КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Онтогенез
САМОСОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, т.е. индивидуального сознания. Общественное сознание отражает общественное бытие людей. Оно развивается по законам, не зависимым от сознания отдельных людей, оно воплощается в различных формах — в языке, науке, философии, искусстве, политике, религии. Подобно тому как общество не есть сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма отдельных сознаний личностей. Личное и общественное сознание постоянно взаимодействуют. Венцом сознания является самосознание. Оно позволяет не только отражать внешний мир, но и, выделив себя из этого мира, познавать свой внутренний мир, более того, критически оценивать собственное сознание. САМОСОЗНАНИЕ (англ, self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть Самосознание.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция,рефлексия). С самосозннанием иногда смешивают формы непосредственного самоотражения в виде самоощущений и самочувствия, которые, конечно, важны и необходимы для функционирования и возникновения самосознания, но не достаточны. А. Н. Леонтъев указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя. В общем случае первое не может называться самосознанием, т. к. «знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в несознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у животных» (Леонтьев). Чувственные формы и источники знания могут быть разными: ощущение, восприятие, эмоция, память, воображение, наглядно-действенное мышление. К осознанию ведет представление (выражение) знания в знаково-опосредствованной и социально-нормированной форме. Первоначально процесс осознания целиком включен в совокупную и совместную деятельности, в рамках которых с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) выражается в значениях, благодаря чему субъект и может осознать его. Т. о., в строгом и узком смысле Самосознание. — это один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в т. ч. своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам. Ребенок существует для себя постольку, поскольку он существует для других людей. Вначале он осознает деятельность других людей, а затем — собственные действия. Ребенок начинает произвольно управлять конечностями и осознавать их. Он усваивает собственное имя. В 2 года ребенок начинает говорить: «Я сам», хотя при этом может продолжать говорить о себе в третьем лице: «Саша пошла» — или говорить себе: «Не ходи туда». Еще И.М. Сеченов писал о том, что в связи с развитием речи возникает возможность различать сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды. Это создает предпосылки выделения себя из внешнего мира (Сеченов, 1935). Самосознание формируется через игру. До 3—4 лет это игры-подражания: ребенок кормит куклу, возит машину. Затем начинаются игры по правилам, или ролевые игры: в дочки-матери, в магазин и т.п. До 3 лет дети играют рядом друг с другом, но не вместе. И лишь в 4 года начинаются ролевые игры, когда дети воспроизводят отношения между окружающими людьми.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |