КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников
В начале 70-х годов была проведена специальная исследовательская работа учёных под руководством Н. Н. Светловской. Методическая наука обогатилась теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения. Работа с книгой в новой системе обучения начиналась в классе, на уроке, под руководством учителя, а обязательное чтение вне класса появлялось только тогда, когда читательские умения детей достигали минимального порогового уровня. Современная система обучения чтению предполагает непременный выход всех учащихся в самостоятельную деятельность с книгой. С этой точки зрения методика чтения - это наука об управлении процессом становления типа правильной самостоятельной читательской деятельности у любого ребёнка в системе всеобуча. Внеклассное чтение - это раздел обучения чтению, цель которого сформировать у младших школьников знание детских книг из доступного круга чтения и личностный, соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребёнка избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать. Методика внеклассного чтения - это раздел науки, вооружающий учителя знанием понятий, закономерностей и практическими умениями, без которых невозможна экономная и эффективная педагогическая организация самостоятельного детского чтения в условиях всеобуча. Цель этого раздела - показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умение работать с текстом произведений, постепенно обучать и приучать каждого ребёнка выбирать себе для чтения книги по силам и интересам, рассматривать и прочитывать их, применяя все знания, умения и навыки, приобретённые к моменту чтения, а главное - с помощью осмысленного выбора и чтения книг познавать не только окружающий мир, но и самого себя: свои сильные и слабые стороны, свои личные запросы, особенности, возможности совершенствовать их. Цель методики внеклассного чтения состоит в том, чтобы помочь учителю осуществлять свою профессиональную деятельность искусно, умело, мастерски, Т.е. зная и целесообразно применяя все известные к настоящему времени способы, не просто учить, а научить к моменту завершения начального обучения всех детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы успешно учиться в средней школе, чтобы становиться настоящими людьми. Тип правильной читательской деятельности - это сформированная у читателя (юного или взрослого) способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для осознания с их помощью того, что ему мило и необходимо, что нет; что интересно, что скучно, чего он хочет, но ещё не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. 3. Общие свойства книги и её роль в жизни ребёнка. Книга является наиболее сложным объектом среди включённых в учебную деятельность младших школьников. Книга - это предмет, который служит для хранения и передачи накопленного человеческого опыта, Т.е. не одних только фактов - сведений, но всей совокупности чувственных восприятий, приобретённых и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой. Свойства книги. Ведущее начало в книге - это содержание. Ядром же содержания является текст, Т.е. литературное произведение (художественное, научно-популярное и т.д.). Попадая в книгу, текстовое сообщение претерпевает ряд специальных «превращений», направленных на то, чтобы читатель мог легко и естественно воспринимать его при чтении. В зависимости от назначения книги в ней продумывается оформление и размещение текста для удобства отыскания в нём нужного материала или с его помощью нужной книги среди других книг. Важны также прочность книги, её размеры, вес, упругость страниц, приятно ли её держать в руках и т.д. Все эти требования помогли вычленить элемент книги. Элементами книги является: обложка, переплёт, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации. Различение в книге важнейших элементов, средств текстовой и внетекстовой информации, осознание их назначения - это первый шаг к освоению содержания книги. Издавна подчёркивались две функции книги в жизни общества образовательная (познавательная) и воспитательная. Книга благодаря книгопечатанию, стала самым надёжным и непреходящим хранилищем достижений человеческой цивилизации. В «дотелевизионную эпоху» на первый план выдвигалась образовательная функция книги. С середины ХХ века приоритеты изменились. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на отдельно взятую личность. Для того чтобы знать, не обязательно читать, достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Индивидуальное самосознание подвергается испытанию «коллективной бессознательностью», которая приобретает планетарные размеры. В этих условиях воспитательная роль книги возрастает и становится ведущей. Именно из книги можно черпать знания о культурных традициях. Книга - источник духовной жизни человека. Цель современного обучения чтению - научить читать книгу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |