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употреблённые выступающим. Неопределённость возникает, когда произносятся слова, незнакомые аудитории, слова, которые каждый слушатель толкует по-своему, двусмысленные фразы типа: "Один снимок космонавтов, сделанный над трассой БАМа, позволил сэкономить 6 млрд.рублей" (представлял ценность портрет космонавтов или снимок, сделанный ими?).

Чтобы избежать неясности, надо исключить двусмысленные фразы, пояснить значение малопонятных слов, давать определения сложным понятиям.

Способы определения понятия:

1. Научное, когда указывается род, к которому принадлежит понятие, и даётся его видовое отличие (как в толковом словаре). Определение должно быть соразмерным, определённым.

Но правильные научные определения не всегда уместны в живой речи, достаточно, чтобы слушатели просто понимали, о чём идёт речь. В таком случае применяют:

2. Описание понятия - внешние воспринимаемые признаки или черты предмета, явления.

3. Характеристика - перечисление существенных признаков и свойств предмета и их оценкой.

4. Пример, чтобы дать представление о предмете.

5. Перевод термина на русский язык.

6. Происхождение, "этимология" термина.

7. Замена термина синонимом.

Требование последовательности означает логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далёкому. Допустимо нарушение такого ходя изложения, чтобы сделать выступление более интересным, заставить слушателей думать и т.д.

Требование непротиворечивости изложения в том, что утверждая что-то, нельзя это же отрицать.

Требование обоснованности. Трезво мыслящему человеку нужно обосновать, что дело обстоит так, а не иначе, да ещё сделать это в такой форме, чтобы он сам был заинтересован в вашем выводе или предложении. Для этого достаточно чётко сформулировать тезис, подкрепить его аргументами и показать, что данный тезис следует из данных аргументов, т.е. провести демонстрацию.

Аргументы должны:

1. Иметь непосредственное отношение к тезису.

2. Быть истинными (доказанными ранее).

3. Быть обоснованными независимо от тезиса.

4. Быть достаточными для получения вывода.

Вопросы контроля. Почему слова некоторых людей трудно понять? Что значит ясно говорить? Что означает выражение «голословное утверждение»? Чем плохо обоснование утверждения с помощью цитат? Какой смысл имеет выражение: «Где твоя логика»?

Практическое домашнее задание. Проанализировать выступления ораторов с точки зрения последовательности, непротиворечивости, обоснованности суждений, использование терминов, четкость утверждений, аргументации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Понятие о культуре делового общения | Тема 4. Культура делового человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.