Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая теория Г. В. Ф. Гегеля




Главный труд великого немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля называется «Философия права», в котором он обосновывает базовый методологический принцип, состоящий в следующем: абсолютное знание достигается лишь в целостной философской системе, раскрывающей содержание всех категорий и понятий в их логической взаимосвязи на основе диалектики. Диалектика – метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними, единственный истинный способ познания.

Философская система Гегеля разделена на составные части – логику, философию природы и философию духа. Государство и право ученый отнес к философии духа. В ней освещается процесс развития сознания человека, проходивший определенные ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность), абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Предметом теории права как науки является идея права – единство понятия права и осуществление этого понятия в действительности. Гегель считал истинной идеей не умозрительные конструкции разума, а торжество субъективного (познавательного) и объективного момента. Проще говоря, по его мнению, идея – это понятие, адекватное своему предмету. Поэтому необходимо постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Синонимичным идее права Гегель считал «естественное право». По его мнению, естественное право – это не совокупность предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философское видение природы (сущности) правовых отношений между людьми. Идеей права он считал всеобщую свободу. А человека наделял абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. Гегель не признавал право как взаимное ограничение свободы в интересах общего права. Подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля. Всеобщая свобода требует, чтобы устремления человека были подчинены нравственному долгу, права гражданина – обязанностям перед государством, а свобода личности согласована с необходимостью. Всеобщая свобода составляет содержание всемирной истории. Ее развитие рассматривается как логическое развертывание самой идеи права. Идея права проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность. Рассмотрим гегельянское понимание сущности каждой ступени.

1. Абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. Свобода выражается в том, что каждый обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашения с другими людьми (договор), требовать восстановления своих прав (основания таких требований - неправда и преступления). Т. е. абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Здесь правомерна заповедь «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Это право носит формальный характер, т.к. наделяет человека лишь равной правоспособностью, предоставив ему полную свободу действий в вопросах размера имущества, его назначения и состава.

2. Мораль. Здесь абстрактные и негативные предписания формального права наполняются положительным содержанием. Мораль – субъективное выражение свободной воли. Моральное состояние возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам. Если в праве свободная воля определяется внешним образом по отношению к вещи (воля другого лица), то в морали – внутренними побуждениями, помыслами. На данной ступени свобода проявляется в способности совершать осознанные действия (умысел и вина), ставить цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять поведение с обязанностями (добро и зло). Таким образом, здесь решается вопрос субъективной стороны правонарушения, вины как основания ответственности.

3. Нравственность. Это высшая ступень осмысления прав человеком – объективное выражение свободной воли. Человек обретает нравственную свободу только в общении с другими, когда сознательно подчиняет поступки общим целям. К числу форм общения (объединения), где формируется нравственное сознание, относится семья, гражданское общество, государство.

Гражданское общество Гегель трактует как определенную систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Оно возникает в Новое время, а его члены называются буржуа. Гражданское общество Гегель отождествлял с буржуазным и считал, что складывается оно на почве частной собственности, имеет учреждения для поддержания порядка (суд, полиция, корпорации). Гражданское общество – объединение людей на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. В таком обществе имеется три сословия: земледельческое (дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы и ремесленники) и всеобщее (чиновники). Но гражданское общество не способно само урегулировать социальные противоречия. Его надо упорядочить политической властью – государством. В государстве немецкий философ различает две стороны: объективную (организацию публичной власти) и субъективную (духовное сообщество, где все проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства). Основанием государства является народный дух в форме религии.

Значение философского наследия немецких ученых неоспоримо. Их идеи ценностного подхода к праву, правового государства, «вечного мира», формула Гегеля «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно», выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству легли в основу либеральных, радикальных и консервативных концепций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.