КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследования прошкольной и антишкольной субкультур
Воспроизводство стилей и способов поведения Неравенство и культурное воспроизводство
Пикировка функционалистов с конфликтологами по поводу равенства-неравенства могла бы продолжаться долго, но на сцене социологической науки стали появляться «асимметричные» ответы, предлагающие совсем другие интерпретации и тем самым расширяющие теоретическое поле.
Самое известное исследование: Пол Уиллис, 1977 г. «Как дети рабочих становятся рабочими». Представляет собой контраргумент к тезису, широко тиражируемому в социологии образования о том, что во время учебы в школе дети из низших классов приучаются к собственной неуспешности и поэтому не претендуют на перспективную работу. П.Уиллис утверждает, что такое толкование никак не согласуется с реальной жизнью и опытом. В рамках концепции «культурного воспроизводства» он предлагает существенно иную интерпретацию этого процесса по сравнению с теорией конфликтов, сводящей дело к социально-классовому неравенству и несправедливости. Американская школа. Группировка, называющая себя «парни», других - «пай-мальчики». Ситуация «крутые» против «тихонь», открытые расисты по отношению к темнокожим учащимся. Но главный объект борьбы – не они, а школа в том ее качестве, в котором она пытается поставить спонтанное поведение детей под контроль и заставить их работать. «Парни» бузят, мешают другим на занятиях, насмехаются над учителями. Они видят в школе врага, от которого не столько дистанцируются, сколько хотят манипулировать. Они только и ждут возможности пойти работать, потому что им нравится статус взрослого, но их не интересует ни содержание работы, ни собственная карьера. Статус взрослого и отношение к работе и карьере – ТАКИЕ, КАКИМИ ОНИ НАБЛЮДАЛИ ИХ В СОБСТВЕННЫХ СЕМЬЯХ. Жесткая идентичность и потребность в ее постоянном подтверждении – вот что руководит ими. А жесткая она – потому что в арсенале данной страты не существует способов и средств позволяющих эту идентичность менять и развивать. Речь, таким образом, идет о развитии или неразвитии мышления и способа полагания внешнего мира, которые – в более гибкой форме и с принятием самого принципа изменчивости – транслируются по образованным сообществам. Две социальных страты подвержены такой жесткости в самоидентификации более чем другие: крестьянство и рабочие. Самовоспроизводство как самоподтверждение идентичности. Несмешиваемость страт. На Золушках женятся только в сказках. В общем, «яблочко от яблони..».
Отсюда две ветви дальнейшего повествования: 1) другие данные по проблеме антишкольной субкультуры 2) Теория языковых кодов
Бэзил Бернстайн. «Языковые коды». Теория языковых кодов дает базу для подтверждения субкультурной стороны сохранения неравенства в обществе. У детей разного социального происхождения развиваются различные формы вербального общения, что в дальнейшем длительно влияет на обучение, особенно в школе. ОГРАНИЧЕННОЕ КОДИРОВАНИЕ – такой способ вербального общения и применения языка для отображения внешнего мира, когда многое недоговаривается или не говорится совсем, исходя из предположения (В АРХАИЧЕСКИХ И ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ ОЧЕВИДНОГО) что то, о чем говорится, подразумевается само собой разумеющимся. При ограниченном кодировании детей приобщают к жизни общества прямым принуждением и поощрением, а не обсуждением. Дрессировка по типу «стимул-реакция», не предполагающая внутреннего плана личности. Тогда правила, нормы, ценности НЕ ИМЕЮТ ЯЗЫКОВОГО ЭКВИВАЛЕНТА, а если нечто не абстрагировано в языке, ЭТИМ ТРУДНО ОПЕРИРОВАТЬ: перемещать в пространстве, обдумывать, изменять. Только «обсуждение дел речами» дает доступ к «устройству» мира, познанию его закономерностей и его сложности. Т.е. дело не в словарном запасе и бедности языка с ограниченным кодом (он может быть очень богат образами и эпитетами, особенно бранными), а в том, что с его помощью невозможно ПОЛАГАТЬ И ПРАКТИКОВАТЬ МИР СЛОЖНЫМ. Следствия: инфантилизм, авторитарные иллюзии простоты решений. РАЗВИТОЕ КОДИРОВАНИЕ позволяет конкретизировать ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ. Владея им, можно АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ, что существенно влияет на успешность обучения. В конечном счете, речь опять идет о развитии мышления и личности. К этому: «ЗАЧЕМ НАМ СТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ? – Наталья Тихонова (ИС РАН): Высшее образование, пусть даже плохое, дает социализацию другого, по сравнению с традиционным, типа и в связи с этим – ценностную систему другого типа. Другая сторона «языкового вопроса» возникает у Пьера Бурдье. Он рассматривает язык как средство символического насилия, которое доминирующая группа направляет против подчиненных групп. Привилегии правящего класса ограждаются господством в университетах УСТНЫХ ЭКЗАМЕНОВ, которые, разумеется, должны проходить ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ СТАНДАРТАМ (т.н. «академический язык»). Академический язык действует как один из самых важных и при этом незаметных инструментов воспроизводства социальной структуры. В своих исследованиях показал, что менее обеспеченные слои населения группы не просто не имеют материальных ресурсов, чтобы посещать оперы, музеи и т.п., но НЕ ПОЛУЧАЮТ ДОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ, ЧТОБЫ «ДЕКОДИРОВАТЬ» КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ. Не компенсируя этого разрыва, система образования подтверждает классовую стратификацию, не облегчая доступ к культурным навыкам одних и давая культурную компетенцию другим. Давид Л. Константиновский и Владимир Н. Шубкин (СССР, 1960-90е гг.)
ДАЖЕ В ОБЩЕСТВЕ, ПРОВОЗГЛАШАЮЩЕМ РАВЕНСТВО, сам принцип работы института образования ДЕЛАЕТ СВОЕ ДЕЛО – ФОРМИРУЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ НЕРАВЕНСТВО (Д.Константиновский). Эмпирическая база – данные социологических обследований и государственной статистики. Прием в вузы в СССР постоянно рос, но не в связи с потребностями народного хозяйства, а по принципу «от достигнутого». Страна победившего социализма должна была демонстрировать успехи в образовании. Во всех слоях общества, поэтому официальная статистика включала данные о доле рабочих и крестьян, женщин и национальных меньшинств. Перекосы: перепроизводство по одним профессиям (инженеры) и нехватка по другим (высококвалифицированные рабочие для новых отраслей и технологий). Тенденции 1980-90-х: ОТСЕВ ИЗ ШКОЛ относительно мал и стабилен, в конце периода бегство из школы нарастало критически: по данным Генпрокуратуры около 1,5 миллионов детей нигде не учились и не работали. Сейчас отсев несколько уменьшился, но все равно превосходит уровень 1960-х. Плюрализация (вариативность) образования, в т.ч. учебных программ и школ предполагает и приводит к социальной дифференциации, которая сегодня помолодела и начинается с выбора детского сада и школы. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ: СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО БЫЛО ОТНЮДЬ НЕ СВОБОДНО ОТ НЕРАВЕНСТВА в области образования, трансмиссии статусов и прочих общих особенностей работы этого института как такового и как в других странах. Статус семьи происхождения, уровень урбанизации и пол – главные факторы, способствующие воспроизводству неравенства в образовании.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |