КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество образования
Лекция 10 План: 1. Актуальность проблемы качества образования. 2. Понятие качества образования. 3. Экспертиза качества образования. 4. Качество личности в системе качества образования. 5. Результат образования как качество образования 6.
1. Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик. Актуальность проблемы качества образования обусловлена рядом факторов, общий фон которых для России можно определить как реконструкция российской системы образования. Наиболее очевидный фактор - это увеличение числа учащихся и учебных заведений, особенно заметное в высшем образовании. Так за последние десять лет удвоилось количество студентов высших учебных заведений. Но это вовсе не означает, что интеллектуальный потенциал подрастающего поколения возрос в аналогичной пропорции. Как впрочем, вовсе не расширились в той же мере ресурсы вузов, научно-педагогический, методический потенциал преподавателей и т.п. Весьма заметный рост, как числа учебных заведений, так и массовости обучающихся вызывает опасение в снижении качества обучения. Тем более следует учитывать, что такой рост происходит в условиях крайне ограниченных ресурсов учебных заведений. Другой фактор - резкое изменение профессиональной динамики, структуры занятости населения. Они обусловлены как техническим прогрессом, информатизацией сфер профессиональной занятости населения, так и разрастанием сферы услуг, ростом профессий коммуникативной направленности. В свою очередь, это вызывает необходимость изменения учебно-дисциплинарной динамики. Изменения в структуре специальностей в народном хозяйстве повлекло изменения и в программах обучения. Однако эта реакция порой не вполне адекватна как содержанию общественных практик, так и дициплинарно-методической динамике образования. Нередко в образовательных программах, учебных планах коньюнктурные разделы знаний заслоняют фундаментальную подготовку, тем самым, ограничивая последующее культурное развитие учащихся, либо не обеспечивают должное профилирование подготовки. В условиях расширения возможностей вариативности образовательных программ порой появляются учебные программы, и даже циклы дисциплин, которые не прошли достаточно надежную апробацию, ценность которых не подтверждена экспериментально и не получила признание научно-педагогическим сообществом. Существенным фактором изменения ситуации стала адаптация образовательной сферы в рыночной экономике, прежде всего, распространение платных форм обучения, становление рынка образовательных услуг. Появились многочисленные частные учебные заведения. В свою очередь, это вызвало переориентацию значительного сектора образования на удовлетворение запросов конъюнктурных специализаций, как и форм обучения. «Платность» обучения расширяет ресурсы учебных заведений, вместе с тем, нередко увеличение набора учащихся, оплачивающих свое образование, осуществляется лишь в угоду роста доходов, не поддерживается качеством учебного процесса. При этом, ради сохранение «платного» контингента, учебные заведения идут на создание и преподавание внешне привлекательных «облегченных» курсов, и снижают аттестационные требования к учащимся. Серьезные проблемы возникают и в связи с развитием тенденции информатизацией образования. Пользовательские компьютерные навыки создают иллюзию доступности познавательных действий. Если умственные действия учащегося формируются без опоры на логическое осмысление, операционализацию, теоретическое освоение предметных областей учебных дисциплин, без развития широкой культурной ассоциативности в восприятии и понимании процессов жизни, то может быть утрачена творческая культурно-генерирующая способность целых поколений. 2. Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество— совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Наиболее точным в концептуальном отношении является следующее определение качества образования. Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: · качество потенциала достижения цели образования, · качество процесса формирования профессионализма и · качество результата образования. Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы. Качество процесса формирования профессионализма — это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения студентов к образованию, интенсивность образовательного процесса, управление образованием, методы презентации знаний. Качество результата образования — осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки. Каждая из этих характеристик требует отдельного анализа и изучения возможности ее измерения и оценки, учета в практике организации учебного процесса. Понятие профессионального образования отлично от понятия профессиональной подготовки. Это не только знания и навыки, это профессиональное сознание, которое характеризует многие стороны социального поведения личности — от целей и ценностей до осознания результатов деятельности по критериям реальности и будущего, Это положение имеет решающее значение в понимании качества образования. Качество образования в обобщенном определении и итоговом своем представлении — это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Понимание качества образования включает не только наличие профессиональных знаний, но характер и уровень образования в целом, организационную культуру, ролевую и функциональную готовность к управленческой деятельности, способность к распознаванию и пониманию проблем и творческому поиску их рационального решения, навыки самообразования. Результат образования — это, в конечном итоге, осознание профессии и социальной ответственности. Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности — свойства специалиста — выпускника высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата, которое зависит от цели образования, содержания и методологии, организации и технологии). Для понимания качества образования очень важно учитывать существование трех уровней познания. Можно освоить тот или иной предмет на уровне общего понимания основных его положений. В подготовке любого специалиста могут быть такие дисциплины, которые необходимо знать на уровне общего понимания. И эти дисциплины должны быть известны и занимать определенное место в учебном плане. Не следует их считать второстепенными или необязательными. Они играют свою роль в профессиональном становлении специалиста. Но их объем и методика преподавания должны учитывать именно эту их роль — профессиональный кругозор, основа для лучшего освоения других дисциплин, системность знаний. Второй уровень познания — это глубокое освоение предмета, способность трансформации знаний на различные области познания и практической деятельности. Это уровень системологии знаний, позволяющей объяснять и предвидеть события и явления, позволяющий понимать причины и последствия событий. В профессиональной подготовке предметами второго уровня познания являются фундаментальные дисциплины, но не только фундаментальные дисциплины общепрофессиональной подготовки, но и фундаментальные дисциплины других циклов, в частности ас и цикла гуманитарной подготовки (для специальностей экономических, менеджмент образования) или естественно-научной подготовки для технических специальностей. При этом следует понимать, что уровни подготовки определяются не только составом дисциплин, но технологией образования, методикой их преподавания, использованием информации и многим другим. Но в обеспечении определенного уровня подготовки надо видеть роль отдельных дисциплин и учитывать это при формировании учебного плана. Третий уровень профессиональной подготовки отражает формирование устойчивого профессионального сознания, которое отражает способности созидательной деятельности, опирающейся на освоенные знания в их комплексе и глубине. Это способности к эффективной профессиональной деятельности — проектирование, эффективная эксплуатация, использование ресурсов, учет объективных факторов и пр. Этот уровень профессиональной подготовки характеризуется системой профессиональных ценностей, которая определяет общественное существование человека, все параметры его деятельности. Он формируется под воздействием всех факторов образовательного процесса. Это не только уровень, как может показаться, специальной подготовки. Это заключительное качество образовательного процесса в целом, которое определяется не только составом дисциплин, но и всей концепцией образования. Уровень профессиональной подготовки характеризует высокое качество образования. Чем выше уровень познания, тем выше качество образования. Но зависимость это не прямолинейная, а спиралеобразная. При общей тенденции повышения уровня образования возможно снижение качества образования и наоборот повышение качества образования на определенных этапах его развития не соответствует повышению уровня образования. В целом этапы изменения уровня познания и качества образования можно выделить как движение от элементарного знания к креативному, т. е. знанию, способному создавать новое знание в процессе профессиональной практической деятельности. Креативное образование — это образовательный эффект практической профессиональной деятельности человека, это преодоление критической массы знаний и превращение их в творчество. Именно такой должна быть тенденция изменения качества образования, так должна проявляться зависимость уровня познания от качества знаний и в целом от качества образования. Качество образования может отражать современные потребности, но может быть нацелено на будущее. Обеспечивать качество необходимо с учетом тенденции развития образования, в которых наиболее ярко проявляются как современные особенности и потребности образования, так и будущее образов.
3. Сложившаяся в современном обществе тносительная независимость органов управления образованием способствует формированию системы общественно-государственного контроля за качеством образования и обеспечивает необходимый баланс для гарантии прав личности, общества и государства. Контроль за качеством образования осуществляют органы аккредитации. Необходимость выделения органов аккредитации в относительно самостоятельные организации обусловлено следующими причинами: · любая система оценки качества образования является относительной, т.к. зависит от исторических, культурных, политических, экономических и иных факторов, поэтому ни одна организация не может обладать монопольным правом на единственно правильную оценку качества образования, необходимы взаимодополняющие аккредитационные агентства; · высокая степень зависимости органов аккредитации от государственных органов управления приводит к тому, что органы аккредитации воспринимаются как органы ограничения и контроля, от которых зависит судьба учреждения; · желание образовательных учреждений во что бы то ни стало угодить, приспособиться к требованиям государственных органов управления ведет к обезличиванию образовательных учреждений (аналог «соревнования» за положительное отношение к вузу со стороны руководства высшей школы); · другая крайность – беспринципное приспособление к окружающим условиям с целью выживания ведет к потере традиций и превращению образовательного учреждения в «фабрику по производству дипломов и степеней»; · процедура самообследования образовательного учреждения, обязательно предшествующая аккредитации, бессмысленна, если учреждение не имеет ясно сформулированной миссии, ибо любая процедура аккредитации как механизм управления качеством образования измеряет эффективность деятельности учреждения в соответствии с его собственным назначением (миссией); · с точки зрения управления качеством каждое образовательное учреждение должно рассматриваться как индивидуум, имеющий собственное лицо (цель, предназначение, миссию), а процедуры самообследования, лицензирования, аттестации и аккредитации определяют, насколько достаточны и необходимы ресурсы для реализации образовательным учреждением свей миссии, достигается ли цель и будет ли она достигаться в будущем: что для этого делалось раньше, делается сейчас и будет делаться в дальнейшем? Если государственная аккредитация гарантирует необходимый образовательный минимум, защищая общество от неквалифицированных и случайных учреждений, то общественная аккредитация нацелена на выявление возможного максимума образовательного потенциала учреждений, гарантирующего инвесторам и потребителям уровень образования выше гарантированного государством. «Стихийно» возникающая рейтинговая оценка образовательных учреждений в периодической печати вряд ли может служить объективным показателем качества образования. Во-первых, печатное издание не может нести всю полноту ответственности за опубликованный рейтинг образовательных учреждений, точно так же, как оно не несет ответственности за достоверность опубликованных коммерческих объявлений. Во-вторых, неквалифицированное вмешательство СМИ в процесс рейтинговой оценки может нанести образовательному учреждению ущерб, сопоставимый с его годовым бюджетом. В-третьих, в соответствии с идеологией и концепцией издания, пресса рассматривает одни и те же события под различным углом зрения, в частности, можно выделить государственный подход к определению качества образования, региональный подход, точку зрения профессионального сообщества, заинтересованный подход финансовых компаний, промышленных групп, а также частных лиц. Именно поэтому образовательные учреждения нуждаются в компетентных органах, осуществляющих общественную аккредитацию, в результате которой инвестор получает объективный отчет о состоянии образовательного процесса в учреждениях различного типа и различных форм собственности. Должны быть созданы аккредитующие ассоциации (агентства) для вузов, школ и колледжей, способные выработать единые показатели для различных видов и типов образовательных учреждений. Среди задач аккредитующих ассоциаций (агентств) можно выделить следующие: выработка единых критериев оценки для государственных и негосударственных образовательных учреждений, сопряжение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, обеспечивающее свободный переход студентов из одного учреждения в другое, защита образовательных учреждений от недобросовестных конкурентов, обеспечение гарантии качества, ответственного подхода аккредитованного учреждения к достижению своей миссии. Складывающаяся сегодня практика процедур лицензирования, аттестации и аккредитации, а также задачи модернизации системы образования сводятся к тому, чтобы за государственными органами закрепилась институциональная аккредитация - оценка деятельности учебного заведения в целом как общественного института. Показателями таковой служат количественные стандарты - численность профессорско-преподавательского состава, информационное обеспечение, библиотечный фонд, оборудование лабораторий, размеры финансовых ресурсов и т.д. Численные показатели обеспечивают тот необходимый минимум условий, без которых образовательное учреждение не может нормально функционировать. Однако существование разнообразных по качеству и масштабам деятельности образовательных учреждений делает количественные показатели недостаточными для измерения эффективности их деятельности в соответствии со своей миссией. Проведение высококвалифицированной экспертизы качественных параметров образования - функция общественной аккредитации, которая осуществляется независимыми органами, состоящими из представителей крупных государственных и негосударственных вузов, частных и общественных организаций и государственных органов образования (региональных и местных) - «комиссией равных». Специализированные органы по проведению общественной аккредитации - аккредитационные комиссии (агентства) - могут формироваться на основе уже зарекомендовавших себя с положительной стороны учебно-методических объединений по разным специальностям, ассоциаций государственных и негосударственных вузов, региональных и муниципальных департаментов образования, а также различных общественных комиссий и объединений по вопросам образования. Сформированные компетентные комиссии могут оценивать «вес» дипломов по качеству преподавания, а также по таким критериям, как методика, ответственность, управление, инфраструктура и т.д. Процесс преподавания может оцениваться посредством анализа преподавательского состава, содержания программ, практических занятий, программ подготовки абитуриентов и аспирантов, а также на основе объемов научно-исследовательской работы. Наряду с чисто профессиональными, специализированными целями, аккредитационные выездные комиссии могут оценить и другие факторы, влияющие на профессиональную деятельность, например: наличие творческой атмосферы в учреждении, этику отношений между преподавателями и студентами, личностные характеристики выпускников вуза и т.д. Органы общественной аккредитации по своему статусу могут быть посредническими структурами между вузами и властями, поэтому они сами должны получать право на ведение аккредитационной деятельности. Еще более важная сторона — способ финансирования аккредитационных агентств, который напрямую затрагивает вопрос о степени их независимости и объективности. Мировой опыт показывает, что наиболее эффективно финансовые вопросы решаются на основе членских взносов образовательных учреждений, стремящихся к получению общественной аккредитации. Ежегодные членские взносы могут составить 0,01% от бюджета образовательного учреждения (независимо от форм собственности, поскольку платная образовательная деятельность сегодня имеет место во всех вузах). Такая система отчисления членских взносов позволяет: во-первых, избежать зависимости последствий экспертизы от государства (например, изменение объема финансирования), во-вторых, сохранить принцип добровольности пожертвований и, в-третьих, обеспечить независимость органов аккредитации от органов государственного управления образованием, что способствует эффективному формированию системы государственно-общественного контроля за качеством образования и служит гарантом соблюдения прав личности, общества и государства. Результатом общественной аккредитации может быть ранжирование образовательных учреждений по среднему баллу, полученному в результате экспертной оценки. Ранжирование вузов нацелено на привлечение инвестиций, абитуриентов, лучших кадров и государственной поддержки. Итоговые отчеты экспертных комиссий должны публиковаться в печатных изданиях как мощный стимул повышения качества и основной результат процедур оценивания в рамках общественной аккредитации. Рейтинговая оценка деятельности учебного заведения, полученная в результате общественной аккредитации специализированными агентствами, не влияет на результаты государственной аккредитации вуза, но государство не может оставаться равнодушным к степени престижности вуза. Государственное содействие (стимулирование) «лучших вузов» может заключаться в выделении им большего количества образовательных кредитов в зависимости от полученного ранга. Статус «аккредитованного» (независимыми экспертами) станет желанной целью образовательного учреждения, который влечет за собой инвестиционные льготы, привлечение лучших кадров и абитуриентов. Показатели общественной аккредитации, призванные обеспечить выявление образовательного максимума, могут быть разделены на три вида: показатели потенциала вуза, специализированные показатели и показатели личностных достижений. Напомним, что качество образования оценивается на основе субъективных суждений экспертной комиссии («комиссии равных»), для которой важны не столько исходные данные или количественные параметры функционирования вуза, сколько показатели собственно процесса и результатов деятельности, отвечающих поставленным целям. 4. Выявление лучших, способных учащихся должно быть поставлено во главу угла всей российской системы образования, а поиск, воспитание и помощь таланту должны стать основополагающим принципом престижного образовательного учреждения. Именно поэтому личностные показатели становятся гарантией конкурентоспособности, т.е. собственно рыночных качеств, характеристик, имеющих ярко выраженную направленность на определенные целевые группы инвесторов и потребителей. Методику оценки личной компетентности учащихся и выпускников в рамках общественной аккредитации следует отличать от методики оценки знаний, рассчитанной на минимально годную для практики компетентность в рамках государственной аккредитации. Последняя вполне обоснованно пользуется услугами служб тестирования: централизованные, независимые и унифицированные приемные экзамены позволяют выявить тот образовательный минимум компетентности абитуриентов, который позволяет продолжать образование в высшем учебном заведении. Благодаря достоверной тестовой оценке, абитуриент получает образовательный кредит и свободно выбирает престижное образовательное учреждение (при наличии свободных мест). Профессиональные аккредитационные агентства выявляют более высокий уровень знаний. Показатели этого вида могут включать в себя следующие разделы: - механизм отбора абитуриентов; - мониторинг учебных успехов; - учебную нагрузку; - подготовку к профессиональной деятельности; По результатам оценки качества экспертная «комиссия равных» готовит отчет о соответствии учебного процесса заявленным целям и задачам, его результативности. При этом конкретно оцениваются знания студентов, эффективность процесса преподавания, использование учебных ресурсов, процент востребованности выпускников и т.д. По результатам экспертизы образовательному учреждению могут быть выставлены обобщенные оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». 5. В чем проявляется и выражается качество полученного образования? Конечно, в полученных знаниях и навыках. Но в каких их характеристиках? Что отражает качество профессиональной готовности к практической деятельности специалиста? Бытует упрощенное представление — наличие знаний, которые получены, и это отражено в оценках, в процессе обучения. Но ведь знания по-разному укладываются в голове человека. А именно это характеризует качество образования. Характеристиками такого качества являются — уровень знаний, объем знаний, полнота знаний, концептуальность знаний, системность знаний, устойчивость знаний, долговременность и перспективность знаний, фундаментальность знаний, практичность знаний (комплекс навыков практического использования знаний). Наконец, важнейшей характеристикой является сложившийся тип профессионального мышления, способность синтезировать знания по изменяющимся условиям деятельности. Если систематизировать и свести в общую схему все перечисленные факторы, то получится структурированная концепция обеспечения качества образования. Рассмотрим подробнее эти характеристики. Наиболее важными характеристиками качества результата образования, которые надо учитывать в образовательном процессе и соответствующим образом оценивать, являются следующие: 1. Объем знаний, который должен соответствовать понятию своеобразной критической массы, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, для понимания всей совокупности задач и функций, структуры профессиональных проблем и путей их практического решения. При этом следует понимать, что количество знаний— это не количество полученной информации. Это нечто большее. Не вся получаемая информация в равной степени и одинаковым образом «оседает» в сознании студента. Объем знаний — это завершенная картина профессиональной деятельности, т. е. комплекс профессиональных проблем (или задач) и способов их решения. Конечно, в своей практической деятельности, накапливая опыт, специалист заново рисует многие ее фрагменты. Но профессиональную работу всегда характеризует целостное видение тех проблем, которые составляют ее предмет. Профессионализм деятельности, конечно же, начинается с определенного объема необходимых знаний. А объем знаний в первом приближении определяется количеством учебных часов по всем видам учебной работы — аудиторной, лабораторной, самостоятельной, учебно-практической и пр. Он определяет также продолжительность образовательной программы, ее временные характеристики по различным видам и формам обучения — второе