Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система, налоговая деятельность и налоговое право государства, особенности фискальных правоотношений

Налоговая система, действующая в Республике Казахстан, сформировалась в конце 2001 года и в начале 2002 года в связи с принятием 12 июня 2001 года нового Налогового кодекса (Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»). Постоянно вносятся изменения и дополнения. Появились новые виды налогов (например, «Рентный налог на экспортируемую сырую нефть» и т.д.), подверглись существенным изменениям ранее установленные ставки некоторых налогов и других обязательных платежей.

10 декабря 2008 года официально был подписан и опубликован новый Налоговый Кодекс Республики Казахстан, в котором конечно, учли все необходимые измнения в стране и на мировом экономическом рынке. Вступил в силу данный кодекс с 1 января 2009 года.

В основных своих положениях новая налоговая система нацелена на переход экономики страны к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных государства, для которых характерна эффективность, продуктивность и сбалансированность таких отношений.

Совокупность существующих в данный момент в Республике Казахстан установленных в законодательном порядке существенных условий налогообложения (порядок и формы установления и введения налогов; принципы налогообложения; совокупность налогов; налоговые органы, формы и методы налогового администрирования и т.д.), как правило, образует налоговую систему государства. Следовательно, под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и других обязательных платежей в бюджет; принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания; формы, способы и порядок налогового администрирования; ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Таким образом, налоговая система, прежде всего, должна иметь законодательную основу, которая позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической и финансовой политики государства. Важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование в ней каждого налога на свой объект, что позволяет устранить двойное налогообложение. Еще одним принципом налоговой системы является стабильность правил применения налогов. Стабильная налоговая система делает привлекательным инвестиционные вложения, обеспечивает продуктивный и сбалансированный рост экономики страны.

Эффективность налоговой системы оценивается в двух плоскостях:

- оценивается фискальная составляющая налоговой системы;

- оценивается регулирующее воздействие налогов на рыночное поведение производителей и потребителей.

Для дальнейшего совершенствования налоговой системы необходимо располагать следующими критериями: равенство налоговых обязательств; экономическая нейтральность, гибкость и информационная простота налоговой системы; контролируемость со стороны налогоплательщиков. Законность, налоговый правопорядок и четкие методические основы налоговой системы, реализуемые посредством законов прямого действия, а также положений по применению налоговых законов, способствуют стабилизации финансовых отношений, придают налогообложению долговременный характер.

Налоговая система Республики Казахстан базируется на налогообложении разнообразных объектов: результатов производства в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов, имущества, потребления, видов деятельности, а также рентных платежей.

Совокупность налогов (и других обязательных платежей), включающий множество фискальных платежей представляет собой систему налогов. Система налогов характеризуется экономическим и организационно-правовым единством. Экономическое единство системы налогов это непременное условие реализации принципа (экономической) обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения (т.е. налоговый гнет, который определяется как отношение общей суммы мобилизованных налогов (и других обязательных платежей) к совокупному национальному продукту) на экономику страны в целом.

Организационно-правовое единство выражается в централизованном, одностороннем порядке установления видов налогов и других обязательных платежей, а также основных элементов налоговых обязательств. Системность позволяет сгруппировать налоги, сборы, пошлины и платы по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Что касается системы налогов по кодексу от 12 июня 2001 года то для сравнительного анализа необходимо рассмотреть и статьи старого кодекса и нового тоже. Система налогов в Республике Казахстан, установленная ст.ст. 60-64 главы 11 (Особенной части) Налогового Кодекса РК выглядит таким образом:

Статья 60. Налоги: 1. Корпоративный подоходный налог; 2. Индивидуальный подоходный налог; 3. Налог на добавленную стоимость; 4. Акцизы; 5. Налоги и специальные платежи недропользователей; 6. Социальный налог; 7. Земельный налог; 8. Налог на транспортные средства; 9. Налог на имущество.

Статья 61. Сборы: 1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц; 2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпри­нимателей; 3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним; 4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; 5. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; 6. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломер­ных судов; 7. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; 8. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; 9. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республи­ки Казахстан; 10. Сбор с аукционов; 11. Гербовый сбор; 12. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятель­ности; 13. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Статья 62. Платы: 1. Плата за пользование земельными участками; 2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников; 3. Плата за загрязнение окружающей среды; 4. Плата за пользование животным миром; 5. Плата за лесные пользования; 6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий; 7. Плата за использование радиочастотного спектра; 8. Плата за пользование судоходными водными путями; 9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Статья 63. Государственная пошлина: Государственная пошлина (в т.ч. консульский сбор, государственная пошлина за проставления апостиля).

Статья 64. Таможенные платежи: 1. Таможенная пошлина; 2. Таможенные сборы; 3. Плата; 4. Сборы.

Что касается таможенных платежей, то следует заметить, что плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и взыскания таможенных платежей, а также льготы по таможенным платежам определяются Таможенным кодексом Республики Казахстан.

Ставки таможенных платежей подразделяются на:

1) адвалорные - начисляемые в процентах к таможенной стоимости об­лагаемых товаров;

2) специфические - начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные - сочетающие оба названных вида ставок тамо­женных платежей (ст. 291 ТК РК).

Таможенные пошлины уплачиваются при декларировании товаров в таможенных режимах, условия помещения под которые устанавливают уп­лату таможенных пошлин в соответствии с таможенным тарифом Республи­ки Казахстан. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Рес­публики Казахстан и вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после их официального опубликования (ст. 292 (п.1,2) ТК РК).

Таможенные органы Республики Казахстан в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, взимают антидемпинговые, защитные и компенсационные пошлины (ст.290 (п.3) ТК РК).

В Республике Казахстан действуют следующие таможенные сборы:

1) таможенный сбор за таможенное оформление;

2) таможенный сбор за таможенное сопровождение;

3) таможенный сбор за хранение товаров (ст.293 ТК РК).

При основном таможенном оформлении товаров и транспортных средств взимается таможенный сбор за таможенное оформление в размере, уста­новленном Правительством Республики Казахстан (ст.294 ТК РК).

За таможенное сопровождение товаров таможенными органами взимаются таможенные сборы в размерах, установленных Правительством Республики Казахстан.

При таможенном сопровождении нескольких транспортных средств сумма таможенного сбора делится пропорционально на количество участников сопровождения (ст.295 ТК РК).

За хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимают и таможенные сборы в размерах, установленных Правительством Республики Казахстан.

Помимо таможенных сборов, действуют следующие сборы, взимаемые таможенными органами:

1. сбор за выдачу лицензии;

2. сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по тамо­женному оформлению (ст.297 ТК РК).

Сбор за выдачу лицензии взимается за:

1) учреждение таможенного склада;

2) учреждение магазина беспошлинной торговли;

3) учреждение свободного склада;

4) учреждение склада временного хранения;

5)осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика;

6) осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

За принятие предварительного решения относительно классификации, методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара взимается плата за предварительное решение в размере, установ­ленном Правительством Республики Казахстан (ст. 299 ТК РК).

В соответствии со статьёй 55 Налогового Кодекса в Республике Казахстан действуют:

1) налоги:

корпоративный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

рентный налог на экспорт;

специальные платежи и налоги недропользователей;

социальный налог;

налог на транспортные средства;

земельный налог;

налог на имущество;

налог на игорный бизнес;

фиксированный налог;

единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

государственная пошлина;

сборы:

регистрационные сборы;

сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

сбор с аукционов;

лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

плата:

за пользование земельными участками;

за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

за эмиссии в окружающую среду;

за пользование животным миром;

за лесные пользования;

за использование особо охраняемых природных территорий;

за использование радиочастотного спектра;

за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

за пользование судоходными водными путями;

за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Как мы заметили, что в систему налогов соответственно Налоговому Кодексу РК вошли помимо налогов различные сборы, государственная и таможенная пошлины, платы. Эти обязательные платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. Они, как правило, носят относительно-возмездный, разовый характер. А налогам свойственны безвозмездность, принудительность и регулярность (стабильность) уплаты.

С налогами данные платежи объединяют такие общие черты как: обязательность уплаты при наличии указанных законода­тельством фактов; внесение в бюджет или определенный государственный внебюджетный фонд; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов – налоговую службу, а в соот­ветствующих случаях – на таможенные органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздей­ствия. При этом законодатель не делает различий в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе и налогов.

Таким образом, понятие налоговая система двойственно. С одной стороны, это – финансово-правовая категория, базирующая на методологии систем и выражающая структурирование налоговых отношений. С другой стороны, в конкретном государстве и для определенного (отрезка) времени это – состав и структура разных видов налогов, способов управления ими, совокупность прав и обязанностей участников налоговых действий (Т.Юткина).

Основным нормативным правовым актом в сфере налоговой деятельности государства является Конституция Республики Казахстан, ст.35 которой определяет «обязанность каждого платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи». Из названной конституционной нормы вытекают следующие принципиальные положения налоговой деятельности: законность установления и введения налоговых платежей; всеобщность налогообложения; равенство налоговых обязательств.

Установление и взимание налогов, осуществление налогового администрирования составляют важнейшие стороны налоговой деятельности государства.

Именно от публичной деятельности по налогообложению впрямую и главным образом зависит финансовое состояние страны. Фискальная деятельность обеспечивает формирование подавляющей части налоговых доходов республиканского и местных бюджетов. Таким образом, налоговая деятельность государства является одним из важнейших направлений его финансовой деятельности.

Следовательно, налоговая деятельность государства – это деятельность государства в целом или уполномоченных на то государственных органов по организации налогообложения, обеспечению эффективного функционирования налоговой системы налоговому регулированию социально-экономических сфер, а также формированию системы органов налоговой службы и обеспечению надлежащего налогового администрирования.

Следует особо подчеркнуть, что налоговая деятельность являясь разновидностью финансовой деятельности, несет в себе ее сущностные характеристики, но вместе с тем, имеет и специфические особенности, проявляющиеся в круге субъектов и их фискальной компетенции, объекте воздействия, наличии определенных финансовых целей и потенциальных фискальных возможностей.

Необходимо учесть, что общественные отношения, возникающие между определенными субъектами в сфере налогообложения, в определенной мере затрагивает материальные интересы всех групп собственников в государстве, поэтому должны тщательно регулироваться соответствующими налоговыми правовыми нормами. Эти налоговые отношения, как правило, носят специфический имущественно – властный характер. Они возникают в процессе установления и введения налогов и других обязательных платежей; образования системы налогов, выступающей базисным элементом налоговой системы государства; определения и разграничения фискальных полномочий органов государственной власти в сфере налогообложения; формирования системы органов налоговой службы; обеспечение надлежащего налогового администрирования; установления и применения мер юридической ответственности за нарушение налогового законодательства; обеспечения соблюдения налоговой дисциплины и налогового правопорядка в сфере налогообложения.

Совокупность вышеназванных отношений позволяет сделать нам вывод, что предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации налогообложения, построения основ налоговой системы, формирования системы уполномоченных органов государственной власти в области налогообложения и разграничения их фискальных компетенции, а также создания соответствующих условий в сфере налогового администрирования.

В процессе налоговой деятельности государства, в сфере налогообложения возникают две группы налоговых отношений: материальные и организационные.

Материальные налоговые отношения – это экономические (финансовые) отношения, опосредующие движение сумм налоговых платежей в республиканский или местный бюджет. К характерным признакам этих отношений относятся: они возникают в процессе исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств; они носят имущественно – властный характер; они носят транзитный – трансфертабельный характер; они являются разновидностью экономических – финансовых отношений; они носят преимущественно денежный характер; они являются отношениями перераспределения; они отношения фискального назначения; эти отношения определяют величину налоговых обязательств в разрезе объектов и субъектов налогообложения; они возникают в процессе распределения денежной формы стоимости на уровне первичного звена; они существуют только в правовой форме; они носят индивидуально – определенный и безвозвратный характер;

Организационные налоговые отношения возникают в связи с формированием системы налогообложения, системы налоговых органов, организацией деятельности налоговых агентов, банков, обеспечением надлежащего налогового администрирования.

Итак, налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и формирования системы налогов (в качестве базисного элемента налоговой системы государства), определение круга, установления и разграничения фискальных полномочий органов государственной власти, осуществляющих налоговую деятельность, а также налоговые отношения, возникающие в процессе налогового администрирования в области налогообложения и в сфере исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, складывающиеся в процессе налоговой деятельности государства налоговые отношения регулируются налоговым правом. Следует особо подчеркнуть публичный характер норм налогового права. Поскольку налоговое право обеспечивает формирование подавляющей части доходов бюджетной системы Республики Казахстан, оно тесно взаимосвязано с основным разделом финансового права – бюджетным правом.

Налоговое право является основой налоговой политики государства, основой существования налогов, а также выступает способом установления налогов и методом их реализации. Нормы налогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения и подразделяются на общую и особенную части.

Общая часть налогового права включает следующие институты (правовые нормы, закрепляющие основные положения налогообложения): налоговое устройство государства; управление в области налогообложения; правовые основы налоговых обязательств; правовые основы налогового контроля (А.Худяков, С.Найманбаев).

Особенная часть налогового права включает институты: правовое регулирование налогов и других обязательных платежей – источников поступлений республиканского бюджета; правовое регулирование налогов и других обязательных платежей – источников поступлений местных бюджетов (С.Найманбаев). В особенную часть, как правило, включаются правовые нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и иных обязательных платежей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Налоговые и бюджетные правоотношения | Контроллеры с жесткой алгоритмической структурой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.