Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример социально-образовательного неравенства

Поступление выпускников средних школ в вузы (Новосибирск, 1963 и 1983 г.)

Статус родителей 1963 год 1983 год
Руководители 63,1 72,5
Специалисты 54,8 68,2
Служащие 41,1 41,2
Рабочие и крестьяне 29,2 22,9
Прочие - -

ФОРМУЛА ТАКАЯ: дети руководителей и специалистов, особенно мальчики – поступление в вузы (а это крупные города и столицы); Дети рабочих и крестьян – поступление в техникумы (средние специальные учебные заведения) и ПТУ с начальным и средним образованием (а это небольшие города и поселки): «Всяк сверчок знай свой шесток».

Формула означает разрыв между возможностями молодежи в областных центрах и средних городах, с одной стороны, - и малых городов, поселков, с другой. Чем выше уровень урбанизации, тем значительнее шансы на реализацию наибольших притязаний в сфере образования.

Сегодня разительные перемены в вероятности получения общего образования. Сфера образования – зеркало общества. Перемены в ней частично зависят от нее самой, (но у кого повернется язык упрекнуть ее в нежелании этим заниматься, если она обессилена недостаточным финансированием и обескровлена оттоком кадров» (Д.Л.Константиновский), частично – от усилий и способностей учащихся и сильно зависит – от государства.

ГОСУДАРСТВО ДЕКЛАРИРУЕТ, что остается приверженцем защиты прав всех слоев на образование, просвещения, равных возможностей и других ценностей цивилизованного общества. В его руках такие сильные РЕСУРСЫ, как ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ФИНАНСИРОВАНИЕ, СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Это база. Но на вопрос, какова может быть технология выравнивания шансов, ответы невразумительные: использование потенциала вариативного обучения и компенсационных мер, активизация интереса к учебе с ранних лет. Змея кусает свой хвост.

 

Наши проекты (УПМ-АППО, 1999-2003)

Изучались: социальный запрос на образование, протекание процессов социализации, проблемы педагогической профессии, инновационная деятельность школ и (попутно) стриминг, в том числе, скрытый (квазисоциальное и социальное расслоение по уровню успеваемости, дополнительные занятия.

Выборки репрезентативные, в нескольких проектах опрошено около 10 тысяч человек – учащиеся, учителя, родители, администрация школ.

НАШИ ЗАКАЗЧИКИ и их установки на исследование.

НАШИ ГИПОТЕЗЫ в условиях огромной комплиментарности сферы по формуле «Как бы не обиделся кто»

 

Структура социального запроса учащихся 9-11 кл.

(одна из школ)

  Вопрос: Попробуйте оценить, что реально дает Вам школа. В достаточной степени или недостаточно Вы получаете здесь следующие результаты? В достаточной степени Недостаточно
Лицей-ские классы Обще-образовательные Лицей-ские классы Обще-образовательные
1. Прочные знания по основной учебной программе        
2. Знания по дополнительным предметам        
3. Общекультурный кругозор        
4. Помощь в развитии способностей        
5. Развитие личности, мышления, познавательного интереса        
6. Воспитание гражданских качеств        
7. Опыт общения        
8. Чуткое отношение учителей к детям, уважение их личности        
9. Внимание к здоровью детей        
10. Соблюдение и защита прав детей        
11. Понимание основ жизни общества        
12. Возможность выбора программ обучения        
13. Организация досуга        

Неоднозначные следствия вариативного (поливариантного) обучения. Классы «колледжа» + общеобразовательные + коррекционные. Формально: выполнение Закона об образовании, где говорится о свободе самоопределения в учебе и дифференцированном обучении в соответствии со способностями. На деле:

– неравенство педагогических усилий

– чувство ущемленности

– антагонизм в отношениях

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследования прошкольной и антишкольной субкультур | Как культурная функция образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.