КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология религии
Предмет социологии религии
Социология религии - это отрасль социального знания, делающая своим предметом религию как элементсоциальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Р. Л. Джонстоун определяет религию как систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным. Таким образом, понятие священного, или сакрального, является смысловым центром всякого исследования религии. Сам термин «сакральное» ведет происхождение от латинского «sacer» - удаленное, запретное, существующее отдельно. Противоположностью сакральному выступает «профанное» - рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе религиозности как социального феномена лежит способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними. Специфика социологического изучения религии заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы. Социологию религии интересует, почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом социальные институты; почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различных обществах и культурах. Социологу, изучающему религию, следует на время отбросить свои личные религиозные верования и отнестись к религии как социальному явлению. Он должен понять, как организованы религиозные группы, каковы их нормы и ценности, роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом. Важно также выяснить, каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их позиции и ценности, семейную и общественную деятельность и т. д.
Функции религии
Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал основной социальной функцией религии то, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов. Согласно Дюркгейму, главную роль здесь играет совместное выполнение ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды снова и снова переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и профанного: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, т. е. вещам обособленным и запретным, верований и практик, которые объединяют в одно сообщество, называемое церковью, всех, кто их придерживается». Другой видный антрополог и социолог, Б. Малиновский, интерпретировал магические ритуалы архаических обществ как специфический социальный инструмент контроля над жизненно важными обстоятельствами, которые остаются вне досягаемости обычных средств социального контролирования. Исследуя жизнь архаических племен Тробрианских островов, Малиновский обратил внимание на то, что магическими ритуалами сопровождались наиболее опасные и непредсказуемые в отношении исхода предприятия, например, рыбная ловля в открытом океане и т. д., в то время как более обыденные ипрогнозируемые действия члены племени осуществляли, не прибегая к выполнению ритуалов. Отсюда он сделал вывод, что ритуальная практика выполняет функции психологической мобилизации членов общины и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми и опасными природными силами. Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выделяют прежде всего функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Например, К. Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов. С этим тесно связана и компенсаторная функция религии: религия служит утешением для индивидов и социальных групп, находящихся внизу общественной иерархии, а также для тех, кто по каким-либо причинам ощущает на себе тяжесть социальной депривации. Депривация — это состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическим или политическом плане. Религия помогает компенсировать депривацию, а состояние депривации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие. Следует выделить также регулятивную функцию религии: религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Согласно представлениям психоаналитической школы (3. Фрейд), религия является проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве и удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образа отца, который и защищает и наказывает. По мнению другого представителя психоаналитической школы К.-Г. Юнга, религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознательного, общее для всех людей и организованное в особые структуры - архетипы.
Основные структурные элементы религии
Можно выделить следующие элементы религии: доктрина, миф, нравственные ценности, ритуальная и культовая практика, религиозные организации и институты. Доктрина - это абстрактная система, возникающая как продукт рефлексии над первоначальным религиозным опытом. Особую роль доктрины играют в крупных религиях, имеющих письменную традицию. Однако и религии бесписьменных обществ в имплицитной форме содержат элементы доктрины. Миф в форме символического сказочного повествования передает религиозные смыслы, восходящие также к первоначальному религиозному опыту. Мифологические и символические формы передачи содержания религиозного опыта – более древние, чем доктринальные. Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций. Этические ценности религии сформулированы в священном писании и восходят к опыту основателей соответствующих религий. Священные писания предлагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию. Ритуальная и культовая практика позволяет каждому индивиду, исповедующему данную религию, стать непосредственным участником сакральных событий, описанных в религиозных текстах, и тем самым пережить свою причастность к этому опыту и групповую солидарность с другими верующими. Религиозные организации и институты (церкви, священнослужители, богословы) выполняют в обществе функции посредников в общении с реальностью, определяемой как сакральное, Роль религиозных институтов в обществе может быть различной, но, как правило, они служат основой легитимной политической власти, за которой они закрепляют сакральный авторитет.
Религиозная традиция
Современный социолог П. Бергер отмечает, что в отношении религии общество делится па «религиозных виртуозов», т. е. людей имеющих собственные религиозные переживания, и всех остальных, воспринимающих содержание религиозного опыта со слов тех, кому его довелось пережить. Первых - абсолютное меньшинство, вторых - большинство. Для того чтобы донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний меньшинства, существует религиозная традиция — система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта. Наиболее крупные и авторитетные религиозные традиции современного мира имеют тысячелетнюю историю. За долгий период своего существования они превратились в мощную социальную силу, наложившую печать своего сакрального авторитета на политическую жизнь человечества, культуру, идеологию. К наиболее влиятельным религиозным традициям современности следует отнести: христианскую (православие и католицизм), исламскую, буддийскую, индуистскую, иудаистскую.
Типы религиозных организаций
Среди основных типов религиозных организаций следует назвать церковь, деноминацию, секту и культ. Церковь - это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, находящаяся в определенных отношениях со структурами светской власти. Деноминация - это религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем та, которой обладает церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью, в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии. Секта - это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, по иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви, порой граничащую с политическим экстремизмом. Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трёльча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Сектантское движение, как правило, служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и потому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой. Культ - это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой. Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто со смертью последнего культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций крайней недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом. Наибольшее число культов возникает в периоды социальных кризисов и экономического неблагополучия, а после стабилизации положения в обществе они обычно исчезают. Однако при наличии благоприятных условий культ может развиться в организацию типа секты. Секуляризация современного общеепшя
Под секуляризацией понимается идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслом и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизнии. «Секуляризация обозначает исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура» (X. Кокс). Секуляризация неразрывно связана с процессом капиталистической индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Социально-экономическая модернизация общества порождает процесс рационализации. Современные средства массовой информации и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры. Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону. Наряду с секуляризацией общества и культуры существует и секуляризация сознания. Все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов. Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к релятивизации некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму. Возникает «кризис доверия» к религии. Растет численность различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора. Тенденция к секуляризации, в свою очередь, порождает экуменизм - движение за объединение различных церквей и религии в противовес секуляризму и атеизму.
Литература.
1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 2000. – 514 с.
2. Зыбцев В.Н. Мясников О.Г. Социология: История, теория, методы исследования: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999. – 428 с.
3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998. – 344 с.
5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. / Под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996. – 688 с.
6. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.А. Чуланова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 256 с.
7. Соколова Е.А. Основы социологии. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 192 с.
8. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов. – Харьков: Издательство «Константа», 1996. – 192 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |