Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и обязанности руководителей и подчиненных

Распределение управленческих полномочий

 

В современных условиях никто не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возрастающие проблемы. В связи с этим руководителю приходится распределять свои полномочия, необходимые для решения проблем в рамках организации между подчиненными. Распределение полномочий осуществляется сверху вниз. При этом возникает своего рода лестница «ступеньками», которой являются уровни управления. Аналогия с лестницей дало процессу распределения полномочий другое, более практичное название – скалярный.

При распределении управленческих полномочий в организации учитывается ряд важных обстоятельств, о которых необходимо упомянуть.

· Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих целей.

· Полномочия каждого субъекта должны быть увязаны с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать.

· Линии полномочий в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник четко знал, от кого он получает полномочия, кому их передает, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним.

· Полномочия передаются исполнителю только одним руководителем.

· Исполнители обязаны самостоятельно решать все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, и нести перед руководителем полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Полномочия в системе управления распределяются не всегда равномерно, они могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее этапах.

 

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, т.е. видов деятельности. Основные функции руководителя:

· Стратегическая функция, которая заключается в постановке целей деятельности организации, в анализе проблем, разработке управленческих решений, стратегий и их реализации. В обычных условиях она считается главной.

· Экспертно-инновационная функция. В процессе ее реализации руководитель направляет усилия на разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации.

· Административная, в состав которой входит целый ряд подфункций: контрольная – заключается в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации и проведения необходимой корректировки; организационная – связана с созданием необходимых условий деятельности, распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов и пр.; направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей; кадровая – заключается в организации подбора, ориентации, обучения и развития персонала; стимулирующая – заключается в убеждении, воодушевлении исполнителей, их поощрении и наказании.

· Коммуникационная функция сводится к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому предпринимательству.

· Социальная функция выполняя ее руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.

Основные задачи высших руководителей (институциональный уровень, топ менеджеры) организации (члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директоры и их заместители) состоят в определении целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание вопросу – что делать? С юридической точки зрения в обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.

Руководители среднего звена (управленческий персонал, мидл-менеджер) организации (директора, начальники производств и их заместители). Основная задача – определение способа достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание вопросу– что и как делать?

Руководители низового звена (технический, супервизор) начальники цехов, мастера, бригадиры. Основная задача – непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание – как делать? Менеджеры – это и должность, и профессия.

Признаки, характеризующие должность менеджера: менеджер управляет всем предприятием, на котором работает, или его частью. Менеджер устанавливает цели, организует деятельность, поддерживает мотивацию и коммуникацию. Менеджеру делегируются полномочия, он имеет определенный простор для принятия решений. Менеджер имеет больше возможностей, чем другие сотрудники, завоевать и сохранить самый высокий авторитет, но в то же время он разделяет ответственность за результаты деятельности предприятия. Менеджеры предприятия входят в одну социальную группу, имеющую свои интересы, но они должны уметь согласовать интересы и других групп. Менеджер должен обладать профессиональными знаниями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции процесса передачи полномочий | Делегирование и ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.