Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Махизм и его критика В.И.Лениным




Исторические условия написания книги

Гениальное произведение творческого марксизма, книга В.И.Ленина была написана в условиях поражения первой русской революции 1907 — 1907 гг. Создание философского произведения в столь сложных условиях развития России (массовые репрессии, «столыпинские галстуки», разгул пессимистических и реакционных взглядов, ревизия марксизма и др.) было вызвано двумя причинами: 1) необходимостью ревизовать устаревшую «форму» марксистской философии, поднять научную философию на новый уровень в связи с новыми открытиями в естествознании, революцией и кризисом в физике 2) необходимостью подвергнуть критике субъективно-идеалистическую философию махизма, отстоять марксизм от попыток его ревизии, перехода к буржуазной философии. Книга была написана в 1908 и издана в России в 1909 г.

Критикуемая В.И.Лениным философия — эмпириокритицизм — по имени ее главного основателя известного физика Эрнста Маха получила название махизма. Если И.Кант подверг критике разум, объявив его неспособным познавать объективный мир, то Мах и швейцарский философ Р. Авенариус решили пойти дальше —«подвергнуть Критике», (т.е. объявить недоверие) исходную ступень человеческого познания — ощущения, чувственное познание. Суть «критики» состояла в том, что ощущения были объявлены единственной реальностью, с которой мы имеем дело. Такая «критика» была проведена в форме центрального тезиса «мир — комплекс элементов». Ленин показал, что термин «элемент» послужил прикрытием давно известного понятия — ощущения, поэтому центральный тезис Маха представляет собой своего рода философский плагиат у Дж.Беркли, повторение его тезиса: «мир — комплекс ощущений».

На основе якобы нового философского положения, стоящего, по утверждению Маха, выше материализма и идеализма, Мах и Авенариус формулировали ряд философских теорий: «принципиальной координации», «потенциального центрального члена», «интроекции», «экономии мышления» и др. Так, согласно теории «принципиальной координации», «Я», «субъект», сознание, или центральный член координации» находится в «координации» с «противочленом» — объектом, средой, миром. Иными словами, нет субъекта без объекта, как нет и объекта без субъекта. Объективный мир существует в связи с нашим сознанием. Ленин показал, что теория неразрывной связи объекта и субъекта основана на софизме, когда ощущения произвольно принимаются не за связь сознания с внешним миром, а за перегородку.

Согласно принципу «интроекции» сознание выступало не как деятельность человеческого мозга, а как независящее от них.

В противовес махизму Ленин выдвинул три вопроса, «чрезвычайно ядовитых для философии Маха и Авенариуса: Существовала ли природа до человека?, «Мыслит ли человек при помощи мозга?» и «Существует ли объективная истина?». Ленин показал, что все современное естествознание свидетельствует против положений махизма. Так, совершенно бесспорно, что было время, когда Земля была, а человека с его сознанием не было. Видя явное противоречие с естествознанием и здравым смыслом, Авенариус применяет нехитрую уловку: человека с его сознанием не было, но был «потенциальный центральный член», т.е. те элементы, из которых сформировался человек. Значит, сознания все таки не было и не было «принципиальной координации», отмечает Ленин.

В конце XIX — начале XX в. в физике были сделаны ряд великих открытий, означавших начало революции в физике и естествознании в целом. Был открыт электрон, рентгеновские излучения, радиоактивный распад, изменчивость массы электрона, «дефект массы» при радиоактивном распаде. Атом оказался делим, а масса отнюдь не постоянной.

Часть философов и физиков («школа физического идеализма», рассматривавших материю как неделимые атомы, а механическую массу, инерцию и непроницаемость как абсолютные признаки материи, пришли к выводу, что «материя исчезла», «остались одни уравнения».

В.И.Ленин показал, что вывод об исчезновении материи связан с ошибочным, упрощенным пониманием материи как неделимых атомов, как вещества, всеобщими свойствами которого являются механическая масса, инерция, непроницаемость. Из такого представления о материи исходил стихийный материализм, в то время как с научной точки зрения «единственное свойство материи, с признанием которого связан материализм есть свойство быть объективной реальностью., существовать до, вне и независимо от сознания». Поэтому устарел, потерпел крах не материализм вообще, а метафизический материализм.

Открытия в физике дали новые подтверждения научному — диалектическому — материализму, поскольку были обнаружены новые формы бесконечно многообразной и неисчерпаемой объективной реальности. В.И.Ленин высказал мысль, что физика победит все и всяческие кризисы, но при условии замены материализма метафизического материализмом диалектическим. В.И.Ленин считал, что физика и в будущем будет открывать много «диковинного» в материалистическом смысле слова. Он высказал получившее широкий резонанс предсказание — «электрон так же неисчерпаем, как и атом». Об этом замечательном предвидении великого философа в течение XX в. неоднократно писали крупные ученые — лауреат Нобелевской премии по физике Пауэлл и другие. Великий А.Эйнштейн заявил, что он «потрясен силой диалектического мышления Ленина». Известный логик и математик Б.Рассел писал, что такие мыслители, как Ленин, «рождаются раз в столетие».

В.И.Ленин дал новое определение материи, учитывающее успехи современного естествознания. Его развернутое обоснование, показал, что такое понятие материи в принципе не может устареть, способно к постоянному развитию в связи с новыми данными науки.

В «Материализме и эмпириокритицизме» большое внимание уделено важнейшим вопросам теории познания: понятию истины, объективной, абсолютной и относительной истины, роли общественно-исторической практики и др. Все эти моменты будут рассмотрены в лекции по теории познания.

Обосновывая материалистическое понимание истории. Ленин подверг убедительной критике теорию А.А.Богданова о «тождестве мышления и бытия». Книга «Материализм и эмпириокритицизм» подняла марксистскую философию на новый уровень, соответствующий новой эпохе, обосновала необходимость дальнейшего творческого развития научной философии в связи с развивающейся научно-технической революцией. Такое развитие в значительной мере и было осуществлено в советской научной философии. Так, если Ленин писал о неисчерпаемости электрона, то современная марксистско-ленинская научная философия обосновывает предсказание об открытии в обозримом будущем «субфизической реальности», т.е. новой, «дофизической», формы материи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.