Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные полномочия

 

Организационные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которые официально предоставлены какому-либо лицу или органу, и на основании которых они могут самостоятельно принимать управленческие решения.

Полномочия определяются официальными документами, должностными инструкциями или официальными устными указаниями.

Отличительная особенность власти от полномочий: власть – реальная, полномочия – официальные.

В организации обычно действует закон: «Чем выше уровень управления, тем шире полномочия».

Основные правила распределения полномочий:

  • Полномочий должно быть достаточно для решения поставленных проблем.
  • Полномочия должны быть согласованы с полномочиями тех, с кем необходимо взаимодействовать в решении задач.
  • Полномочия должны быть четко обозначены и обеспечены юридически.
  • В рамках полномочий исполнитель самостоятельно решает проблемы и несет ответственность за результаты.

 

Виды полномочий:

1. Распорядительные и нераспорядительные.

Распорядительные полномочия предполагают возможность принятия обязательных решений по отношению к определенным лицам и подразделениям. Нераспорядительные – все остальные (рекомендательные, советы).

Распорядительные:

· Линейные распределяются строго по иерархии, принадлежат руководителю на каждом уровне. Специфика: всегда распорядительные; касаются всех сторон деятельности организации.

· Функциональные реализуются по диагонали (или горизонтали), касаются только одного аспекта деятельности организации, реализуются по отношению к тем подразделениям, которые не находятся в подчинении функционального руководителя. О них говорят тогда, когда руководитель имеет право отдавать общеобязательные распоряжения по определенным специфическим вопросам тем работникам, которые не находятся у него в подчинении. Пример: если инженер по технике безопасности имеет право остановить конвейер, тогда у него есть основания считать, что продолжение его работы может привести к производственной травме.

Нераспорядительные полномочия (функциональные):

· Рекомендательные

· Координационные. Выработка и принятие совместных решений в рамках советов, комиссий и иных органов.

· Согласительные. Когда для принятия какого-либо решения необходимо выслушать мнение человека, имеющего такие полномочия. Бывают предостерегающими (*юрист в организации, право визы*). Бывают блокирующими. Человек может блокировать принятия решения. В сфере финансов главный бухгалтер имеет право подписи.

· Контрольные. Человек может по собственной инициативе проводить проверки определенных подразделений, по итогам принимать не общеобязательные решения (например, рекомендательные).

 

Организационная структура – совокупность структурных подразделений в организации и связей между ними, в основе лежит вертикальное и горизонтальное разделение труда и распределение полномочий.

Особенности, определяющие структуру:

· Масштабы организации.

· Нормы управляемости – максимальное число подчиненных, которыми может управлять один руководитель. Для линейного руководства – 7-10 человек. На низших уровнях больше, иногда 20-30 человек (чем более интеллектуальная отрасль, тем ниже уровень управления). На высшем уровне 4-5 человек.

· Финансовые возможности.

· Географический фактор.

· Особенности внешней среды

· Особенности организационной культуры и квалификация сотрудников.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законы организации второго порядка | Жесткая модель организационной структуры (механический тип организации)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.