Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая деятельность учащихся

Проблемы творчества и творческой деятельностивсегда интересовали философов, психологов, педагогов, методистов. А.Я. Хинчин писал: «...Все наши педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы в максимальной мере заставить школьника усваивать материал в порядке активной работы над ним, всеми средствами насыщая эту работу элементами самостоятельности и хотя бы самого скромного творчества» [222].

Надо сказать, что до сих пор эта проблема разработана явно недостаточно. Еще в 1967 г. Г.М. Ярошевский по этому поводу говорил, что «хотя крайняя актуальность исследования природы, динамики и путей оптимизации творческой деятельности в науке, технике осознается повсеместно, размах и уровень этих исследований совершенно не соответствуют исторической ситуации, созданной современной научно-технической революцией» [244].

В современный период активизации творческой деятельности всех слоев общества проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как элементы творческой деятельности будут формироваться в школе, во многом зависит будущее этого общества.

Для понимания сущности творческой деятельности личности рассмотрим вначале проблему творчества как философскую категорию.

«Творчество — это деятельность человека по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как и другие виды деятельности, творчество имеет общественный характер, порождено потребностями общества, удовлетворение которых становится возможным по мере созревания всех необходимых для этого условий. Это показано историей культуры и обобщено наукой. Как и другие виды деятельности, творчество требует определенных волевых усилий, сосредоточения, внимания, упорства и т. п.; решение творческих задач, как и других, связано с рядом эмоций: удовольствия, радости, желания и т. д. Однако не эти моменты раскрывают специфику творчества. Проведенные исследования творчества позволили уяснить, что первым существенным признаком творчества является преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, наглядно-чувственных или мысленных», — писал А.Т. Шумилин [235].

Из данного философского понимания творчества следует одно важное обстоятельство, связанное с переносом этого понятия на учебную деятельность учащихся, — это привитие учащимся навыков в преобразовании явлений, вещей, процессов в поиске новых комбинаций, что и есть «квинтэссенция, существо творчества». Это очень важно для понимания сущности творческой деятельности школьника.

«Вторым существенным признаком творчества является его новизна, оригинальность — новизна продуктов деятельности, новизна, оригинальность, необычность приемов или орудий и средств, применяемых в процессе деятельности. Следовательно, творчеством необходимо считать ту деятельность, в процессе которой предметы (или образы), хотя и имеющиеся в действительности и не являющиеся для нее новыми, создаются при помощи новых оригинальных приемов, операций или при по­мощи новых орудий. Творчество оригинально, самобытно, по крайней мере, в данном звене — оно антипод подражанию, копированию, деятельности по шаблону, по готовому образцу, по правилу, алгоритму и т. д.» [235].

После анализа этого признака творчества становится понятна та роль, которую играет в обучении математике поиск методов решения различных задач. Поиск метода решения (рассуждения, исследования), нестандартность его использования -вот одна из задач, которая стоит перед учителем и учеником. Ясно, что курс математики дает в этом плане огромные возможности, но эти возможности сами собой не возникнут.

Кроме этого очень важно, что творчество есть антипод подражанию, копированию, работе по шаблону, и к творческой деятельности необходимо приучать учащихся как можно раньше. Правда, что касается деятельности по правилу, по алгоритму, то такая деятельность неизбежна в любом процессе обучения, и она также может иметь творческий характер, но это не влияет на общую значимость той философской базы, которая нами сейчас рассматривается.

Рассмотрим с общих философских позиций три этапа творческого процесса, поскольку они лежат в основе любой творческой деятельности.

Первый этап творческой деятельности — этап осознания, формирования, постановки проблемы. Интеллектуальная творческая деятельность имеет место лишь там, где возникает проблема. Четкое формулирование проблемы является важным начальным этапом творческого процесса, а также необходимым параметром включения в самостоятельную деятельность.

Второй этап — этап принципиального решения проблемы, в ходе которого должен быть найден «ключ» к решению задачи. Решение любой проблемы часто рассматривают как твор­ческую деятельность, в основе которой лежат знания. «Знание всей информации, относящейся к области исследования, является условием и предпосылкой успешной творческой деятельности. Нередко в ходе решения творческой задачи обнаруживается недостаток знаний свойств определенных явлений, их взаимодействия, что требует дополнительных исследований в этой области» [235].

Таким образом, основу второго этапа творчества составляют знания человека. Вот почему творческая деятельность учащихся неразрывно связана со знаниями, которыми они владеют.

Говоря о решении школьниками математических задач, вернее, о процессе поиска решения, следует отметить, что иногда сложность заключается не в отсутствии тех или иных знаний, а в неумении, незнании, где и как их применить и по какому принципу их «извлекать» из всего арсенала знаний. Вот почему многим описаниям процесса поиска решения задачи присуща чисто эвристическая трактовка, в которой ученик тонет. Важно четко объяснить учащемуся принципы, по которым он будет находить «знания всей информации, относящейся к области исследования».

Очень интересно связан этот этап с рассмотренными нами основными приемами математической деятельности — анали­зом и синтезом. В психологии процесс, связанный с поиском необходимой информации, называется актуализацией знаний. Вот как описывает этот процесс С.Л. Рубинштейн: «Актуализация знаний совершается в мышлении при решении определенной задачи. Это не просто репродуктивный акт памяти. Актуализация тех именно знаний, которые нужны для решения Данной задачи, предполагает анализ и задачи, и знаний, которые Могут быть приняты в расчет. Этот анализ предполагает синтетический акт соотнесения задачи и знаний и анализ как условий задачи, так и привлекаемых к ее решению знаний» [185

Третий этап — оформление принципиального решения проблемы. Все исследователи выделяют этап окончательного оформления найденного принципиального решения проблемы. Его специфика состоит в том, что принципиальное решение принимает конкретную, строго обоснованную и часто проверенную форму: «...добытая идея материализуется, объективируется. В научном творчестве этот этап выступает как доказательство гипотезы и ее практическая проверка. В техническом — как конструктивное, а затем вещественное выполнение изобретения» [235].

Как и предыдущие, этот этап осуществляется на основе знаний свойств явлений, приемов, способов, накопленных обществом.

Творчество и творческая деятельность в процессе обучения школьников, естественно, должна быть адаптирована, так как учащиеся в подавляющем большинстве случаев не создают новых продуктов, да еще обладающих социальной значимостью. Они в основном создают продукты, уже известные обществу.

И.Я. Лернер писал так: «Творчеством ученика мы называем вид его деятельности, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта» [130].

Очень важным является то, что в творческой деятельности естествоиспытателя, изобретателя и школьника есть одно общее — все они осуществляют поиск «неизвестных связей вещей». Обучение учащегося поиску неизвестных связей между рассматриваемыми объектами — это и означает приобщение его к творчеству вообще, к будущей трудовой деятельности.

На основании трактовок категории творчества можно установить некоторые качества творческой личности: оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от обще­признанных взглядов), беглость (количество идей в единицу времени), гибкость, подвижность мысли (способность переключаться с одной темы на другую), любознательность (чувст­вительность к проблемам в окружающем мире), способность к преобразованию, мысленное конструирование идеального образа предмета (идеализация) и т. д.

Пониманию сущности творческого процесса помогает выделение фаз творческого процесса, раскрытие их содержания.

Эти фазы имеют много общего с эвристическими приемами, выделенными Д. Пойа [176] и включающими в себя: обеспечение явного понимания предложенной задачи, составление плана решения, осуществление плана, проверка и критическая оценка результата, составление новых комбинаций.

В настоящее время известны различные способы и формы обучения школьника: обучение путем подражания, обучение в игре, обучение в процессе осуществления продуктивных видов деятельности — рисования, лепки, конструирования, обучение в ходе выполнения элементарных трудовых задач по самообслуживанию, наконец, систематическое школьное обучение.

Психологи отмечают, что начинать развитие творчества у младших школьников следует с развития умения видеть, «доставать» (припоминать) необходимые сведения из памяти, комбинировать их, и даже с развития подражательной деятельности, так как последняя в этом возрасте нередко оказывается творческой.

Следовательно, при создании условий для творческой деятельности младших школьников сначала надо давать им возможность выполнять некоторую работу, имея образец для подражания, причем образец не только готового продукта, но и приемов деятельности; иначе говоря, на начальных стадиях организации творческой деятельности нужно отвечать детям не только на вопрос: что? но и на вопрос: как? В качестве образца может быть взят готовый продукт, созданный ранее, а приемы работы рассказаны или, лучше, показаны (можно показать фильм, в котором учащиеся увидят и приемы деятельности, и получаемый в результате готовый продукт).

При этом сама подражательность в начальном учении, в условиях неизбежной недостаточности некоторых знаний, оказывается в немалой мере творческой; она требует интуиции, импровизации, непрестанной умственной инициативы. Любзнательность младших школьников создает новое, не будучи связана с какими-нибудь привычными ограничениями.

В процессе подражания сначала используется аналогия буквальная и лишь постепенно в процессе упражнений учащие­ся отходят от копирования, обучаются рассуждению по аналогии, которая является весьма действенным методом. Великий Иоганн Кеплер писал: «Я больше всего дорожу аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все секреты природы, и ими меньше всего следует пренебрегать в геометрии»!

Систему заданий следует строить для детей в последовательности от простого к сложному, к использованию все усложняющихся аналогий.

 

Говоря о целях обучения математике, мы указывали на важность формирования таких качеств личности, как интуиция и воображение (естественно, что речь шла о математической интуиции и математическом воображении). Сейчас мы посмотрим на эти понятия с позиций творчества и творческой деятельности.

В современной психологии указывается на то, что важнейшим механизмом творчества является интуиция. Современная психология творчества позволяет утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов:

1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения удовлетворяющего задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Таким образом, интуиция у ребенка может сработать, если задача поставлена, а акцент с интеллектуальной перенесен на эмоциональную, чувственную сферу. Недаром существует мнение, что управлять интуицией — значит переструктурировать чувственный и интеллектуальный материал. Учителю следует учитывать это обстоятельство, хотя понять его и управлять им достаточно трудно.

Знакомясь с теорией интуитивных процессов, можно отметить некоторые важные моменты, которые целесообразно учитывать для развития этого удивительного качества личности:

—знание этапов творческого процесса и использование этого знания в работе с детьми;

—отбор нужных сведений для решения задачи и определение места для каждого из них;

—продумывание (поиск) связей между элементами знания, ведущими к цели;

—получение многообразия путей решения задачи, их критическая оценка, выбор главного;

—достраивание нерешенной проблемы до решаемой;

—выход за пределы исходного знания посредством охвата максимально возможного разнообразия элементов знания и переоценки их познавательной ценности (использование внутрипредметных и межпредметных связей);

—раскрепощение мышления посредством активного допу­щения парадоксальных мыслей.

В связи с этим намечаются следующие пути развития интуиции: объективные, интеллектуальные, субъективные и личностные. Среди первых назовем:

—актуализацию знаний (посредством дополнительных вопросов, подводящих к решению задач, в том числе задач обратных и деформированных);

—использование обобщенного опыта (мыслительных операций, способов рассуждений, приемов познавательной деятельности);

—сопоставление имеющихся знаний с целью;

—устранение излишней логической связанности понятий;

—вариативность шагов;

—преобразование имеющихся знаний и опыта;

—выбор оптимального пути;

—игнорирование избыточной информации.

К другой группе путей развития интуиции отнесем такие, как:

—отвлечение от окружающего посредством мышечного и умственного расслабления (закрыть глаза, положить голову на руки и т. д.);

—постановка вопросов себе с целью выявления наличия ошибок;

—оценка правильности предпринятых шагов.

В этом направлении работает, например, Ш.А. Амонашвили [4].

Интуицией, как и музыкальным слухом, обладают не все. Но, как и музыкальный слух, интуиция развивается. Обучение без опоры на интуицию, на догадку рождает формализм, подрывает веру учащегося в свои силы. «Интуиция — один из основных источников получения математических знаний, важнейший движущий импульс математического творчества. Интуитивные соображения - не замена строгих рассуждений, а их подготовка и мотивировка» [36]. Вот почему интуитивный подход полезен на любом уровне обучения и должен цениться наряду со всеми другими подходами.

Понимание сущности творческого процесса объясняет вы­сказывание младшими школьниками большого количества ги­потез, догадок — их помощниками в этом служат присущие им воображение и фантазия. Н.С. Лейтес [126] указывал, что в младшем школьном возрасте дети вносят элементы фантазии в познание: для них характерны неожиданные сопоставления, необычные предположения. Сама новизна предлагаемой им умственной работы требует интуиции и своеобразной умствен­ной инициативы.

Воображение — сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Процесс воображения состоит в избира­тельном расчленении (диссоциации) ранее выработанных свяЗей и образовании из выделенных элементов (образов, мыс­лей) нового их сочетания (т. е. новых ассоциаций). Воображе­ние поставляет пищу для мышления.

Л.С. Выготский [40] очень высоко оценивал творческое воображение. Он писал, что «создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим вообра­жением, воплощающимся в настоящем». Под воображением или фантазией он понимал «творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга». Он указывал «на особую важность культивирования творчества» в младшем школьном возрасте. Для творческого воображения задачей яв­ляется изменение содержания ранее воспринимаемых, созданных образов с целью конструирования нового, отвечающего но­вым задачам.

Воображение и интуиция имеют нечто общее — оба они «функционируют» при высокой неопределенности ситуации. Механизмы воображения: комбинирование, акцентирование, агглютинация, типизация, реконструкция, гиперболизация.

Воображение и фантазия ребенка тесно взаимосвязаны. «Работа фантазии — та область и та форма интеллектуальной, нравственной и практической деятельности, в которой прояв­ляется самостоятельность ребенка» [226].

 

Путь к творчеству индивидуален. Вместе с тем все учащиеся в процессе изучения математики должны ощутить ее творческий характер, познакомиться в процессе обучения математике с некоторыми умениями и навыками творческой деятельности которые им будут нужны в их дальнейшей жизни и деятельности. Для решения этой сложной задачи преподавание математики должно быть построено так, чтобы ученик чаще искал новые комбинации, преобразовывая вещи, явления, процессы действительности, искал неизвестные связи между объектами.

Прекрасным способом приобщения к творческой деятельности при обучении математике является самостоятельная работа во всех ее видах и проявлениях. Весьма принципиальным в этом отношении является высказывание академика П.Л. Ка­пицы о том, что самостоятельность является одним из самых основных качеств творческой личности, так как воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления.

Совместно с С. Мадраимовым [132] мы, анализируя параметры самостоятельной деятельности учащихся и содержание понятия «творческая деятельность», выделили следующие при­знаки, которые могут характеризовать самостоятельную работу творческого характера.

1. Самостоятельная работа творческого характера характе­ризуется тем, что в ней учащийся, опираясь на имеющиеся знания, теоретический и практический опыт, на интуицию й воображение, в результате активных действий создает нечто новое для себя.

2. Самостоятельная работа будет иметь творческий харак­тер (особенно при изучении математики), если в ней реализует­ся собственный замысел учащегося, в результате чего ставятся и решаются задачи, выделяются новые нестандартные методы их решения.

3. Отличительной чертой самостоятельной работы творче­ского характера является то, что учащиеся при ее решении должны сами найти способ (или несколько способов) решения, уметь применять знания в новых, нестандартных ситуациях.

Самостоятельная работа творческого характера позволяет учащимся освобождаться в процессе учебной работы от готовых образцов, шаблонов, сложившихся установок, придает ой учебной деятельности гибкий поисковый и проблемный

характер.

Перечислим некоторые практические рекомендации, предъявляемые к самостоятельной работе творческого характера.

1. Организация на уроке (вне урока) самостоятельной работы творческого характера должна соответствовать основным целям и задачам обучения.

2. Самостоятельная работа творческого характера должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы.

3. Отличительной и главной чертой самостоятельной работы творческого характера является то, что уровень новизны, степени сложности и строгости изучаемого материала должны носить дифференцированный характер.Самостоятельная работа творческого характера может быть разной длительности по времени.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Активность и самостоятельность учащихся | Исследовательская деятельность учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 10684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.