Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление волевого действия в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия (поведение из «полевого» становится волевым). Развитие волевого действия происходит в трех направлениях:

1) развитие целенаправленных действий;

2) установление отношений между целью и мотивом;

3) возрастание роли речи в выполнении тех или иных действий, волевых усилий;

4) становление целенаправленности действия;

5) становление произвольности.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание (умение ставить цель деятельности). Стремление к цели возникает уже к двум годам, когда ребенок совершает какое-либо действие под влиянием эмоционального побуждения. При этом он совершает усилия, но достигается цель только с помощью взрослого. Личные желания выступают как побудитель деятельности и поведения ребенка.

Выделение цели и регулирование своих действий – это условия для формирования произвольных действий. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки цели.

По Л.С.Выготскому, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, мотивированный самим ребенком.

С трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться идеально представляемым образцом («Как обрадуется мама, получив твой рисунок»). У детей 3-7 лет появляются разнообразные мотивы: интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности; к более важным, чем игра, видам деятельности (чтение, счет); познавательные мотивы; стремление к самоутверждению и признанию (соревновательность); нравственные мотивы (особенно в 5-7 лет). Если данный мотив не удовлетворяется, у ребенка могут проявляться неблагоприятные формы поведения. Оценивая отрицательные поступки, необходимо первоначально выяснить их мотив.

На протяжении дошкольного возраста характерна борьба мотивов:

- ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций;

- трудности в преодолении мотивов, связанных с органическими потребностями.

Ребенок способен прилагать волевые усилия для достижения цели (целенаправленность). Удержание и достижение цели зависит от:

- трудности задачи и длительности ее выполнения;

- успехов и неудач в деятельности;

- отношения взрослого, дающего оценку действий ребенка;

- мотивации цели.

Ребенок переходит к внутренней регуляции действий (произвольность, которая предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние и внутренние действия, в результате чего появляется способность управлять собой).

В раннем и дошкольном возрасте произвольность появляется в сфере движений.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы; сфера общения.

Выполнение волевого действия зависит от речевого регулирования (планирование в словесной форме того, что должен сделать ребенок). Словесное регулирование дается ребенку не сразу. Вначале в совместной деятельности со взрослым ребенок учится совершать действия по словесной инструкции (средний дошкольный возраст). Собственная речь ребенка начинает применяться им при планировании действий для их руководства в старшем дошкольном возрасте. При этом ребенок говорит вслух. В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. На протяжении всего дошкольного возрасте ребенка привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Недостатки самоконтроля у дошкольников обусловлены следующим:

1. Слабо развито понятийное мышление (не могут предвидеть всех последствий своего поведения и осознанно соотнести с ним свои действия).

2. Основа нравственного поведения только усваивается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности развития произвольных движений | Социальная ситуация развития при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.