Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика детского воображения




Воображение проявляется очень ярко и интенсивно, хотя эта способность с годами теряет силу. Отличительной особенностью воображения ребенка является «отлет от действительности» (Л.С.Выготский), создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений (память, внутренний план действий).

З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка.

Ж.Пиаже отмечает, что исходной точкой развития ребенка является мышление, не направленное на действительность, т.е. «миражное» мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению.

Однако наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Удовольствия ребенка тесно связаны с реальной действительностью.

Главным средством развития воображения является речь, которая дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел. Следовательно, воображение является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Богатство детского воображения

1. Воображение ребенка гораздо богаче взрослого человека. Однако все элементы детских фантазий заимствовано ими из опыта: сказок, случайно услышанных слов, т.е. «чем больше опыт, тем ярче, глубже воображение (Л.С.Выготский). Таким образом, все фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, которого мало. Поэтому фантазии ребенка ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. И все же воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Воображаемый и реальный миры не отделены у него столь четкой границей, чем у взрослых.

2. Важной чертой воображения дошкольников является повышенная эмоциональность – ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные; придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Именно силой и живостью детского воображения объясняется большое количество страхов в дошкольном возрасте и повышенная предрасположенность к их формированию у ребенка.

3. Исходной формой воображения и стимулом развития является действие по типу «как будто» - начиная с 2-3 лет (начало появления воображения). Преобладает воссоздающее воображение.

4. В дошкольном возрасте воображение достигает своего расцвета, особенно в сюжетно-ролевой игре, в которой начинает складываться знаковая функция сознания. С развитием воображения исчезает необходимость в опоре на какой-либо предмет; происходит интериоризация, т.е. переход к игровому действию без предмета.

5. Огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли (как образ в действии). Очень ярко воображение проявляется в режиссерской игре.

6. С возрастом воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер (в роли слушателя).

7. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов.

8. Главная особенность развития воображения у детей от 3 до 5 лет состоит в обособлении мира фантазии от реальности. С эти тесно связана возможность произвольного воображения к концу дошкольного возраста.

9. Особенностями образов воображения дошкольников являются: яркость и эмоциональность; легкость возникновения; изменяемость по любому поводу.

10. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов:

- наделение персонажей реальными действиями

- антропоморфизация – одушевление предметов, животных и наделение человеческими качествами

- агглютинация – соединение несоединимых сторон разных объектов

- смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению

- изменение цвета или необычное взаиморасположение объектов.

11. Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции:

- познавательную – это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. Данная функция тесно связана с мышлением; бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования.

- защитную (аффективную, психотерапевтическую) – направлена на утверждение и защиту своего «Я». Данная функция находит отражение в многократном воспроизведении (проигрывании) травмирующих воздействий или ситуаций; создании ситуаций, в которых дети могут утвердить себя, почувствовать себя смелыми, сильными. Рассказы-фантазии детей об изживании собственных страхов встречаются у детей 2,5-3 лет. В среднем дошкольном возрасте аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.

Как отмечает Е.О.Смирнова, без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологическим (страхи, тревожность), или вести ребенка к аутизации; к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.

Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действия, имеет тенденцию к постепенному угасанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.