КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущности мира
ДОНАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛЕКЦИЯ 4. БЫТИЕ. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ МИРА
ПЛАН ЛЕКЦИИ 1.Донаучные концепции сущности мира 2. Трудности в постижении сущности бесконечного мира 3. Научная концепция материи. Сущность и способ определения 4.Дискуссии о материи 5.Книга В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
5.Пространство, время и движение — формы бытия материи. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна. 6. Материальное единство мира
Сущность мира - важнейшая, «предельная» проблема человеческого познания, входящая в состав основного вопроса философии. В донаучной философии были предприняты несколько основных попыток ее решения: религиозная, субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая, материалистическая. Согласно первой из них мир сотворен богом, бог - высшая сущность мира, творец мира, «форма форм», «неподвижный перводвигатель». Как уже показано ранее, все доказательства существования бога (онтологическое, космологическое, телеологическое, психологическое и др.), выработанные за тысячелетия существования религии, являются паралогизмами, основаны на ошибке «предвосхищения принципа», т. е. заранее содержат предвзятую мысль о существовании бога, которую они должны были бы доказать. Особенно удивительным в этом отношении является так называемое онтологическое доказательство. Понятие бога возникает в глубокой древности на основе бессознательной антропоморфной, или фантастической, парадигмы (т.е. способа мышления). Оно появляется в результате переноса на предметный мир человеческих качеств - сознания, воли, действия, творчества, милосердия и т.д., которые к тому же чрезмерно преувеличиваются, гипертрофируются. Понятие бога - это в сущности понятие-фантом, несуществующее понятие, несостоявшаяся мысль. Всякое действительное понятие представляет собой логически связную мысль. Понятие бога, включая одновременно мысль о боге как перводвигателе всего сущего и мысль о неподвижности бога, т.е. его абсолютной полноте, совершенстве, законченности, представляет собой логическое противоречие, т. е. бессмыслицу, фактически не состоявшуюся мысль. Попытки преодолеть противоречие понятия бога не удались ни в религиозной, ни в философской мысли. С позиций субъективного идеализма мир есть тоже своего рода фантом, хотя и в ином смысле; мир - это комплекс ощущений («элементов», «капель опыта», «атомарных фактов» и т.п.). Субъективный идеализм находится в полном противоречии не только со здравым смыслом, но и с естественными и социальными науками, которые неопровержимо свидетельствуют о том, что природа существует до, вне и независимо от сознания. В основе субъективного идеализма лежит ряд софизмов, давно опровергнутых философской наукой. Важнейшим аргументом субъективного идеализма является ссылка на то, что человек якобы не имеет средств проверить, существует ли что-либо за ощущениями, ибо проверять ощущения он может только с помощью ощущений. Однако научная философия показала, что искомый способ проверки ощущений существует: это материальная человеческая деятельность, общественно-историческая практика. Открытие критерия практики полностью выбило почву из-под ног субъективно-идеалистической философии. С точки зрения объективного идеализма мир есть объективное сознание, дух, мистическое или рациональное (логическое) мышление, которое порождает природу и человека. Мы уже видели, что высшая форма такой философии - система Гегеля, содержавшая весьма ценное «рациональное зерно», оказалась в конечном счете несостоятельной: мир нельзя объяснить как некую объективную мысль. Гегелю не удалось доказать, что бесконечное развитие мира можно совместить с трактовкой мира как логической идеи. Идеалистическая философия Гегеля, вершина идеалистической философия вообще, явно «не выдерживала» идеи бесконечного развития мира, на которой Гегель совершенно справедливо настаивал. Материализм с античных времен опирался на реалистическую парадигму, т.е. стремился объяснить мир из него самого, не перенося на мир чисто человеческих качеств. С этих позиций мир предстает как материя, которую материалисты античности либо отождествляли с какой-либо конкретной формой материи (водой, воздухом и т.п.), либо понимали как неделимые частицы (атомы), а материалисты Нового времени представляли как природу. Материализм прошлого в принципе шел в правильном направлении, однако, несмотря на здравый смысл такого подхода, не смог подняться до уровня научной философии, ибо, во-первых, не смог выработать предельно широкой абстракции материи, охватывающей бесконечное многообразие природы и общества, во-вторых, не сумел соединить материализм с диалектикой, идеей бесконечного развития. Вместе с тем материализм прошлого способствовал возникновению и развитию естественных наук и развивался сам на основе материалистического духа естествознания. Выше уже неоднократно отмечалось, что важнейшая трудность постижения сущности мира связана с его бесконечностью, которую человек должен обобщить, обладая всегда конечным опытом. Познание действительной сущности мира требует поэтому выработки принципиально нового типа философского мышления, нового типа интеллекта, сложнейших форм научной абстракции, к которым философия прошлого только приближалась. Такой способ мышления был создан марксистской философией.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |