Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология религии

 

Предмет социологии религии

 

Социология религии - это отрасль социального зна­ния, делающая своим предметом религию как элементсоциальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребнос­тью общества в священном. Р. Л. Джонстоун определяет религию как систему верований и ритуалов, на основе ко­торых группа людей объясняет то, что находит сверхъес­тественным и священным.

Таким образом, понятие священного, или сакрального, яв­ляется смысловым центром всякого исследования религии. Сам термин «сакральное» ведет происхождение от латинского «sacer» - удаленное, запретное, существующее отдельно. Про­тивоположностью сакральному выступает «профанное» - рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе рели­гиозности как социального феномена лежит способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сак­рального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.

Специфика социологического изучения религии заключа­ется в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы. Со­циологию религии интересует, почему одни религиозные груп­пы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют ты­сячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом социальные институты; почему в кри­зисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отноше­ние к религиозным институтам и вере как таковой. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существую­щие между религиозной традицией и непосредственным ре­лигиозным опытом верующих, а также специфику представ­лений о сакральном в различных обществах и культурах.

Социологу, изучающему религию, следует на время отбро­сить свои личные религиозные верования и отнестись к рели­гии как социальному явлению. Он должен понять, как организованы религиозные группы, каковы их нормы и ценности, роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом. Важно также выяснить, каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их позиции и ценности, семейную и общественную деятельность и т. д.

 

Функции религии

 

Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал основной социальной функцией религии то, что она способствует консолидации общества, укреплению и раз­витию солидарности всех его членов. Согласно Дюркгейму, главную роль здесь играет совместное выполнение ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики ин­дивиды снова и снова переживают ощущение близости и един­ства, основанное на едином понимании сакрального и про­фанного: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, т. е. вещам обо­собленным и запретным, верований и практик, которые объе­диняют в одно сообщество, называемое церковью, всех, кто их придерживается».

Другой видный антрополог и социолог, Б. Малиновский, интерпретировал магические ритуалы архаических обществ как специфический социальный инструмент контроля над жизнен­но важными обстоятельствами, которые остаются вне досяга­емости обычных средств социального контролирования. Ис­следуя жизнь архаических племен Тробрианских островов, Малиновский обратил внимание на то, что магическими риту­алами сопровождались наиболее опасные и непредсказуемые в отношении исхода предприятия, например, рыбная ловля в открытом океане и т. д., в то время как более обыденные ипрогнозируемые действия члены племени осуществляли, не прибегая к выполнению ритуалов. Отсюда он сделал вывод, что ритуальная практика выполняет функции психологической мо­билизации членов общины и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми и опасными природными силами.

Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выделяют прежде всего функцию поддер­жания господства одних социальных групп над другими. Например, К. Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов. С этим тесно связана и ком­пенсаторная функция религии: религия служит утешением для индивидов и социальных групп, находящихся внизу обществен­ной иерархии, а также для тех, кто по каким-либо причинам ощущает на себе тяжесть социальной депривации. Депривация — это состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическим или поли­тическом плане. Религия помогает компенсировать депривацию, а состояние депривации, в свою очередь, порождает но­вые религиозные группы и стимулирует их развитие.

Следует выделить также регулятивную функцию религии: религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаи­моотношения.

Согласно представлениям психоаналитической школы (3. Фрейд), религия является проекцией бессознательных ком­плексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощ­ности, испытанного в детстве и удовлетворяет эмоциональ­ную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессозна­тельном образа отца, который и защищает и наказывает. По мнению другого представителя психоаналитической школы К.-Г. Юнга, религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознатель­ного, общее для всех людей и организованное в особые струк­туры - архетипы.

 

Основные структурные элементы религии

 

Можно выделить следующие элементы религии: доктри­на, миф, нравственные ценности, ритуальная и культовая прак­тика, религиозные организации и институты.

Доктрина - это абстрактная система, возникающая как продукт рефлексии над первоначальным религиозным опытом. Особую роль доктрины играют в крупных религиях, имеющих письменную традицию. Однако и религии бесписьменных обществ в имплицитной форме содержат элементы доктрины.

Миф в форме символического сказочного повествования передает религиозные смыслы, восходящие также к первоначальному религиозному опыту. Мифологические и символические формы передачи содержания религиозного опыта – более древние, чем доктринальные.

Нравственные ценности заложены в основании всех религий. Они культивируются в социальной практике с помощью религиозных санкций. Этические ценности религии сформулированы в священном писании и восходят к опыту основателей соответствующих религий. Священные писания предлагают единую систему взглядов на мораль, назначение человека в жизни, отношения полов, социальную гармонию.

Ритуальная и культовая практика позволяет каждому индивиду, исповедующему данную религию, стать непосредственным участником сакральных событий, описанных в религиозных текстах, и тем самым пережить свою причастность к этому опыту и групповую солидарность с другими верующими.

Религиозные организации и институты (церкви, священнослужители, богословы) выполняют в обществе функции посредников в общении с реальностью, определяемой как сакральное, Роль религиозных институтов в обществе может быть различ­ной, но, как правило, они служат основой легитимной политичес­кой власти, за которой они закрепляют сакральный авторитет.

 

Религиозная традиция

 

Современный социолог П. Бергер отмечает, что в отноше­нии религии общество делится па «религиозных виртуозов», т. е. людей имеющих собственные религиозные переживания, и всех остальных, воспринимающих содержание религиозно­го опыта со слов тех, кому его довелось пережить. Первых - абсолютное меньшинство, вторых - большинство. Для того чтобы донести до большинства членов общества суть религи­озных переживаний меньшинства, существует религиозная традиция — система социальных институтов, доктрин и уче­ний, канонов и кодексов, которые служат для регулярного вос­произведения и социальной трансляции первоначального ре­лигиозного опыта. Наиболее крупные и авторитетные рели­гиозные традиции современного мира имеют тысячелетнюю историю. За долгий период своего существования они превра­тились в мощную социальную силу, наложившую печать сво­его сакрального авторитета на политическую жизнь человече­ства, культуру, идеологию. К наиболее влиятельным религиоз­ным традициям современности следует отнести: христианскую (православие и католицизм), исламскую, буддийскую, индуи­стскую, иудаистскую.

 

Типы религиозных организаций

 

Среди основных типов религиозных организаций следует назвать церковь, деноминацию, секту и культ. Церковь - это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной отработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запро­сы огромных масс людей на всех социальных уровнях, находя­щаяся в определенных отношениях со структурами светской власти.

Деноминация - это религиозная организация, находя­щаяся на промежуточной стадии развития между сектой и цер­ковью. Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем та, которой обладает церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или други­ми рамками. Деноминации как социальной организации при­суща тенденция к компромиссу со светской властью, в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государ­ству, церкви и господствующей идеологии.

Секта - это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, по иног­да и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви, порой граничащую с политическим экстремизмом. Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э. Трёльча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Сектантское движение, как правило, служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и потому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой.

Культ - это малочисленная религиозная группа с неразвитой организационной структурой. Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто со смертью последнего культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций крайней недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом. Наибольшее число культов возникает в периоды социальных кризисов и экономического неблагополучия, а после стабилизации положения в обществе они обычно исчезают. Однако при наличии благоприятных условий культ может развиться в организацию типа секты.

Секуляризация современного общеепшя

 

Под секуляризацией понимается идущий в современном обществе процесс утраты религиозных смыслом и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизнии. «Секуляризация обозначает исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура» (X. Кокс). Секуляризация неразрывно связана с процессом капиталистической индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Со­циально-экономическая модернизация общества порождает про­цесс рационализации. Современные средства массовой инфор­мации и коммуникации, международный туризм оказывают мощ­ное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает из­менения в системе социальной стратификации и институциональ­ной структуры.

Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону. Наряду с секуляризацией общества и культуры существует и секуляризация сознания. Все меньшее количество людей по­сещает религиозные организации и участвует в отправлении культов. Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к релятивизации некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму. Возникает «кризис доверия» к религии. Растет численность различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед си­туацией выбора. Тенденция к секуляризации, в свою очередь, порождает экуменизм - движение за объединение различных церквей и религии в противовес секуляризму и атеизму.

 

Литература.

 

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 2000. – 514 с.

 

2. Зыбцев В.Н. Мясников О.Г. Социология: История, теория, методы исследования: Учебное пособие. – Донецк: ООО «Лебедь», 1999. – 428 с.

 

3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с.

 

4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998. – 344 с.

 

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие. / Под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996. – 688 с.

 

6. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.А. Чуланова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 256 с.

 

7. Соколова Е.А. Основы социологии. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 192 с.

 

8. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов. – Харьков: Издательство «Константа», 1996. – 192 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторические формы общности людей | Качество образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.