КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика по чрезвычайным ситуациям и ее роль в выявлении тенденций
На основе приведенных в пп. 1.2 классификаций в Российской Федерации ведется статистика чрезвычайных ситуаций. По статистическим характеристикам проводится оценка общей обстановки на территории Российской Федерации по природным и техногенным угрозам и выявляются тенденции ее возможного развития. Диаграммы, отражающие тренды количества чрезвычайных ситуаций, численности погибшего и пострадавшего населения с 1996 по 2002 г. представлены на рис. 2.1—2.3. Научный анализ статистических данных по чрезвычайным ситуациям с выявлением положительных и отрицательных тенденций в их динамике ежегодно публикуется начиная с 1996 г., в государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Динамический анализ статистических данных о чрезвычайных ситуациях имеет большое значение в оценке общей эффективности деятельности по повышению безопасности жизнедеятельности и выявлению негативных тенденций, которые могут проявляться в ближайшем будущем. Покажем это на примере техногенных чрезвычайных ситуаций. Анализ динамики количества техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в последнем десятилетии XX века, начале XXI века свидетельствуют о скачкообразном ее характере. Первый скачок (почти в 4 раза) произошел после социально-политических потрясений в августе 1991 г. за счет резкого роста аварийности в промышленности, на железнодорожном транспорте, в ряде других отраслей (1991 г. - 209 ЧС, 1994 г. - 905 ЧС, 1996 — 1031 ЧС, далее см. рис. 2.1).
Происходящие в стране 90-х годов процессы, обусловившие снижение внимания и капиталовложений на обеспечение безопасности производств, обновление их основных производственных фондов и самой культуры труда, вызвали устойчивый рост количества техногенных чрезвычайных ситуаций вплоть до 1997 г. (1997 г. — 1174 ЧС). В этот период наблюдался рост аварий на магистральных трубопроводах (в 1,5 раза), на морских и речных судах (в 1,5 раза), аварий с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ и радиоактивных веществ, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения (в 2 раза). В то же время, начиная с 1995 г., наблюдался спад аварийности на потенциально опасных промышленных объектах, на железнодорожном транспорте, крупных автомобильных аварий, в жилищной сфере, гидродинамических аварий. Эти положительные тенденции были напрямую связаны с принятием в стране мер по вопросам техногенной безопасности, предупреждения катастроф, снижения их последствий. Спаду уровня аварийности способствовало принятие федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994) и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), постановлений Правительства Российской Федерации, определивших порядок декларирования безопасности, лицензирования опасной промышленной деятельности и объектов, страховой защиты, других законодательных и нормативных актов, а также повышение требовательности к вопросам безопасности со стороны органов, осуществляющих надзор и контроль в области безопасности. Вместе с тем, несмотря на снижение общего количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экономика стране продолжает нести от аварий, катастроф, а также от стихийных бедствий большой материальный ущерб, исчисляемый десяткам миллиардов рублей. Более того, в начале XXI века в связи с оживлением экономики возможен новый определенный всплеск аварий и катастроф различного масштаба. Анализ состояния промышленной безопасности в стране позволяет в общих чертах назвать некоторые общие принципы неблагополучия в этой области, характерные для отечественной экономики. Прежде всего, необходимо указать на нерациональное, с точки зрения техногенной безопасности, размещение по территории страны некоторых потенциально опасных объектов производственного назначения, хозяйственной и социальной инфраструктуры. Имеют место просчеты в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов, упадок проектно-конструкторского дела и культуры труда, низкое качество прикладных исследований, проектирования, производства и произведенной продукции. Распространены технологическая отсталость производства, низкие темпы внедрения ресурсо-, энергосберегающих и других технически совершенных и безопасных технологий. Повсеместно наблюдается значительный износ средств производства, достигающий в некоторых случаях предаварийного уровня. Начало XXI века охарактеризовалось ростом числа природных бедствий. Бичом последних лет стали катастрофические наводнения и опасные метеорологические явления, связанные с сильным ветром и метелями, сильными дождями и снегопадами, дождевыми паводками. Так, 2002 г. был по природным чрезвычайным ситуациям одним из самых неблагополучных. Число пострадавши» составило свыше 300 тысяч человек, 332 человека погибли. Это в десятки раз превосходит показатели прошлых лет. Наблюдаемое увеличение частоты и тяжести последствий стихийных бедствий связывают с общими тенденциями изменения климата на нашей планете, обусловленных глобальным потеплением. Тенденция к увеличению риска стихийных бедствий вызвана кроме причин природного характера, также и социально-экономическими причинами: медленным решением вопросов предупреждения и ликвидации источников чрезвычайных ситуаций; освоением территорий, считавшихся ранее малопригодными для проживания; снижением расходов на предупреждение чрезвычайных ситуаций на местном уровне; развитием специфического комплекса опасных техноприродных процессов, продуцируемых человеческой деятельностью (подтопление территорий, переработка берегов водохранилищ, оползни и др.); стратегическими просчетами на региональных уровнях в политике обеспечения безопасности населения и объектов экономики, направленной на ликвидацию последствий стихийных бедствий, а не на их профилактику; нарушением системы метеонаблюдения и всестороннего гидрометеорологического контроля. Анализируя подобным образом статистические данные о чрезвычайных ситуациях и сопоставляя их с выявленными причинами, соответствующими органами государственной власти вырабатываются и осуществляются меры правового, организационного, технического, экономического и научного характера, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по их ликвидации, сокращение потерь, совершенствование жизнеобеспечения населения. Эти меры осуществляются на основе вырабатываемой государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности путем координации деятельности функциональной и территориальной подсистем РСЧС на всех уровнях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |