Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Налоговые и бюджетные правоотношения

Способность государства осуществлять присущие ему функции во многом определяется размером финансовых ресурсов (или доходов), которыми оно располагает. Источниками доходов государства являются: налоги и другие обязательные платежи; государственные займы; эмиссия денег; доходы от предприятий, находящихся в республиканской и коммунальной собственности; доходы от аренды государственного имущества.

Решающее значение в доходах государства (государственного бюджета) имеют налоги, которые являются важной составляющей бюджетно – финансовой системы. Как правило, под налогами, обычно понимается собирательное понятие, употребляемое для обозначения взимаемых государством обязательных платежей (налогов, сборов, государственных и таможенных пошлин, плат) на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения – налогового права.

Поэтому налоговое право как одно из подразделений финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. Само появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, с идеей правового государства. Налоговому праву не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. Следовательно, налог предполагает высокий уровень развития государства, экономики, правосознания, систем государственного контроля. Налог есть субстант демократии и высокоорганизованного общества. Налог как таковой демократичен в своей сущностной основе. Народ, соглашаясь платить налоги, делегирует это право своим представителям во власти. Борьба за право вводить новые налоги – это тот центр, вокруг которого складывались гражданские права, развивался парламентаризм. Представительные органы в странах Европы возникли из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и созывались в основном для решения вопросов о вводе временных налогов и с определенной целью.

Следовательно, каким образом представители власти воспользуются этим правом, зависит как от уровня демократизации власти, так и от профессионализма законодателей, этических принципов, которыми они руководствуются, отправляя властные полномочия.

Таким образом, в современном цивилизованном обществе налоги являются основным источником доходов государственного бюджета, обязательным экономическим атрибутом государства и атрибутом государственности. К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п.

Налог – это принудительный, безвозвратный, индивидуально – безвозмездный, денежный (иногда натуральный) обязательный платеж, систематически взимаемый государством с потенциальных налогоплательщиков (в отношении которых определены и установлены соответствующие налоговые обязательства) – организаций и физических лиц (резидентов, не резидентов) в определенных размерах и в фиксированные сроки установленных на основе законов, изданных государством в одностороннем порядке для формирования республиканского (или местного) бюджета.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер (п.34 ст.12 Налогового Кодекса РК).

Налог характеризуется следующими признаками:

1. это обязательный платеж;

2. это безвозвратный платеж;

3. это индивидуально – определенный платеж;

4. это индивидуально – безвозмездный платеж;

5. это регулярный платеж;

6. это правомерный платеж;

7. это платеж, опосредующий платежную функцию денег;

8. это платеж, при установлении которого учитывается финансовое состояние, платежеспособность юридического или физического лица;

9. это платеж, при осуществлении которого часть стоимости в денежной форме, находящаяся в частной или корпоративной собственности, принудительно переходит в государственное пользование;

10. это принудительный платеж, установленный государством в односторонне – властном порядке.

На наш взгляд, определение налога исходит из того, что плательщиком, как правило, является собственник, а не гражданин. Облагая собственность, государство распространяет свой налоговый суверенитет на доходы любых лиц, полученные в связи с их деятельностью на территории государства, на имущество, находящееся на его территории. Следует заметить, что налог исходит из платежеспособности лица, оставляя ему свободу действий за пределами налогового обязательства. Стало быть, налог претендует только на долю заработанного. Налогообложение является формой отчуждения части собственности в виде налога. Налог как юридический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия государственных расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сумма не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в Налоговом кодексе Республики Казахстан.

Тем не менее, налоги тоже могут иметь специальную цель, однако они никогда не бывают индивидуально – возмездными. А при уплате сбора или пошлины, а также платы всегда присутствует специальная цель и специальные интересы.

Итак, сборы – это целенаправленные, индивидуальные (относительно) возмездные, обязательные денежные платежи, уплачиваемые организациями или физическими лицами уполномоченным государственным органам, в связи с услугой, оказываемых им уполномоченным на это органами, включая предоставленных прав и специальных разрешений.

Характерные признаки сбора: это разовый платеж; это обязательный платеж; это индивидуальный относительно – эквивалентный платеж; это платеж, осуществляемый с учетом стоимости оказанной услуги; это платеж, в сфере осуществления которого иногда преобладают меркантильные интересы государства; это относительно – добровольный платеж.

Пошлина – это относительно – эквивалентный, обязательный денежный платеж, взимаемый с конкретных юридических или физических лиц, за совершение уполномоченными на то государственными органами в отношении этих лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, разрешений и выдачу официальных документов, а также определенных действий в пределах внутренней и внешней государственной таможенной границы.

Характерные признаки пошлины: это обязательный платеж; это денежный платеж; это относительно – эквивалентный платеж; это платеж, осуществляемый вне зависимости от стоимости оказываемых услуг; это платеж, осуществляемый за совершение юридически значимых действий; это платеж, осуществляемый юридическими или физическими лицами при пересечении внутренней и внешней государственной таможенной границы.

В законодательстве Республики Казахстан существуют государственная и таможенная пошлины.

Таким образом, налогообложение – это деятельность государства по установлению и взиманию налогов, определению величин налогов и их ставок, а также по установлению порядка уплаты налогов и определению круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Налогообложение выражает смену форм собственности (часть денежной формы стоимости, находящаяся в корпоративной или частной собственности, принудительно переходит в государственную собственность). По своей экономической природе оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей, то есть не зависит от происхождения добавочного дохода от использования земли, недр, труда или капитала.

Существуют четыре фазы движения совокупного общественного продукта и национального продукта: производство, рас­пределение (первичное и вторичное), обмен и потребление. Каждой фазе присуще только ее производственные отношения. Мы уже отмечали, что налоги возникают и функционируют на фазе распре­деления, а точнее, перераспределения совокупного обществен­ного продукта и национального дохода, при этом, отражая ту сторону экономической деятельности, которая связана с процессом изъятия перераспределяемой части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме в пользу государства.

Такой особенностью налогов является то, что они, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в про­изводстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширен­ного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в про­цессе первичного распределения находится вне налоговых от­ношений. Вторую часть получает государство посредством при­нудительного перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях являются для государства основным методом мобилизации части прибавочного продукта.

Принимая участие в перераспределительном процессе, на­логи или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Объектом налоговых отношений является прямое безвозмездное движение стоимости в денеж­ной форме, а осо­бенность данных отношений состоит в том, что налоговые отношения носят одно­сторонний характер - от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной фор­ме осуществляется государством принудительно, в форме нало­говых платежей, взимаемых как с субъектов корпоративного хозяйствования и частнопредпринимательской деятельности, так и с населения страны. Прину­дительно изъятая часть новой стоимости превращается в централизо­ванный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с формированием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Государство становится крупнейшим экономическим субъектом при формировании доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания. Распределительная функция налогов носит объективный ха­рактер, как объективно и само существование и функциониро­вание государства.

Одним из важнейших принципов налогообложения является его эффективность. Реализация этого принципа заключается и следующем:

- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

- налоговая система не допускает произвольного толкования, она должна быть понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества;

- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

К принципам системы налогообложения относятся:

- всеобщность налогообложения;

- ориентированность на фактическую платежеспособность пла­тельщика;

- недопустимость дифференцирования ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности;

- наличие экономических оснований для налогообложения;

- недопустимость видов налогов не предусмотренных в налоговом законодательстве;

- баланс финансовых интересов налогоплательщиков и интересов государственного бюджета;

- действительность налога при наличии четко установленных элементов налоговых обязательств;

- детерминированность к результатам финансовой деятельности субъектов сферы корпоративного хозяйствования;

- конструктивная взаимосвязь налоговых обязательств с показателями корпорации: капиталом, оплатой труда, финансовыми результатами и стоимости всего имущества;

Следует особо подчеркнуть, что при установлении налогов должны быть точно определены все элементы налогообложения. Законодательные акты о налогах и других обязательных платежах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый плательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить. Характеристика элементов налогообложения отражается в налоговом законодательстве и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

В практике налогообложения Республики Казахстан распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налоговых обязательств (элементы юридического состава налога) и налоговая терминология:

Налогоплательщик – лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст.12 (п.35) НК РК).

Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо (резидент или нерезидент), на которое возложено юридическая обязанность передачи государству предмета налогового платежа за счет собственных средств, в порядке и сроки, предусмотренные налоговым обязательством данного лица.

Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога или фактическим (конечным) плательщиком. Итак, носитель налога – конечный, фактический плательщик налога (т.е. лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, по завершению процессов переложения налогов).

Переложение налогов – это полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. В-частности, раз­личают прямое и обратное переложение налогов. Прямое пере­ложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигу­рирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены. Оно имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца пос­редством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты (ст.12 (п.31) НК РК).

Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением -являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство (ст.27 НК РК).

Объект налогообложения – это предмет, действие или явление, которое в соответствии с законом подлежат обложению налогом, т.е. это те юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога, т.е. от дохода или капитала (заработная плата, прибыль, рента, проценты), из которого уплачивается налог. Следовательно, источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Поэтому он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая база Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет (ст. 28 НК РК).

Налоговая база – это основа налогообложения, часть объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки, т.е. это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Налоговая база необходима для исчисления налога, поэтому она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (ст.29 (п.1,2) НК РК).

Итак, налоговая ставка – налоговая ставка представляет собой величину налогового обязательства по исчислению налога и другого обязательного платежа в бюджет на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

Таким образом, устанавливаются следующие виды налоговых ставок:

- Твердые (равные) ставки, которые определяются в абсолютной сумме;

- Пропорциональные ставки, устанавливающиеся в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества;

- Прогрессивные ставки, увеличивающиеся с ростом облагаемого дохода объекта налогообложения по действующей шкале.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика называется налоговой квотой.

Налоговый оклад – это сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. В теории и практике налогов также выделяют маргинальные, фактические, экономические ставки налога.

Налоговый период – это период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет (ст.30 НК РК).

Следовательно, налоговый период – это время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогопла­тельщик имеет обязанности по их уплате, т.е. срок в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Таким образом, под налоговым периодом понимается отрезок времени, в течение которого завершается формирование налоговой базы и по окончании которого производится перерасчет подлежащей внесению в бюджет суммы налогов.

Сроки исполнения налогового обязательства устанавливаютсяНалоговым кодексом. При этом течение срока, установленного настоящим Кодексом, начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которым определено начало срока исполнения налогового обязательства. Срок истекает в конце последнего дня периода, установленного настоящим Кодексом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня. (ст.33 (п.1) НК РК).

В случае направления налоговыми органами уведомления о начис­ленных суммах налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов по результатам налогового контроля, а также об устранении на­рушений налогового законодательства Республики Казахстан налоговое обязательство подлежит исполнению в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику

В случае согласия налогоплательщика с указанной в уведомлении налоговых органов начисленной по результатам налоговой проверки сум­мой налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов (кроме начисленных сумм акцизов и налогов, удерживаемых у источника выплаты) сроки исполнения налогового обязательства по заявлению на­логоплательщика могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней. При этом указанная сумма подлежит уплате в бюджет с начислением пени за каждый день продления срока уплаты и уплачивается равными долями через каждые пятнадцать рабочих дней данного периода.

Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате сумм недоимки акционерных обществ, для погашения которой по решению суда произво­дится выпуск дополнительной эмиссии акций, приостанавливаются с мо­мента вступления в силу решения суда о дополнительной эмиссии акций и до окончания их размещения (реализации).

Налоговая декларация – официальное докумен­тальное заявление налогоплательщика о полученных им подле­жащих налогообложению доходах за определенный период вре­мени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.

Налоговые льготы – полное или частичное освобож­дение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, примене­ние пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика дей­ствия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном до­ходе государства, а также в доходах отдельных категорий пла­тельщиков. Наиболее распространенным показателем налого­вого бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглаше­ниях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сто­рон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полага­ющиеся по данной сделке на территории своей страны.

Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Инвестиционные налоговые преференции – это предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплатель­щиков, осуществляющих инвестиции в основные средства с целью созда­ния новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию в рамках инве­стиционного проекта (инвестиционной программы) с целью создания но­вых, расширения и обновления действующих производств. Инвестиционные налоговые преференции (далее - преференции) применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 124, 125 Налогового Кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. (ст.123 (1) НК РК). К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплатель­щик обязан представить в установленный срок в налоговый орган офи­циальное заявление о своих налоговых обязательствах. В декларации указываются сведения о полученных доходах и про­изведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вру­чает налогоплательщику извещение о его уплате.

Уплата налога у источника дохода. Налогопла­тельщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, произ­водящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми на­логами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой. На­пример, страховые организации уплачивают корпоративный подоходный налог не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением време­ни со дня события, которое обуславливает обязанность уплатить налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяцами, декада­ми, неделями или днями.

Этот же способ может применяться и для установления сроков уплаты регулярных налогов. К примеру, предприятия винно-водочной промышленности уплачивают акциз не позднее трех дней с даты реализации алкогольной продукции. Государственная пошлина уплачивается до по­дачи в суд искового заявления.

Порядок уплаты налога – технические приемы внесения на­логоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соот­ветствующий бюджет. Данный элемент юридического состава налога предполагает опре­деление следующих вопросов:

- направление платежа, т.е. бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

- средства уплаты налога. Как правило, налог уплачивается в на­циональной валюте.

- механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналичной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения.

Одной из разновидностей механизма платежа является приобре­тение акцизных марок.

Сроки и порядок уплаты таможенных платежей. Плательщиками таможенных платежей являются лица: 1) обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант; 2) получающие лицензии (ст.322 (п.1,2) ТК РК).

Таможенные пошлины уплачиваются до или в день регистрации тамо­женной декларации, за исключением случаев изменения сроков уплаты та­моженных пошлин (ст.323 (п.1) ТК РК).

Если таможенная декларация не была подана в сроки, определяемые в соответствии со статьей 380 Таможенного кодекса, то сроки уплаты тамо­женных пошлин определяются со дня истечения сроков на подачу таможен­ной декларации.

При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения таможенными пошлинами, сроком уплаты таможенных пошлин считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоря­жению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин считается дата регистрации таможенной дек­ларации (ст. 323 (п.3) ТК РК).

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются:

1. до или в день регистрации таможенной декларации;

2. если таможенная декларация не была подана в сроки, определяемые в соответствии со статьей 380 Таможенного кодекса, то сроки уплаты исте­кают со дня истечения сроков на подачу таможенной декларации;

3. при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от обложения тамо­женный сборами за таможенное оформление, сроком уплаты указанных сбо­ров считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользова­нию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозмож­но, сроком уплаты считается дата регистрации таможенной декларации (ст.324 (п.1 пп. 1,2,3) ТК РК).

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются после принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но не позднее начала организации таможенного сопровождения (ст.324 (п.2) ТК РК).

Таможенный сбор за хранение товаров на таможенных складах и скла­дах временного хранения, учрежденных таможенными органами, уплачива­ется в день вывоза товаров с территории таких складов (ст.324 (п.3) ТК РК).

Сборы за выдачу лицензий и квалификационного аттестата специали­ста по таможенному оформлению, а также плата за предварительное ре­шение уплачиваются до или в день принятия таможенными органами до­кументов и необходимых сведений, установленных Таможенным кодексом, для оформления лицензий и квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также для принятия предварительного решения (ст.325 ТК РК).

Таможенные платежи уплачиваются в наличном и безналичном по­рядке.

Уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указанием плательщика, за которого вносятся тамо­женные платежи. Таможенные платежи уплачиваются в национальной ва­люте Республики Казахстан.

Таможенные платежи перечисляются в государственный бюджет в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам таможенно­го дела по согласованию с соответствующим уполномоченным государ­ственным органом (ст.326 (п.3) ТК РК).

Льготы по таможенным платежам - это льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Ка­захстан, в виде освобождения от обложения таможенными платежами, а также тарифные преференции (ст.329 (п.1) ТК РК).

Налогообложение – это определенная совокупность финансовых и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денеж­ных форм стоимости и выражающих одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие доходов корпоративных и индивидуальных собствен­ников в общегосударственное пользование

Двойное налогообложение – это обложение одного и того же лица одним и тем же видом налога дважды по поводу появления у данного лица одного и того же объекта налогообложения;

- это обложение одного и того же лица, по поводу появления у данного лица одного и того же дохода, идентичным налогом в разных странах.

Фирма - самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организа­ции. Различают разновидности фирм: аффилированная - близ­кая, родственная фирма, присоединенная к более крупной ма­теринской компании в виде одного из филиалов, дочерней фир­мы; брокерская - посредническая фирма, преследующая ком­мерческие цели и действующая по поручению и за счет клиен­тов; венчурная - мелкая или средняя инвестиционная фирма, финансирующая научные исследования, инженерные разработ­ки; инвестиционная - занятая инвестированием и операциями с ценными бумагами; инжиниринговая - специализирующая­ся на предоставлении инженерно-консультационных услуг; ин­новационная - созданная для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ; консалтин­говая - сферой деятельности которой являются консультации в различных сферах; производственная - занятая изготовлени­ем конкретной продукции; торговая - занимающаяся торгово-посреднической деятельностью; риэлторская - занимающая­ся операциями в сфере недвижимости.

Фискальная (налогово-бюджетная или бюджетно-финансовая) политика это политика правительства в об­ласти налогооб­ложения, денежного наполнения государственной казны, доходов государственного бюджета, исполнения государственного бюджета. Направлена на обеспечение расхо­дов государственного бюджета денежными средствами, достижение занятости населе­ния и подавление инфляционных процессов. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Резидент – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент – это:

- юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное в другой;

- физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

Рыночная экономика – это тип хозяйственного строя, основывающийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции граждан и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг, и в котором решения о распределении (аллокации) ресурсов принимаются ими самостоятельно, исходя из своих частных интересов. Координация частных решений осуществляется через рынок, который также необходимым источником информации о соотношении спроса и предложения на товар. Структура рыночной информации проявляется в системе цен, а также через систему горизонтальных договорных отношений. Конкуренция побуждает хозяйствующие субъекты к эффективному ведению хозяйства, поиску новых решений. Свобода экономических действий в рыночной системе хозяйствования предполагает обладание хозяйствующими субъектами правами собственности на средства производства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №10. Гуморальная регуляция дыхания | Налоговая система, налоговая деятельность и налоговое право государства, особенности фискальных правоотношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.