Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11-12: учебная деятельность учащихся

1.Охарактеризуем очень кратко основные виды учебной деятельности учащихся. В основу положим трактовку видов учебной деятельности, принятую в книге Г.И. Щукиной [237], где выделены три вида деятельности: материально-практическая, социальная и духовная.

Материально-практическая деятельность на первый взгляд кажется свойственной многим предметам в большей степени, чем математике. Но как раз в процессе обучения математике формируются общие трудовые навыки учащихся, причем именно в производственной деятельности (опытно-лабораторная, преобразующая). Все, естественно, зависит от правильной организации этой деятельности. Что касается опытно-экспериментальной деятельности, то вся поисковая деятельность в процессе решения математических задач (например, метод проб и ошибок, выполнение дополнительных построений и т. д.) является прекрасным примером такой деятельности.

Составной частью материально-практической деятельности является универсально-преобразующая, навыки которой тоже могут с успехом формироваться при изучении математики, так как именно при изучении математики мы преобразуем исходные данные, чтобы получить нужный результат, ищем новые связи между объектами, строим новые комбинации объектов, показываем различные интерпретации построенных математических моделей.

Большие изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе и в системе образования, заставляют несколько пересмотреть параметры социальной деятельности. Говоря об этом виде деятельности, следует считать обучение математике рядовым, но важным компонентом в формировании ее умений и навыков.

Особое значение имеет обучение математике в формировании навыков коммуникативной деятельности. Так, на уроках математики могут быть правильно сформированы умения общаться, строить межличностные отношения. Немалую роль здесь играет и правильное самообразование (самооценка, самоуправление). Очень важным звеном в социальной деятельности является помощь учащимся со стороны учителя и товарищей. Хорошо известно, что именно при изучении математики эта помощь постоянно используется. Роль школы, учителя в приобщении учащихся к коллективной деятельности, к решению общей проблемы, к организации помощи товарищам чрезвычайно велика. От решения этих проблем в значительной степени зависит решение главной задачи — целостного формирования личности учащихся.

Духовную деятельность учащихся составляют: познавательная деятельность (самостоятельное познавание окружающего и самопознание, учебно-познавательная деятельность); ценност­но-ориентировочная деятельность (мотивационно-оценочная Деятельность, мотивационно-ориентирующая деятельность); эмоционально-чувственная деятельность, переживания (воспита­ние чувств, сопереживание, выражение чувств).

Обучение математике имеет первостепенное значение в формировании познавательной деятельности, особенно в формировании многих качеств умственной деятельности, интеллектуального труда и общей логической организации человека. Творческий подход к обучению математике может существенно сказаться и на правильной направленности воспитания эмоционально-чувственной деятельности, таких качеств личности, как сопереживание, честность, ощущение эстетического наслаждения (удовлетворение) и т. д.

Эти виды деятельности сопровождают весь процесс обучения математике, они не могут появляться и исчезать, учитель и ученик должны постоянно ощущать потребность в высоком уровне всех видов деятельности. Для более глубокого понимания взаимосвязей видов учебной и математической деятельности полезно с этих позиций еще раз просмотреть цели обучения математике и классификацию параметров математических способностей. Эти разделы показывают несомненную связь между процессом обучения математике и формированием навыков учебной деятельности учащихся.

2. Проблемы дифференцированного обучения математике в школе тесно связаны с изучением процессов индивидуализации учебной деятельности. В связи с этим следует определить понятия учебная деятельность и познавательная деятельность, которую иногда иначе называют учение. Понятие «учебная деятельность» по отношению к понятию «познавательная деятельность» рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого. В процессе учебной деятельности учащиеся включаются в систему общественных отношений, в коллективную деятельность. Эта форма сотрудничества учителя и ученика направлена на достижение общей цели, она всегда присутствует в учебной деятельности, являясь ее важнейшей характеристикой.

Понятие учение психологи склонны рассматривать как совокупность психических процессов, обусловленных нервными механизмами. В дидактике чаще употребляется термин «учебно-познавательная деятельность». Это социальная деятельность, необходимая обществу, и это совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное в ней совершаются как познавательные процессы, так и социологизация подрастающих поколений.

В психологии употребляется еще один термин — присвоение. При этом учебная деятельность выступает как органическая часть процесса «присвоения». Немецкий психолог Г. Клаус обращает внимание на то, что нельзя сводить понимание учебной деятельности только к приобретению знаний, умений и навыков. Он пишет: «В процессе учения человек приобретает не только сведения и двигательные автоматизмы, но также и черты характера, установки, убеждения, идеологические и мировоззренческие позиции, мотивы. Все эти личностные характеристики, хотя и связаны с содержанием знаний и со способами действия, однако приобретаются и видоизменяются в ходе сознательной деятельности и должны быть четко отграничены от знаний и умений... Учебная деятельность никогда не начинается с одной и той же во все времена и для всех людей «нулевой точки», ее началом всегда является некоторая конкретная ступень исторического развития общества. Учение человека общественно обусловлено, т. е. зависит от социально-исторических условий» [105].

На основании работы Г.И. Щукиной [237] можно сформулировать следующие особенности учебной деятельности.

1. Деятельность школьника связана с деятельностью других людей. Это позволяет школьнику пристальнее всматриваться в свои возможности, богаче становится мотивация деятельности, Развиваются различные формы самостоятельной деятельности. В последние годы много говорят о легкости, об индивидуализации обучения, но это не снижает роли коллективных форм обучения.

2. Развитие деятельности в учебном процессе знаменует собой поступательное развитие личности. Развитие деятельности идет так: вначале — исполнительская; затем — активно исполнительская; далее — активно самостоятельная; затем — творчески самостоятельная. Здесь не может быть точных границ, так, например, элементы творческой деятельности полезны всегда.

3. Изменение характера деятельности существенно влияет на изменение позиции ученика — от исполнительской к активной позиции субъекта.

4. Становление личности ученика в учебном процессе обусловлено изменением уровня саморегуляции — основного показателя и механизма личности школьника.

5. Изменение позиции ученика обусловлено межсубъективными отношениями учителя и учащихся.

6. Постепенно самоанализ ученика рождает веру в свои силы, меняется и позиция школьника: участие в учебной деятельности становится органично сопряженным с деятельностью учителя; разделение с учителем заботы об интенсивности учебного процесса, об экономных путях учения, об успешных результатах деятельности; выдвигаются собственные суждения на£ основе тех, что видел, прочел, узнал за пределами урока и т. д.

Все перечисленное показывает неразрывную связь учебной деятельности и процесса формирования личности учащихся, тех личностных образований, которые подводят школьника и к саморегуляции, и к позиции субъекта учебной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 11. Планирование производства и реализации продукции | Активность и самостоятельность учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.