Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая характеристика эпохи

План

Политико-правовая идеология Нового времени: анализ основных доктрин.

Лекция 7

1. Политико-правовая характеристика эпохи.

2. Доктрина общественного договора: сущность, черты и особенности.

3. Теория разделения властей.

4. Концепция естественных прав: теоретико-правовая характеристика.

 

 

Новым временем традиционно называют эпоху с XVII – XIX вв. Это время буржуазных революций, потрясших Европу и Америку и подготовленных философией Просвещения и свободной конкуренции. Происходившие процессы капитализации в каждой стране имели свои особенности. Так, в Нидерландах революция приобрела форму борьбы за освобождение от испанского господства, сопровождалась умеренными буржуазными преобразованиями и общенациональным подъемом. Среди мыслителей, отразивших в своих трудах политико-правовую реальность эпохи, можно отметить Гуго Гроция и Баруха Спинозу. В Англии революция отличалась сугубо внутренним характером конфликта, политическими коллизиями (расколом нации, гражданской войной, казнью короля). Разнообразные аспекты капитализации страны получили осмысление в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. В США в результате борьбы за независимость политические принципы буржуазной революции впервые были проведены в жизнь сравнительно последовательно благодаря работе республиканцев и федералистов. Наконец, Великая Французская буржуазная революция глубоко потрясла основы старого режима не только во Франции, но и во всей Европе. Труды Шарля Луи Монтескье и Жана Жака Руссо сфокусировали политические принципы реформистских и радикальных кругов, открыли новую страницу в истории политических и правовых доктрин.

Основные политико-правовые идеи Нового времени можно сформулировать следующим образом. Во-первых, в данный период продолжаются традиции эпохи Возрождения: подрыв церковной монополии на умы и души людей, секуляризация культуры и политической мысли, господство веры в разум и рациональное переустройство общества. Во-вторых, развивается идеология Просвещения. Просвещение – это широкое идейное движение в разных странах, характерное для эпохи перехода от феодализма к капитализму. Термин «Просвещение» впервые встречается у Вольтера, окончательно утверждается после выхода в свет статьи И. Канта «Что такое Просвещение» в 1784 г. Просветители считали, что подлинная связь вещей и событий объяснима разумом, посредством разума же возможно переустроить общество, сокрушить схоластику средневековья и теологическое мышление, провозгласить торжество науки. В Западной Европе Просвещение открывается начавшимся еще в XVII в. общим прогрессом реального знания, необходимого для нужд материального производства, торговли, мореплавания, выделением естественных наук, повышением роли математики, механики, астрономии. Именно данные реалии и послужили основанием безграничной веры просветителей в научно-технический прогресс и возможность разумного государственного устройства. Однако механизмы совершенствования общества просветители идеализировали. Они верили в магическую силу воспитания. Отвергнув догму о «первородном грехе», исконной испорченности человеческой природы, мыслители Просвещения создали рациональный миф о том, что человек по природе добр, но феодальный строй извратил лучшие порывы человеческой души и превратил человека в воинствующего эгоиста. Надо найти золотую середину между эгоистичными личными интересами, с одной стороны, и абстрактным общим благом, с другой. Для достижения этой цели необходимо разрушить сословный строй, гарантировать естественные права, пропагандировать политическое равенство. Однако, следует отметить, что против самого принципа государственной власти просветители не выступали, возлагая надежды на мудрого, просвещенного правителя. Именно идею просвещенного абсолютизма можно выделить в качестве третьего базового политико-правового постулата Нового времени. Идея воспитания властвующих есть модификация древней мысли о мудром правителе, пекущемся о благе подданных, строящем разумное государство, правящем на основе хороших законов, согласуемых с естеством человека. В качестве четвертой характеристики политико-правового поля Нового времени представляется возможным выделить модифицированную, радикальную трактовку концепций естественных прав человека, общественного договора и разделения властей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Явление художественного синтеза в европейском и русском искусстве | Доктрина общественного договора: сущность, черты и особенности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.