КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производственных территорий
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Условия и предпосылки пространственной трансформации производственных территорий. Производство и, в частности промышленность, традиционно являлось одним из важнейших факторов развития городов, влияющим не только на формирование системы мест приложения труда, но и на развитие всей социальной инфраструктуры. В течение 90-х годов прошлого и в начале нынешнего столетия в развитии производственной базы Беларуси произошли определенные изменения. Ранее в промышленности лидирующие позиции занимали предприятия-гиганты, выпускающие колесные тракторы, большегрузные автомобили, металлообрабатывающие станки, мотоциклы и велосипеды, зерноуборочные комбайны и другую сельхозтехнику, телерадиоаппаратуру и измерительные приборы, компьютеры, комплектующие изделия к сложной стратегической технике, калийные и азотные удобрения, биологические добавки к кормам и т.д., а также товары народного потребления — бытовую электротехнику, ткани, одежду, обувь, медицинские препараты и т.д. Негибкость планово-централизованной экономики проявилась, помимо прочего, в слишком длительной эксплуатации основных производственных фондов. Экономический кризис обострил эту ситуацию. Износ основных фондов многих промышленных предприятий составляет 60-70%. Старение основных производственных фондов усугубляет техническую и технологическую отсталость, дополнительно снижает конкурентоспособность продукции. В сложившейся ситуации нельзя рассчитывать на модернизацию всех неэффективно работающих предприятий, отягощающих экономику страны. Необходима селекция отраслей и предприятий, выделение среди них потенциально эффективных и конкурентоспособных. Установлено, что иногда целесообразно развивать только отдельные подразделения действующих предприятий: например, сегодня расширен выпуск высококачественных жидких кристаллов, идущих на экспорт во многие страны, без расширения производства микросхем на этих кристаллах, пользующихся меньшим спросом. В этой ситуации возможны три источника капиталовложений: государственные фонды, белорусский частный сектор, иностранные инвесторы. Наблюдается низкая эффективность использования территории, отведенной под производственные нужды. Производственные территории, в пределах которых размещаются участки промышленных, научно- производственных и коммунально-складских объектов, а также сооружений внешнего транспорта, занимают до 20-25% общей площади поселений и используются весьма неэффективно. Имеют место случаи, когда числящиеся в составе производственной зоны территории востребованы лишь на 50% [6]. Размещение и планировочная организация производственных образований. Производственные предприятия (объекты) в зависимости от характера их воздействия на окружение могут объединяться в специальные территориально-производственные образования, расположенные вне селитебных территорий поселений, в непосредственной близости от нее, или в пределах самой селитебной территории. Последний случай возможен если предприятия занимают небольшую площадь (до 5 га), не выделяют вредных веществ и если в них протекают непожаро- и невзрывоопасные производственные процессы, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей или значительных автомобильных грузоперевозок. Так, в переходной структурно-планировочной зоне крупного города промышленные районы формируются из предприятий, имеющих незначительные вредные выбросы (V-IV класс по санитарной классификации), небольшой грузооборот (без железнодорожного транспорта). Роль санитарно-защитной зоны принимают озелененные транспортные магистрали. В периферийной зоне города промышленные районы формируются предприятиями наиболее массовых отраслей промышленности, технологические процессы которых достигли оптимальной локализации производственных вредных веществ в местах их выделения (IV- III класс по санитарной классификации), с большим грузооборотом, с железнодорожным транспортом. В пригородной зоне промышленные районы формируются предприятиями 111-11 классов по санитарной классификации, имеющими большой грузооборот по автомобильному и железнодорожному транспорту, а также предприятиями с особыми условиями производства (пожаро-, взрывоопасными). Возможные варианты размещения территориально-производственных образований по отношению к городскому поселению представлены на рис. IX.2, IX.3. Планировка и застройка собственно территориально-производственных образований во многом предопределяется технологией производства и градостроительными условиями. В любом случае выделяются зоны основного производства, обслуживания производственных процессов (подсобные подразделения, энергетическое и транспортное обслуживание) и обслуживание трудящихся (администрация, объекты культурно-бытового и медицинского обслуживания, места отдыха). Взаимное расположение зон обусловлено размещением производственного образования в структуре города и направлением основных потоков трудящихся. Основными принципами пространственной организации территориально-производственных образований являются: - максимально полное разделение потоков трудящихся с линиями железнодорожного и автомобильного транспорта, обслуживающего производство; - обеспечение оптимальной доступности мест приложения труда (не более 400 м от остановок общественного транспорта) путем введения в случае необходимости линий массового пассажирского транспорта на территории производственного образования; - сокращение площади санитарно-защитной зоны за счет выноса в нее предприятий и производственных подразделений с низким уровнем вредных выбросов; - повышение композиционно-художественных характеристик застройки производственных комплексов (рис. IX.4 - IX. 12).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |