Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Эффект масштаба. Равновесие фирмы




Эффект масштаба. Равновесие фирмы.

Показатели эффективности фирмы.

Лекция 9. Издержки и доход предприятия.

Методические рекомендации для подготовки к семинару № 8.

При подготовке к семинару необходимо освоить теоретический материал путем ответа на вопросы для самопроверки и тестовые задания. Необходимо использовать любой из источников предложенной литературы. Желательно проанализировать и составить конспект нормативно – законодательных актов РК антимонопольного регулирования.

Задания и методические рекомендации к СРСП № 8: Рынок и конкуренция.

1. Что лежит в основе необходимости конкуренции? Назовите «причину» ее реализации.

2. Перечислите все известные вам формы конкуренции.

3. Что такое метод конкуренции, приведите пример.

4. Раскройте содержание совершенной конкуренции (совершенного рынка).

5. Что такое несовершенная конкуренция? Какова роль монополии в обеспечении экономического роста?

6. В чем заключается необходимость антимонопольного регулирования?

7. Перечислите основные направления антимонопольного регулирования на законодательном уровне.

Цель СРСП: взаимосвязь теоретических знаний с практическими навыками, уметь определять модели совершенной и несовершенной конкуренции.

План лекции:

1. Издержки: сущность, структура, классификация.

Цель лекции: рассмотреть взаимодействие покупателя товара на рынке, где главным для него является полезность товара и продавца (производителя) товара с позиции издержек производства.

Основные понятия по теме: издержки, прибыль, изокванта, изокоста, максимизация прибыли.

Среди основных конкурентный преимуществ можно выделить два основных (М. Портер) более низкие издержки и специализацию. Под более низкими издержками понимается «способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты». Издержки- главный фактор, влияющий на объем предложения. Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна проанализировать издержки.

Издержки – это оплата приобретенных факторов производства. Стоимость всех видов материалов, товаров и услуг.

Термин «издержки» (соsts)- это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявших на рынке стоимостную форму.

Классификация издержек производства:

От метода оценки затрат

Альтернативные издержки- это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования ресурсов.

 

Внешние (явные) издержки- это затраты на приобретение сырья, материалов со «стороны». Эти издержки отражаются в бухгалтерской отчетности.   Внутренние (неявные) издержки- это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Они представляют собой потерю дохода, который мог бы быть получен при продаже ресурсов фирмы.
     
Бухгалтерские издержки- этофактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.     В сумме экономические издержки

 

Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

ПРИБЫЛЬ ТR-ТС

Бухгалтерская прибыль= совокупный доход - явные затраты.

Экономическая прибыль= совокупный доход – альтернативные издержки (явные+ неявные)

Нормальная прибыль используется для обозначения альтернативных (вмененных) издержек капитала фирмы. Например, семья использует 200тыс. тенге капитала для начала собственного дела. А могли бы положить в банк под 10% и получить доход 20000тенге. Это относим к альтернативным издержкам, которые получают название нормальной прибыли.

В зависимости от влияния изменения объема производства

 

Постоянные (FС -fixed cost)-их изменение не зависит от объема производства (амортизация зданий, рентные платежи, административно-управленческие расходы) Переменные (VС-variable cost ) их величина изменяется в зависимости от объема производимой продукции (затраты на сырье, материалы, зарплата и др.)

FC + VC = TC (total cost) TC-общие (валовые) издержки.

 

 

При «нулевом» объеме производства (когда фирма ничего не производит) ТС=FС, т.о. при незначительном объеме производства ТС зависят от FС. При увеличении объема производства в структуре ТС преобладают переменные издержки, т.е. ТС зависит от VС. Доля FС будет снижаться в составе валовых издержек ТС. В этом проявляется «эффект масштаба»: при незначительном объеме производства появляется возможность экономии на постоянных издержках.

Знание структуры постоянных и переменных издержек позволяет определить конкретные меры снижения затрат.

Для измерения издержек на производство единицы продукции различают средние издержки: средние постоянные (АFС-averaqe fixed cost), средние переменные (AVC- averaqe variable cost) и средние общие издержки (АТС- averaqe total cost).

1. ATC = TC/Q; где AТC- средние общие издержки.

2. AFC= FC/Q; где AFC -средние постоянные издержки.

3. AVC=VC/Q; где AVC- средние переменные издержки.

4. ATC = AFC+AVC; где- АТС – средние общие издержки.

 

Здесь можно определить прибыльность фирмы:

1. Если цена товара на рынке меньше средних издержек, т.е. Р<АТС, то фирма несет убытки и может обанкротиться.

2. Если цена больше средних издержек (Р>АТС), то фирма имеет прибыль в размере этой разницы

3. Если цена равна средним общим издержкам, т.е. Р = АТС, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует. Такая фирма называется предельной.

4. Для определения максимального выпуска продукции рассчитывают предельные издержки МС (marqinal cost) – дополнительные издержки производства каждой следующей единицы. Или это та сумма, на которую возрастают общие издержки (ТС) при увеличении выпуска продукции на одну единицу. С помощью МС определяют границы прибыльности объема выпуска продукции. Для этого их сравнивают со средними издержками и рыночной ценой товара. Необходимость измерять МС исходит из действия закона убывающей отдачи, суть которого заключается в том, что начиная с некоторого момента каждая добавочная единица переменного фактора приносит меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая. Т.о., с некоторого момента рост издержек начинает опережать рост объемов производства.

MC= ∆TC/∆Q; где MC- предельные издержки.

В краткосрочном периоде в зависимости от объема продукции выделяют постоянные и переменные издержки.

В долгосрочном периоде все издержки переменные.

Главная задача фирмы заключается в получении прибыли. Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками производства. Различают:

1. совокупный доход TR=P·Q ( сумма денег, получаемая от продаж произведенной продукции)

2. средний доход AR=TR/Q=PQ/Q=P (доход, приходящийся на единицу проданной продукции)

3. предельный доход MR=∆TR/∆Q=∆ (PQ)/ ∆Q= P (приращение дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции).

Правило максимизации прибыли:

прибыль максимизирована при объеме продукции, когда МR=МС=Р

Чтобы получить доход, фирма должна производить наиболее выгодную продукцию при эффективном сочетании ресурсов. Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора (труд) на производство, применяют показатели эффективности фирмы: такие понятия как совокупный, средний и предельный продукт. Совокупный продукт ТР- это количество товара, изменяющееся под влиянием переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт:

АР=Q/F1, где F1- переменный фактор.

Предельный продукт труда определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате изменения переменного фактора:

МР= ∆Q/∆ F1

Процесс производства представляет собой взаимодействие факторов, в результате чего они преобразуются в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат факторов производства и максимальным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции. Производственная функция- это взаимозависимость между вводимыми в производство факторами и выходом продукции.

Q= f(L.К), где L–труд(рабочая сила); К-капитал; Q-продукция.

Производственная функция изображается с помощью карты изоквант. Изокванта (кривая равного продукта)- это модификация производственной функции. Она представляет собой кривую, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции.

Информация об уровне издержек позволяет построить изокосты (линии равных затрат). Это есть линия, точки которой отражают все сочетания факторов производства с равными общими издержками. Фирма минимизирует издержки в точке касания изокосты с изоквантой при таком объеме выпуска продукции, при котором соотношение предельных продуктов факторов производства равно соотношению цен на них. В долгосрочном периоде фирма выбирает оптимальный путь роста, который выражается в виде линии, проходящей через точки касания изокост и изоквант.

Эффект масштаба – возникает в процессе деятельности фирмы в долгосрочном периоде. В нем непосредственно связаны величина средних издержек производства и масштабы производства. До определенного момента средние издержки падают по мере роста масштабов производства, то есть эффектом масштаба называется эффект экономии ресурсов за счет роста масштабов производства. Когда с ростом объема производства средние издержки в долгосрочном периоде возрастают, говорят, что имеет место увеличение затрат, обусловленное масштабом производства (затраты, связанные с увеличением масштаба). Если же средние издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными, вне зависимости от объема производства имеет место постоянная отдача от масштаба. Эффект масштаба вытекает из того, что рост производства приводит к форсированному действию факторов, способствующих снижению издержек производства:

1.Специализация труда. Чем крупнее производство, тем меньше места остается рабочим широкой квалификации, так как вклад 1 рабочего все более и более теряется в общем результате. Здесь требуются рабочие, выполняющие квалифицированно и быстро определенную, какую-то сравнительно узкую операцию. От этого производительность повышается.

2.Специализация управленческого персонала.

3.Эффективное использование капитала. Чем крупнее фирма, тем больше возможности закупать дорогое оборудование и т.д.

4.Преимущества в финансировании НИОКР.

5.Преимущество в финансировании рекламы.

6.Преимущество в финансировании сбыта.

Таким образом, названные факторы позволяют в целом снижать издержки на единицу продукции. Однако эффект масштаба имеет свои пределы роста. Начиная с известного момента, эффект масштаба замедляет свое действие и достигает таких параметров, когда средние издержки перестают снижаться. Предприятие достигает максимально эффективного масштаба производства, т.е. дальнейший рост масштабов производства будет приносить только убытки, т.е. возникает отрицательный эффект масштаба, когда издержки производства возрастают по мере увеличения масштабов производства.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: современная экономическая теория утверждает, что максимальная прибыль или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (МR = МС).

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить 4 типа фирм.

1.Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (АVС= Р) называется предельной фирмой. Такой фирме удается работать лишь недолгое время.

2.В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать даже текущие издержки и будет вынуждена покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, АVС> Р).

3.Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль (допредельная фирма со сверхприбылью).

4. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие, но и все издержки, т.е. получать нормальную прибыль (допредельная фирма с нормальной прибылью).

В долгосрочном периоде фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки. В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются, при убывающей производительности - растут.

Выводы:

Под более низкими издержками понимается «способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты». Издержки - главный фактор, влияющий на объем предложения. Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна проанализировать издержки. Знание структуры постоянных и переменных издержек позволяет определить конкретные меры снижения затрат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.