Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства и показатели ассортимента товаров

Понятие и классификация ассортимента товаров

ТОВАРНО-АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Одной из важнейших характеристик товаров явля­ется ассортимент, который определяет принципиаль­ные различия между товарами разных видов и наиме­нований.

Ассортимент товаров — «набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков» [ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения»].

Условием стабильного развития и конкурентоспособности предприятий является постоянное наличие в них устойчивого, широкого ассортимента товаров, максималь­но соответствующего спросу покупателей. Ассортимент товаров мобилен, в нем постоянно происходят структур­ные изменения. Это обусловлено, прежде всего, развити­ем производства, изменениями покупательского спроса, благосостояния населения и культурно-бытовых условий. Профессиональная деятельность специалистов в области товароведения и коммерции связана в основном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рассмат­риваются вопросы, относящиеся к данному понятию.

Стабильность оптовой торговли определяется рацио­нальностью, полнотой и устойчивостью ассортимента то­варов. От состава и обновляемости ассортимента непос­редственно зависят рост товарооборота и ускорение реа­лизации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запро­сам потребителей ассортимент порождают неудовлетво­ренный спрос, что отрицательно сказывается на эффек­тивности торговли.

С целью изучения и порядка формирования ассор­тимента необходимо его классифицировать (рис. 1).

 

По местонахождению товаров различают ассорти­мент промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент — перечень товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производ­ственных возможностей.

Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять современную технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому вы­пускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей под­сортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабаты­ваемой самыми различными изготовителями. Такая под­сортировка, или преобразование ассортимента, осуществ­ляется преимущественно на предприятиях оптовой тор­говли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента.

Промышленный ассортимент товаров разных орга­низаций-изготовителей, в том числе и предприятий мас­сового питания, независимо от формы собственности, должен быть согласован с санитарными органами Ми­нистерства здравоохранения России.

Торговый ассортимент — перечень товаров, форми­руемый организацией торговли или массового питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промыш­ленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стра­тегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.

Торговому ассортименту присуще такое понятие, как сбалансированность. Сбалансированным является ассор­тимент, сочетающий различные виды и разновидности товаров в группе и разные группы товаров в торговом предложении. Торговый ассортимент формируется на ос­нове спроса и предназначения целевых рынков товаров.

По степени сложности ассортимента выделяют: • простой ассортимент товаров; • сложный ассортимент товаров.

Простой ассортимент — набор товаров, представлен­ный небольшим количеством групп, видов и наимено­ваний, которые удовлетворяют ограниченное число по­требителей. Как правило, простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируют­ся не более чем по трем признакам.


Структуру простого ассортимента проиллюстрируем схемой фасетного метода классификации (рис. 2).

Сложный ассортимент — набор товаров, представлен­ных значительным количеством групп, видов, разновид­ностей и наименований товаров, которые удовлетворя­ют разнообразные потребности в товарах, классифици­руются более чем по трем признакам.

Таким образом, сложный ассортимент — ассортимент товаров, имеющих внутреннюю классификацию по раз­личным признакам (рис. 3)

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, раз­новидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различа­ют следующие виды ассортимента:

• укрупненный;

• развернутый;

• сопутствующий;

• смешанный.

Укрупненный ассортимент — набор однородных то­варов, объединенных общностью признаков и удовлет­воряющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение.

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе ма­рочных. Такие товары больше нацелены на удовлетво­рение социальных и психологических потребностей, не­жели физиологических.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных, от­носящихся к группе однородных, но отличающихся ин­дивидуальными признаками.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, ко­торые выполняют вспомогательные функции и не отно­сятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных классов, групп, видов, разновидностей и наименований, отличающихся большим разнообразием функциональ­ного назначения.

По степени удовлетворения потребителей различа­ют рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наи­более полно удовлетворяющий реально обоснование по­требности, которые обеспечивают максимальное каче­ство жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологий. Формирование рационального ас­сортимента требует учета большого количества факто­ров и показателей, многие из которых непосредственно влияют на ассортиментную политику.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удов­летворяющих реальные потребности с максимально по­лезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производ­ства и доведение до потребителей. Товары оптимально­го ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оп­тимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для кон­кретного товара по формуле:

Коп = Эп / З х 100%,

где Эп — полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; 3 — затраты на проектирование, разработку, произ­водство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приоб­ретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

В этой связи следует отметить, что рациональный и оптимальный ассортименты характеризуют в основном его качественную сторону.

В зависимости от вида спроса различают товары ус­тойчивого, альтернативного и импульсного спроса.

Устойчивый или твердосформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным това­ром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формирует­ся окончательно в магазине в процессе непосредствен­ного ознакомления покупателей с товаром и его особен­ностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаме­няемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров.

Импульсный спрос возникает непосредственно в тор­говом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в ассортименте магазинов новинок в товарном ассортименте.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент — действительный перечень товаров, имеющийся в конкретной организации изгото­вителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — перечень товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, система­тизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.

В зависимости от частоты спроса товары бывают;

· повседневного спроса;

· периодического спроса;

· относительно редкого спроса.

Ассортимент товаров повседневного спроса складыва­ется из тех, которые покупатель приобретает и потребляет ежедневно (в основном это продовольственные товары).

Товары периодического спроса приобретаются через определенные промежутки времени (по мере износа, из­менению моды и т. д.).

Товары относительно редкого спроса — это те товары, которые приобретаются всего несколько раз в течение жиз­ни. К ним относятся предметы длительного пользования, срок службы которых превышает, как правило, пять лет.

