Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез




САМОСОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, т.е. индивидуально­го сознания.

Общественное сознание отражает общественное бытие людей. Оно развивается по законам, не зависимым от созна­ния отдельных людей, оно воплощается в различных формах — в языке, науке, философии, искусстве, политике, религии. Подобно тому как общество не есть сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма отдель­ных сознаний личностей. Личное и общественное сознание постоянно взаимодействуют.

Венцом сознания является самосоз­нание. Оно позволяет не только отражать внешний мир, но и, выделив себя из этого мира, познавать свой внутренний мир, более того, критически оценивать собственное сознание.

САМОСОЗНАНИЕ (англ, self-conscious­ness) — осознание человеком себя как индивидуаль­ности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть Самосознание.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция,реф­лексия). С самосозннанием иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необхо­димы для функционирования и возникновения самосознания, но не достаточны. А. Н. Леонтъев указывал на не­обходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться самосознанием, т. к. «знания, представле­ния о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-ви­димому, существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания могут быть раз­ными: ощущение, восприятие, эмоция, память, во­ображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совме­стную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мыш­ления, эмоционального переживания и т. п.) выра­жается в значениях, благодаря чему субъект и мо­жет осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле Самосознание. — это один из уровней (процессов и результа­тов) познания человеком самого себя как индиви­дуальности, в т. ч. своего положения в мире и сво­их отношений к разнообразным явлениям и объек­там.

Ребенок существует для себя постольку, посколь­ку он существует для других людей. Вначале он осознает деятельность других людей, а затем — собственные действия. Ребенок начинает произвольно управлять конечностями и осознавать их. Он усваивает собственное имя. В 2 года ребе­нок начинает говорить: «Я сам», хотя при этом может про­должать говорить о себе в третьем лице: «Саша пошла» — или говорить себе: «Не ходи туда».

Еще И.М. Сеченов писал о том, что в связи с развитием речи возникает возможность различать сигналы, поступаю­щие из внешней и внутренней среды. Это создает предпосыл­ки выделения себя из внешнего мира (Сеченов, 1935).

Самосознание формируется через игру. До 3—4 лет это игры-подражания: ребенок кормит куклу, возит машину. Затем начинаются игры по правилам, или ролевые игры: в дочки-матери, в магазин и т.п. До 3 лет дети играют рядом друг с другом, но не вместе. И лишь в 4 года начинаются ро­левые игры, когда дети воспроизводят отношения между ок­ружающими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.