Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российское конкурентное законодательство

 

Появление рыночной конкуренции в российской экономике предопределило необходимость ее правового регулирования. Конкурентные отношения регулируются комплексом нормативных правовых актов, который в современной юридической литературе и практике нередко обозначается термином "конкурентное право" ("конкурентное законодательство")1.

Центральное место в иерархии конкурентного законодательства (антимонопольного законодательства) занимают положения Конституции РФ. Согласно п. 2 ст. 34 "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". К числу запретов антимонопольного характера можно также отнести норму Конституции РФ о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом и в строго определенных случаях - если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74).

Статья 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации "1 (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г. и 22 марта 2002 г.) предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях создания наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках " (далее - Закон о конкуренции, или Закон), который занимает второе место в иерархии конкурентного (антимонопольного) законодательства. В ст. 1 данного Закона указано, что другие федеральные законы, содержащие нормы антимонопольной направленности, должны издаваться в соответствии с Законом о конкуренции. Его основная цель - обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон о конкуренции действует на всей территории страны и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках России. Он применяется и в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые за пределами Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции и влекут за собой иные отрицательные последствия для рынков нашей страны.

Сфера действия данного Закона имеет ограничения - он не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. Другое ограничение действия Закона о конкуренции состоит в том, что он, по общему правилу, не регулирует отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Исключение составляют случаи, когда отношения, складывающиеся на упомянутых рынках, влияют на конкуренцию на товарных рынках.

В настоящее время конкурентные отношения на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ " О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ". Предметом регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, страховых, банковских и иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этих рынках. Закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами страны, приводят или могут привести к ограничению конкуренции на российском рынке финансовых услуг.

Существенное значение в антимонопольном правовом регулировании имеют положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. Среди них прежде всего следует назвать совместные акты государств СНГ, такие, как Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства (Бишкек, 9 октября 1992 г.)1; Соглашение о согласовании антимонопольной политики (Москва, 12 марта 1993 г.)2, в развитие которого подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.).

Важную роль в регулировании конкурентных отношений на российском рынке играют нормы Гражданского кодекса РФ.

Антимонопольные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ касаются в основном установления ответственности за отдельные правонарушения (например, ст. 14.9 КоАП РФ, ст. 178 УК РФ), а также регламентации деятельности органов, рассматривающих дела о нарушениях антимонопольного законодательства в административном порядке (ст. 23.48 КоАП РФ).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конкурентная среда | Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.