КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебная деятельность дошкольников
Влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребенка Труд привлекает внимание детей разнообразным содержанием, что в свою очередь развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству, вовлекает в определенные трудовые отношения и способствует приобщению ребенка к миру взрослых. Трудовая деятельность в значительной степени является источником общего развития личности, где развивается устойчивость поведения, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности и стремление выполнять ту или иную работу. Трудовая деятельность формирует социально-психологическую готовность к труду, которая состоит из следующих компонентов: - мотивационный (направленность на результат); - когнитивный (развивающий); - эмоционально-волевой. Труд развивает все психические качества детей, в том числе помогает выработать наблюдательность, образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о тех или иных предметах. Понимание возможности принести пользу другим формирует положительное отношение к труду и развивает трудолюбие.
Общая характеристика учебной деятельности Обучение дошкольников в нашей стране рассматривается как подготовительная ступень начального обучения. Обучение тесно вплетено в игровую и трудовую деятельность, но не подменяет ее. Учебная деятельность детей дошкольного возраста отличается от учебной деятельности младших школьников и имеет свою специфику. Существуют разные точки зрения на учебную деятельность дошкольников: 1) нет никакой разницы между учением дошкольников и младших школьников. 2) В.Штерн рассматривает обучение в дошкольном возрасте как обучение спонтанным образом, т.к. учение для дошкольников – это бессознательный набор впечатлений (у дошкольника нет сознательного намерения усвоить материал). 3) Ж.Пиаже отмечает, что в процессе социализации происходит развитие структурных операций интеллекта (обратимость, конкретные операции). Структурные операции интеллекта появляются в 7 лет, поэтому бессмысленно обучать дошкольников, т.к. у них нет логического мышления и они не умеют рассуждать. 4) Л.С.Выготский рассматривает учение в тесной связи с содержанием педагогических воздействий, где главным моментом является отношение ребенка к требованиям взрослых. Эти требования – программа обучения (программа того, кто обучает). До 3-х лет ребенок учится специфическим образом – по собственной программе. Никто не предъявляет никаких требований ни к ребенку, ни к срокам - это спонтанный процесс). С 3 до 6 лет – подготовительный этап. К ребенку предъявляется ряд требований. С точки зрения Л.С.Выготского, требования должны превратиться в его собственную программу. Требования к программе дошкольного обучения (по Л.С. Выготскому) 1. Расширение кругозора ребенка (знакомство с миром живой и неживой природы). 2. Приближение к обучению по школьной программе – предметному обучению (развитие навыков счета, письма, чтения). 3. Программа самого ребенка (соответствие его потребностям). Отсюда Л.С. Выготским четко сформулировано положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (обучение идет впереди развития). Наиболее распространенной формой организации учебной деятельности дошкольников являются занятия. В практике дошкольного обучения широко используются занятия по изодеятельности, конструктивной, игровой и др. практической деятельности, на которых расширяется кругозор, формируются новые представления и понятия, но нет мотивов учебной деятельности. А сточки зрения многих ученых активность ребенка повышается, если в его деятельности появляются учебные мотивы, которые расширяют возможности применения собственного опыта. Следовательно, на занятиях необходимо формировать учебные мотивы за счет усложнения деятельности. Учебная деятельность дошкольников также зарождается в рамках творческой ролевой игры, где задачей является усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов). Предпосылки формирования учебной деятельности Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость и удовольствие. Поэтому важно формировать познавательные интересы у ребенка, т.к. они лежат в основе учебных мотивов. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, а если ребенок усваивает учебный материал без интереса, то эти знания будут формальны. Отсюда первой предпосылкой является формирование познавательных интересов. Вторая предпосылка – овладение дошкольником общими способами действий (т.е. такими действиями, которые помогают решать практические и познавательные задачи): - умение слушать - работать по указанию - способность отделять свои действия от действий других - способность контролировать свое поведение Третья предпосылка – самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только результат, но и знания, умения, которые при этом усваиваются. Поэтому происходит переориентация сознания детей с конечного результата на способ его достижения, и если ребенок пытается использовать этот опыт в новых условиях, то ребенок приходит к определенному обобщению. Четвертая предпосылка – обучение детей контролю за своими собственными действиями. Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий – ребенок сопоставляет свои действия с образцом, т.е. контролирует их. Требования к организации учебной деятельности детей 1. Учебная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребенок активно включался в самостоятельный поиск и решал вопросы проблемного характера. 2. Учебная деятельность должна быть разнообразной. 3. Необходимо понимание того, что данный материал нужен и важен. 4. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. 5. Учебные задания должны быть посильными. 6. Важна положительная оценка успехов ребенка. 7. Материал должен быть ярким, наглядным, эмоциональным.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |