Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Политико-правовые идеи в творчестве классиков немецкой философии




Политико-правовые идеи в творчестве классиков немецкой философии

План:

1. Взгляды И. Канта на этику, государство и право.

2. Политико-правовая теория Г. В. Гегеля.

3. Историческая школа права.

 

Просвещение подготовило идейную почву для революций во Франции и Соединенных Штатах Америки. В остальных странах (в том числе и Германии) феодально-монархические устои оказались более прочными. Сферой, где подспудно протекали революционные процессы, стала философия. Во II половине XVIII – начале XIX веков Германия дала миру великих мыслителей, классиков немецкой философии, среди которых интересные взгляды на государственно-правовые институты высказывали Иммануил Кант и Георг Вильгельм Гегель.

Взгляды Канта на этику, государство и право отражены в работах «Основы метафизики нравственности» (1785 г.), «К вечному миру» (1795 г.), «Метафизика нравов» (1797 г.)

Философа интересуют проблемы поведения человека, реализуемого в сфере познания, являющегося функцией чистого, теоретического разума, и в сфере действия, являющегося функцией практического разума и воли. Человек одновременно принадлежит к миру явлений, в котором он подчинен законам причинности и поступает в соответствии с обстоятельствами, и к миру вещей в себе, в котором человек принимает решения, делает выбор, а все его действия зависят от воли. Воля (практический разум) в данном аспекте - способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов, которые заложены в разуме как внутреннего (априорное) побуждение, свободное от внешнего воздействия. Порожденные разумом нормы являются императивом – т.е. правилом, которому необходимо следовать.

Императивы философ делит на условные (гипотетические) и безусловные (категорические). Соблюдение условных императивов связано с определенной целью, выгодой («хочешь, чтобы твоя лавка приносила доход, пользовалась популярностью – торгуй честно»). Категорический императив не связан с практической целью, он абсолютен, выполняется как требование нравственного долга, если нужно, то ценой риска, причинения вреда себе, своему благополучию и даже жизни.

Мораль у Канта строится на пренебрежении к выгоде и пользе. Основа его учения – долг. Философ считал, что делать добро из чувства любви, благодарности, разоблачать дурного ненавидимого вами человека – не есть мораль. Поведение морально тогда, когда человек, преодолевая в себе благородные и низменные наклонности, независимо от последствий своих действий руководствуется только чувством долга.

Иммануил Кант – автор дефиниций категорического императива. Первая – «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Вторая – «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству». Эта мысль (относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе) вечная, но человечество не нашло пока лучшего определения существа морали как наличия свободной воли и бескорыстия.

Понимание права у Канта теснейшим образом связано с пониманием морали. В основе и того, и другого явления лежит категорический императив. Если закон, по мнению ученого, соблюдается внешне, под влиянием мотивов выгоды, страха наказания – это легальное поведение. Если же закон соблюдается в силу внутреннего убеждения лица, сознательно следующего категорическому императиву, - речь идет о моральном поведении. Таким образом, именно мотив разграничивает сферу морали и законности. Мораль основана на добродетели, на соблюдении правил по убеждению. Законность же формальна, так как требует просто соблюдать правила. Кант прозорливо отмечал, что принуждение укрепляет законность, и именно в возможности применения принуждения кроется важное отличие права от морали.

Теория права канта довольно своеобразна. У его работах встречаются несколько определений права. Так, Кант определял право как «совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». То есть нормы права очерчивают сферу, в которой человек может действовать свободно. Выход за рамки данной сферы недопустим, так как означает покушение на свободу другого лица. Право, каким образом, есть определение меры, пределов свободы человека, степени его автономии.

В праве Кант выделяет и сопоставляет различные явления, пласты, но его классификация не построена по единому принципу. Он различает право естественное, в основе которого лежат априорные принципы, продиктованные разумом, и положительное (статутарное), вытекающее из воли законодателя.

Право (как способность обязывать других) Кант делит на прирожденное (принадлежащее каждому от природы независимо от правового акта, это – свобода от произвола другого человека и приобретенное (право, для которого требуется правовой акт).

