Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственных территорий




ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Условия и предпосылки пространственной трансформации производственных территорий.

Производство и, в частности промышленность, тради­ционно являлось одним из важнейших факторов раз­вития городов, влияющим не только на формирование системы мест приложения труда, но и на развитие всей социальной инфраструктуры.

В течение 90-х годов прошлого и в начале нынеш­него столетия в развитии производственной базы Бе­ларуси произошли определенные изменения. Ранее в промышленности лидирующие позиции занимали пред­приятия-гиганты, выпускающие колесные тракторы, большегрузные автомобили, металлообрабатывающие станки, мотоциклы и велосипеды, зерноуборочные ком­байны и другую сельхозтехнику, телерадиоаппаратуру и измерительные приборы, компьютеры, комплектую­щие изделия к сложной стратегической технике, ка­лийные и азотные удобрения, биологические добавки к кормам и т.д., а также товары народного потребле­ния — бытовую электротехнику, ткани, одежду, обувь, медицинские препараты и т.д.

Негибкость планово-централизованной экономи­ки проявилась, помимо прочего, в слишком длитель­ной эксплуатации основных производственных фон­дов. Экономический кризис обострил эту ситуацию. Износ основных фондов многих промышленных пред­приятий составляет 60-70%. Старение основных про­изводственных фондов усугубляет техническую и тех­нологическую отсталость, дополнительно снижает кон­курентоспособность продукции.

В сложившейся ситуации нельзя рассчитывать на модернизацию всех неэффективно работающих пред­приятий, отягощающих экономику страны. Необходи­ма селекция отраслей и предприятий, выделение сре­ди них потенциально эффективных и конкурентоспо­собных. Установлено, что иногда целесообразно раз­вивать только отдельные подразделения действующих предприятий: например, сегодня расширен выпуск вы­сококачественных жидких кристаллов, идущих на экс­порт во многие страны, без расширения производства микросхем на этих кристаллах, пользующихся мень­шим спросом. В этой ситуации возможны три источ­ника капиталовложений: государственные фонды, бе­лорусский частный сектор, иностранные инвесторы.

Наблюдается низкая эффективность использова­ния территории, отведенной под производственные нужды. Производственные территории, в пределах ко­торых размещаются участки промышленных, научно- производственных и коммунально-складских объек­тов, а также сооружений внешнего транспорта, зани­мают до 20-25% общей площади поселений и ис­пользуются весьма неэффективно. Имеют место слу­чаи, когда числящиеся в составе производственной зоны территории востребованы лишь на 50% [6].

Размещение и планировочная организация производственных образований. Производствен­ные предприятия (объекты) в зависимости от харак­тера их воздействия на окружение могут объединять­ся в специальные территориально-производственные образования, расположенные вне селитебных терри­торий поселений, в непосредственной близости от нее, или в пределах самой селитебной территории. Пос­ледний случай возможен если предприятия занимают небольшую площадь (до 5 га), не выделяют вредных веществ и если в них протекают непожаро- и невзры­воопасные производственные процессы, не создаю­щие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей или значительных автомобильных грузоперево­зок. Так, в переходной структурно-планировочной зоне крупного города промышленные районы формируют­ся из предприятий, имеющих незначительные вред­ные выбросы (V-IV класс по санитарной классифика­ции), небольшой грузооборот (без железнодорожного транспорта). Роль санитарно-защитной зоны прини­мают озелененные транспортные магистрали.

В периферийной зоне города промышленные рай­оны формируются предприятиями наиболее массовых отраслей промышленности, технологические процессы которых достигли оптимальной локализации производ­ственных вредных веществ в местах их выделения (IV- III класс по санитарной классификации), с большим гру­зооборотом, с железнодорожным транспортом.

В пригородной зоне промышленные районы фор­мируются предприятиями 111-11 классов по санитар­ной классификации, имеющими большой грузообо­рот по автомобильному и железнодорожному транс­порту, а также предприятиями с особыми условиями производства (пожаро-, взрывоопасными).

Возможные варианты размещения территориаль­но-производственных образований по отношению к городскому поселению представлены на рис. IX.2, IX.3.

Планировка и застройка собственно территори­ально-производственных образований во многом пре­допределяется технологией производства и градос­троительными условиями. В любом случае выделя­ются зоны основного производства, обслуживания производственных процессов (подсобные подразде­ления, энергетическое и транспортное обслуживание) и обслуживание трудящихся (администрация, объек­ты культурно-бытового и медицинского обслужива­ния, места отдыха). Взаимное расположение зон обус­ловлено размещением производственного образова­ния в структуре города и направлением основных по­токов трудящихся.

Основными принципами пространственной орга­низации территориально-производственных образо­ваний являются:

- максимально полное разделение потоков тру­дящихся с линиями железнодорожного и автомобиль­ного транспорта, обслуживающего производство;

- обеспечение оптимальной доступности мест приложения труда (не более 400 м от остановок обще­ственного транспорта) путем введения в случае необ­ходимости линий массового пассажирского транспорта на территории производственного образования;

- сокращение площади санитарно-защитной зоны за счет выноса в нее предприятий и производственных подразделений с низким уровнем вредных выбросов;

- повышение композиционно-художественных ха­рактеристик застройки производственных комплек­сов (рис. IX.4 - IX. 12).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.