КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фильтрация и отбор по-нашему
Селекция и расстановка Для большинства людей школа и следующие ступени образования помогают определить, ЧТО ОНИ БУДУТ ДЕЛАТЬ, когда станут взрослыми: дальнейшую НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сформировать ИНТЕРЕСЫ и получить основы адаптационного багажа для будущей профессии. Так или иначе конечная, терминальная точка в определении отношения к образованию – это то, чем человек будет зарабатывать себе на жизнь. Это ценностно осмысленное отношение – и со стороны дохода, и со стороны индивидуальных качеств человека: интересов, способностей, склонностей. «Интересная работа» – работа, доставляющая удовольствие. Сегодня об этом задумываются рано, еще на уровне детского сада. ФИЛЬТРАЦИЯ – распределение по специализированным потокам подготовки – фактически существует в виде «стриминга» (английский термин от “stream” – поток, ручей, в данном случае – школьный класс, сформированный с учетом способностей учащихся). Три значения: 1. В прямом смысле, как указано в словарях (классы и школы с вариативными программами: углубленным изучением ряда предметов, коррекции, компенсации, основанные именно на учете уровня способностей) 2. По предметной специализации подготовки (профилирование, предпрофессинальная подготовка) 3. По престижности (условий, отношений) Попадание в специализированные потоки (стриминг) либо создает «зеленую волну» и способствует восходящей социальной мобильности – либо приучает к налично имеющемся уровню и неуспеху. Стриминг – медаль с двумя сторонами, создает возможность принципиально разной интерпретации самого явления: С одной стороны позволяя рассматривать образование как разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами: самые способные получат наиболее высокие и вознаграждаемые должности. С другой – утверждая неизбежность и все последствия неравенства.
ИЛИ: добавляем для анализа факторы общественной формации, государственного строя и социально-политической ситуации. Во времена классического Советского Союза, в условиях, действительно, ВСЕОБЩЕГО СРЕДНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО централизованного образования и на уровне средней школы влияния почти не имело. При поступлении в высшую школу И ДАЛЕЕ ПОВСЕМЕСТНО двояко действующие системные явления: § Но отбор не «естественный», по способностям, а «искусственный» по социальной и идейной преданности - продвижение «нужных», а также идейно выдержанных, идеологически и социально «близких»: Номенклатура – «неформальные» связи и пути решения – коррупция – мафиозный характер управляющих систем § наоборот – продвигать в страту образованного класса выходцев из рабочих и крестьян § не допускать воспроизводства интеллигенции (семейственность) СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и СЛЕДСТВИЯ: микширование, перемешивание социальных страт: Ø общее повышение культурного уровня, то есть спонсирование культуры со стороны государства – Ø и в то же время ослабление наследственных линий воспроизводства культуры, феномен «интеллигента в первом поколении». В позднем Советском Союзе негласно существовали престижные школы и школы, в которых учились дети элиты. Работали специализированные физматшколы для детей, одаренных в естественных науках, готовивших научную элиту для отраслей, в которых СССР лидировал (космос, оборонная промышленность). Всесоюзные олимпиады как институциализация этого направления: лучшие специалисты МГУ, МВТУ им. Н.Баумана, Академгородок. Отсюда знаменитая «фундаментальность» отечественного образования, которой мы до сих пор гордимся и которой, действительно, хватало для адаптации в разных отраслях, прежде всего, потому что развивала интеллект. Сегодня: возможность выбора уровня и типа учебного заведения в зависимости от принадлежности к той или иной страте с разным уровнем материального обеспечения и типом образовательной ориентации. Востребованность школ разного уровня, а также частных школ, которые предоставляют разнообразные образовательные программы и так или иначе обеспечивают освоение следующих ступеней образования и поддерживают существование подобного разнообразия образовательных учреждений в системе образования в целом и сам принцип разнообразия в обществе. Участие образования в реструктурации социальных групп. Возможно увеличение их числа и разнообразия. Усиление его дифференцирующей функции: Потенциально: повышение дифференциации интересов, что было бы важно для демократии: при высоком уровне разнообразия интересов, идентичностей, целей обществом труднее манипулировать. А в унитарном статусе и с единственной идентификацией «народ» это очень легко Но фильтрация и отбор самих социальных страт, имеет и ОБРАТНУЮ СТОРОНУ: они начинают, в том числе с помощью образования – воспроизводиться и замыкаться. ТЕНДЕНЦИЯ НЕОСОСЛОВНОСТИ – и это АРХАИЗАЦИЯ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |