КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика работы над лирическими произведениями
а) Методика чтения лирических стихотворений. В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека. В литературоведении лирика делится на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую. В хрестоматиях по чтению представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика. В методической литературе (Е.Л.Глинская, А.А.Абдуллина и др.) отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений (пейзажная лирика) и творческое воспроизведение их эмоционально-образного содержания. Таких условий три. 1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. 2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно). 3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. К восприятию лирического стихотворения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. При подготовке к чтению стихов о природе учитель прежде всего определяет место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, слайды, цветные фотографии, музыкальные произведения, т.е. то, что может повлиять на эмоциональное состояние, может вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое стихотворение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. Очень эффективным является прослушивание музыкальных произведений: у детей создаётся настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения, благотворно сказывается на выразительности чтения. Например, перед чтением стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» учитель рассказывает о ссылке поэта в Михайловское, о тяжести разлуки с близкими; также сообщает о том, как передвигались на лошадях в то уже далёкое от нас время, когда не было железных дорог, и предлагает учащимся прослушать романс Гумилёва «Однозвучно звенит колокольчик». Грусть поэта становится понятной школьникам, хотя ничего подобного не было в их жизненном опыте. При первичном восприятии читать лирическое стихотворение должен сам учитель, причём наизусть. Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу и через него к синтезу более высокого качества. Предмет анализа – живописный образ, нарисованный поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа – его взаимосвязанные компоненты. Детям предлагаются вопросы: -- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какое чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите. -- Какой вы представили себе берёзку (черёмуху и т.п.)? После чтения стихотворения детьми про себя учитель предлагает рассказать, какие картины они «видят». Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т.е. учащиеся создают словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора. Детям предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению теста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей картин. Целенаправленная работа над изобразительными средствами является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображённому. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребёнку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение. Социально – политическая лирика передаёт авторское отношение к окружающему его миру. Объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе анализа выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или ионе событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |