Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития произвольных движений

ТЕМА 19. РАЗВИТИЕ ВОЛИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Условия развития способностей

1. Пробуждение интереса к какой-либо деятельности.

2. Творческая атмосфера (предметная среда с предоставлением разнообразных материалов).

3. Формирование технических умений и навыков.

4. Формирование трудолюбия (умения ставить цели, регулировать и контролировать свое поведение, достигать результата, несмотря на трудности).

5. Общение со взрослым, создающим атмосферу сотворчества.

6. Учет особенностей взаимоотношений со сверстниками.

7. Обучение ребенка правильно оценивать себя и результат своей деятельности.

 

 

1. Особенности развития произвольных движений

2. Становление волевого действия в дошкольном возрасте

3. Руководство развитием воли

Проблема воли и произвольности является центральной для писхологии личности и ее развития.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Произвольность – способность владеть собой (овладение средствами, позволяющими осознать свое поведение и управлять им).

Волевое действие возникает вовне, на предмет внешнего мира. Произвольное действие направлено на себя. Формирование произвольного поведения идет по пути преодоления импульсивных реакций и становления собственного осознанного поведения.

Воля возникает как результат взаимодействия субъекта и среды в результате социальной преобразовательной деятельности. Волевое действие обобщенно и характеризуется целеустремленностью.

Воля связана с овладением своим поведением; произвольность – с формированием мотивационной сферы ребенка

Структура волевого действия:

1) возникновение побуждения;

2) осознание и борьба мотивов;

3) осознанность в выборе цели;

4) принятие решения;

5) планирование;

6) совершение каких-либо усилий;

7) оценка полученных результатов.

Волевое действие проявляется в осознании движений, в ощущаемых реакциях, в овладении ребенком поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, умении подчинять свои действия заранее поставленной цели, контролировать их выполнение.

Исполнение элементарных движений требует от ребенка больших усилий. Даже контроль своей позы ребенок вначале осуществляет через зрительный контроль за положением рук и ног, а затем за счет мышечных ощущений.

Воле могут подчиняться те движения, которые доступны сознанию. Ребенок до трех лет не может решить простую задачу с картинкой – он не может направлять восприятие на решение задачи. Только с 4-х лет ребенок может управлять своим восприятием, мышлением и ставить задачу на запоминание. Начинает складываться сознательное управление поведением.

Развитие произвольных движений происходит в процессе подражания, в котором можно выделить 2 фазы: на первой осуществляется ориентировка (ребенок наблюдает за действиями взрослого, в результате которого у него формируется образ действительности); на второй фазе ребенок совершает это движение.

Успешность освоения произвольных действий зависит от осознанности.

В 2 года ребенок осознает результат, но сам способ действия не осознается.

В младшем дошкольном возрасте дети осознают результат и частично способ действия с предметом.

В среднем дошкольном возрасте осознают собственные движения и преднамеренно могут воспроизводить эти действия.

В старшем дошкольном возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Поведение ребенка раннего возраста является «полевым», главными характеристиками которого являются импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. Цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Около 3-х лет в связи с развитием личного действия и самосознания у ребенка возникают личные желания, вызывающие его активность, которая выражается в форме «Я хочу / не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одаренные дети | Становление волевого действия в дошкольном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.