Традиционное деление права на частное и публичное также встречается у философа, однако Кант, вопреки традициям классического римского права, под частным подразумевает совокупность законов, не нуждающихся во внешнем публичном обнародовании, а под публичным – совокупность законов, нуждающихся в таковом.

Среди правовых классификаций И. Канта встречается характеристика права в строгом смысле слова (ius strictum) и в широком смысле (ius latum). Под первым понимается право, которое гарантируется возможностью полного принуждения. Право в широком значении – своеобразное явление, где, по словам философа, «правомочие принуждать не может быть определено никаким законом». Оно распадается на право справедливости и право крайней необходимости.

Право справедливости допускает право без принуждения. Например, участник торговой компании сделал больше других, но и потерял больше из-за несчастного случая, следовательно, он может требовать от компании большую часть доходов. Или, допустим, слуга получает жалование в конце года, но за год деньги обесценились, значит, справедливость требует компенсации. Данном случае речь идет именно о праве, а не о апелляции к этическому долгу, хотя и нет статей закона по удовлетворению данных притязаний.

Право крайней необходимости есть принуждение без права. Например, в ходе кораблекрушения один человек сталкивает с доски другого, чтобы спасти жизнь себе. Девиз права крайней необходимости – «нужда не знает закона». Однако, И. Кант добавляет, что нет такой нужды, которая сделала бы законосообразным то, что неправо.

Возможность принуждения, по мнению Канта, обеспечивается государством. Причем кантовская трактовка государства базировалась на «законном» основании. Государство – объединение большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам. Цель государства – торжество права. Происхождение государства немецкий философ объясняет в соответствии с традициями школы общественного договора. Кант, безоговорочно признавая авторитет Руссо, также считает, что суверенитет принадлежит народу, выражается в его общей воле, а главная прерогатива народа – установление правопорядка путем принятия Конституции. Кант признавал разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, считая, что подобное разделение есть главный принцип устройства государственной власти. Однако специфической чертой кантовского понимания разделения властей являлся признак четкой их субординации. Законодательная власть имеет верховный статус, ей подчинена исполнительная, которая, в свою очередь, назначает судебную.

Размышляя о формах государства, Кант, видимо, испытывал внутреннее противоречие: с одной стороны, он был предан идеалам Французской революции, принципу свободы, преклонялся перед гением Руссо; с другой стороны – был типичным прусским служащим, с молоком матери впитавшим верность существующим государственным порядкам, служение властям. Формы государства Кант классифицирует по количеству носителей высшей власти на автократию, аристократию, демократию. Прямого выбора в пользу какой-либо одной из них Кант не делает. Он считал, что лучше всех наиболее простая форма. Демократия сложнее всех, аристократия лучше, но проще всех монархия – власть одного, хоть она и легко переходит в деспотию. Формы государства меняются, это естественное явление, которое, однако, должно проходит по воле суверена путем реформ. Право на восстание (в отличие от Руссо и Локка) Кант не признавал, считая его абсурдным, т.к. включение в конституцию права на сопротивление признает сувереном того, кто сопротивляется, а не конституционного носителя власти.

Кант много внимания уделял проблеме войны и мира. В труде «Метафизические начала учения о праве» он пишет о правомерных и неправомерных войнах. В 1795 г. увидела свет его книга «К вечному миру», ставшая манифестом пацифистского движения. В ней Кант описывая бедствия войны, моделирует идею полного торжества мира, которое возможно при условии объединения всех государств в федерацию на началах права. В данном союзе каждое государство сохранило бы свой суверенитет и было членом мирового правового обращения. Вечный мир – категорический императив, он нереален, однако создание всеобщего правового гражданского общества, по мнению Канта, самая трудная проблема человечества.

Иммануил Кант более значителен как философ, моралист, нежели правовед и политический мыслитель, однако, его представление о праве как мере разумной свободы прочно вошло в юридическую теорию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.