Свойство ассортимента — специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Свойства ассортимента характеризуются количе­ственными и качественными показателями (рис.4).

 

 

Как правило, каждое из свойств ассортимента мо­жет быть выражено абсолютным и относительным по­казателями (рис.5).

При формировании ассортимента осуществляется ре­гулирование комплекса свойств и показателей ассорти­мента, что требует понимания их сути и знания номен­клатуры свойств и показателей ассортимента (табл. 8).

Таблица 1 - Номенклатура свойств и показателей ассортимента

 

Свойства Показатели
Широта Коэффициент широты
Полнота Коэффициент полноты
Устойчивость Коэффициент устойчивости
Новизна Коэффициент обновления
Структура Относительный показатель структуры отдельных товаров
Рациональность Коэффициент рациональности

Показатель ассортимента — количественная характеристика свойства ассортимента.

Рассмотрим систему показателей, используемых для оценки формирования ассортимента товаров торгового предприятия (табл. 2).

Широта ассортимента — количество видов, разновид­ностей и наименований товаров однородных и разно­родных групп (рис. 6).

Это свойство характеризуется двумя абсолютными по­казателями: действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта {Шд) — фактическое коли­чество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шв) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наимено­ваний товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскуран­тами, каталогами и т. п.) или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя ши­роты определяется поставленными целями. Например, при анализе ассортимента и магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

 

 

Таблица 2 – Система показателей эффективности формирования ассортимента товаров

Наименование показателей Факторы, влияющие на показатели Условное обозначение Алгоритм расчета
Коэффициент широты Базовая широта действительная Шб Шд Кш = Шд /ШБ
Коэффициент полноты Базовая полнота действительная Пб Пд Кш = Пд /ПБ
Коэффициент устойчивости Число дней в течение которых товар находился в предложении Общее число рабочих дней магазина за определенный период У   Шу Ку = У/Шу
Коэффициент соответствия ассортимента спросу (Кс) Количество товаров, пользующихся спросом Общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп Шс   Шд Кс= Шс/Шд
Коэффициент обновления (Кн) Количество новых товаров Действительная полнота Н Пд Кн = Н/Пд
Удельный вес отдельных видов товаров (Сi) Количество отдельных товаров в натуральном или денежном выражении Суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении Аi     Si Сi = Аi/ Si

 

понятием широты тесно связано свойство — глу­бина ассортимента.

Глубина ассортимента — количество различных ви­дов, моделей, входящих в одну товарную группу (рис. 7).

Исходя из того, что глубина ассортимента — это ко­личество различных видов, сортов, моделей, входящих в товарную группу, можно отметить два подхода к рас­четам. Первый — глубина ассортимента определяется числом уровней в иерархической классификации, на ко­торых представлен ассортимент данного предприятия. Второй — это количество видов и разновидностей това­ров определенной товарной группы. Сказанное демон­стрирует тесную связь между понятиями «глубина» и «полнота».

Полнота ассортимента характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров одно­родной группы. Показатели полноты могут быть дей­ствительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризу­ется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базо­вый — регламентируемым или планируемым количе­ством товаров. Коэффициент полноты (Кп) — отноше­ние действительного показателя полноты к базовому.

 

 

 

 

Наименьшее значение показатели полноты ассорти­мента имеют на насыщенном рынке. Чем больше пол­нота ассортимента, тем выше вероятность того, что по­требительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и ины­ми факторами. Хотя чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потреби­теля, поэтому полнота должна быть рациональной.

Соответствие ассортимента товаров спросу — способ­ность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является нали­чие устойчивого спроса на них. Коэффициент соответ­ствия ассортимента спросу — отношение количества ви­дов, разновидностей и наименований товаров, пользу­ющихся устойчивым спросом у потребителей (Шс), к общему количеству видов, разновидностей и наимено­ваний товаров тех же однородных групп я).

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спро­сом, требует маркетинговых исследований методами на­блюдения и анализа документальных данных о поступ­лении и реализации различных товаров. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количе­ство товаров, пользующихся устойчивым спросом. Од­нако, учитывая постоянное изменение потребностей, ус­тойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребно­сти за счет новых товаров.

Новизна (Н) характеризуется степенью обновления (К,), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Обновление — одно из направлений рационального формирования ассортимента — проводится, как прави­ло, в условиях насыщенного рынка. Но и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее вы­пускавшихся товаров.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. В методике оценки оптимальной структуры ас­сортимента следует учитывать:» способ расчета доли товара;

• выбор базового значения как критерия оптимальной структуры ассортимента; выбор показателя оптимальной структуры. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учеб­ному ассортименту, так как показывает взаимосвязь от­дельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.

При регулировании структуры ассортимента следу­ет учитывать экономические выгоды предприятия в слу­чае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупа­емость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки

товаров, то анализируют структуру ассортимента в на­туральном выражении. При анализе прибыльности от­дельных видов товаров учитывают структуру ассорти­мента в денежном выражении.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обосно­ванные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей, широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженных на соответствующие коэффи­циенты весомости.

При определении коэффициента рациональности ас­сортимента нужно принимать во внимание все вышепе­речисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяются экспертным пу­тем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияю­щих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключает­ся в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они ин­дивидуальны для каждого товара.

Гармоничность ассортимента — свойство набора то­варов разных групп, характеризующее степень их бли­зости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования. Наибольшей гармонично­стью отличаются групповой ассортимент и его разно­видности, наименьшей — смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимен­та и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14. Номенклатура и выбор диагностического оборудования | Средства товарной информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.