Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи в дошкольном возрасте




Мотивом овладения родным языком выступают потребности ребенка узнать, рассказать и воздействовать на другого человека и на себя.

Развитие речи происходит в следующих направлениях:

1) всех сторон речи (словарь, фонетика, грамматика, связная речь);

2) всех форм речи (контекстная, объяснительная);

3) всех функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).

В дошкольном возрасте речь включена в познавательную деятельности и тесно связана с мышлением.

Наряду с эгоцентризмом мышления Ж.Пиаже выделил феномен эгоцентрической речи. Пиаже отметил, что в 4-6 лет дети часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями

Эгоцентрическая речь Социализированная

ребенок говорит сам для себя, ребенок просит, задает

никому не адресуя свои высказывания, вопросы, обменивается

не ожидая ответа и не интересуясь, мыслями, воздействует

слушают ли его. Это «громкие мысли». на окружающих.

 

В 3-5 лет коэффициент эгоцентрической речи максимально высокий (54-60%). После 6-7 лет он начинает падать.

Эгоцентрическая речь представляет собой середину между аутической и социальной формой мысли.

Л.С.Выготский предлагает следующую интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Она выполняет важную роль в деятельности ребенка. В ситуации затруднения в детской речи повышается коэффициент эгоцентрической речи. В затруднительных ситуациях ребенок с помощью слов пытается осмыслить ситуацию и спланировать свои ближайшие действия. Таким образом, эгоцентрическая речь становится средством мышления, т.е. помогает ребенку осознать ситуацию решить задачу.

Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека (не выполняет социальной функции; непонятна окружающим; сокращена). После 7 лет происходит не отмирание эгоцентрической речи, как полагает Пиаже, а превращение ее во внутреннюю речь. Таким образом, по Л.С.Выготскому, эгоцентрическая речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней.

Особенности развития сторон речи

1. Звуковая сторона речи:

· завершается процесс развития фонематического слуха (складываются тонкие звуковые образы слов и отдельных звуков);

· наблюдается игра словами.

Надо иметь в виду, что иногда у детей отмечается недостаточный уровень слухового восприятия. Степень выраженность отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений. Причины этого: 1) возрастные особенности формирования слухового восприятия; 2) педагогическая запущенность, дефекты общения с ребенком; 3) эмоциональные, интеллектуальные, речевые нарушения; 4) физические и физиологические нарушения органа слуха, его функции, снижение слуха.

2. Словарь:

· Происходит развитие значений слов;

· Преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку;

· Ребенок устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы («цыплята» - ходят на цыпочках).

3. Грамматический строй (период усвоения морфологической системы языка, склонений, спряжений):

· Характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям;

· Словотворчество – симптом овладения языком как реальной, предметной действительностью (с 2 до 4-4,5 лет).

Формы речи

1. Контекстная речь отличается связностью, когда содержание высказывания раскрывается в самом контексте (единица: на слово, а предложение).

2. Ситуативная речь присутствует в рассказах на темы из своего быта, пересказе. Ситуативность речи старших дошкольников снижается, речь становится логичной и последовательной.

3. Объяснительная речь опирается на развитие мышления и требует умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Развивается в совместной деятельности со сверстниками.

Функции речи

· складывается интеллектуальная функция речи, когда слово фиксирует результат познавательной деятельности;

· словесной рассуждение к 6-7 годам становится способом решения задач;

· развитие понимания речи связано с выполнением поручений взрослых, знакомством с литературными произведениями;

· на основе словесной инструкции взрослого и становления регулирующей функции появляется самостоятельная организация детьми своей деятельности;

· речь начинает выполнять саморегулятивную функцию (планирования), перемещаясь с результата деятельности на ее начало, предваряя результат;

· о развитии знаковой функции речи говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения;

· ребенок начинает выделять слово как абстрактную единицу, что создает возможность освоить письменную речь.

СИТУАЦИЯ. Мама обратила внимание на то, что дочь Ира (5 лет) рифмует слова. Мама стала учить дочь звуковому анализу слова, устанавливать порядок звуков в слове.

· Поможет ли это при обучении в школе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.