высшее образование, заочное, вечернее, ускоренное, сокращенное и пр. Это очень актуально для экономического образования, где весьма заметно стремление в сокращенные сроки обучения получить диплом. Снижается при этом качество образования. Возникает реальная проблема: как формируется профессионализм, в какой мере это формирование зависит от форм, сроков и интенсивности обучения, как время обучения влияет на установки профессиональной деятельности, тип профессионального мышления? Не столь бесспорным, как кажется на первый взгляд, является вопрос о том, что является предельным минимумом знаний для высшего вообще и профессионального образования в частности. Это становится очень важным при разработке Государственных стандартов, определении сроков обучения. Можно ли дать высшее образование за два, три года дневного очного обучения или необходимо пять лет и больше? Какой срок, в сочетании с какой интенсивностью образовательного процесса должны быть наилучшими и регламентируемыми? Что такое уровень образования и являются ли тождественными уровень образования бакалавра и специалиста? Выпускник вуза сегодня — это не всегда профессионал, готовый к эффективной деятельности, а человек, лишь знающий особенность профессии, но не имеющий возможность ее осуществлять на определенном уровне профессионализма. А выпускник бизнес-школы (послевузовское образование с первоначальным техническим) овладевает опытом и навыками, но не имеет фундаментальной подготовки в области своей профессиональной деятельности и, следовательно, лишен возможности мыслить перспективно и глубоко, управлять стратегически. Объем знаний, хоть и важный, но только один из факторов качества профессионального образования. 2. Структура знаний— наиболее важный параметр профессионального образования. Это соотношение знаний, сочетание их различного типа и принадлежности к тем или иным областям науки и деятельности. Продуктивность и практическая ценность знаний зависит от их гармоничности. Но как она учитывается в разработке образовательной программы и как достигается в ее реализации? Всегда существует опасность, с одной стороны, профессионального кретинизма (все сводится к узкопрофессиональным задачам, и ничего не видится, кроме них), с другой — бесплодного глобализма (все сводится к глобальным проблемам, не учитываются детали и специфика). Есть и другая проблема структуры знаний — это их соотношение по уровню усвоения. Мы часто говорим, что знания должны быть усвоены не на уровне их репродукции на экзамене, а на уровне их самостоятельного и творческого использования при решении профессиональных проблем, а точнее, при осуществлении профессиональной деятельности, ибо профессиональная деятельность не сводится только к решению проблем. Но все знания не могут быть усвоены таким образом, хотя бы в силу разнообразия преподавателей и студентов, их личных качеств, методик работы и пр. Надо методически разделять типы усвоения различных знаний. Некоторые знания могут быть усвоены на уровне здравого смысла, в виде общеобразовательных знаний, некоторые как элементы общей культуры, другие знания как фундамент творческой работы и высокого профессионализма, иные — в виде навыков конкретно-предметной деятельности. Могут быть знания, которые отражают потребность систематизации представлений о проблематике профессиональной деятельности. В образовательных программах должно учитываться разнообразие знаний по видам и формам их использования в профессиональной деятельности специалиста. И это разнообразие, конечно, определяет и характеризует качество образования. Например, для менеджера по специализации «производственный менеджмент», конечно, надо знать технологию соответствующей отрасли, но, вероятно, не на уровне инженера, а на уровне общего представления, не на уровне фундаментальных профессиональных знаний, ибо он не принимает и не разрабатывает технологических решений, А вот знание экономики вообще и экономики отрасли в частности играет решающую роль в его профессиональной деятельности. Он должен иметь соответствующую техническую культуру, уметь решать проблемы социально-экономического характера. А в специализации «финансовый менеджмент» этой же специальности распределение знаний по уровню и характеру будет иным. Здесь необходимы знания лишь общих принципов современных технологий производства на общеобразовательном уровне. Но главными являются знания в области использования финансовых рычагов эффективного управления. Для нас сегодня очень важным является выяснение, какую роль в профессиональной деятельности играют те или иные виды знаний, в каком соотношении и типологическом сочетании они определяют успех, а точнее, эффективность профессиональной деятельности специалиста. Это также проблема проектирования и формирования необходимого качества образования, проблема его оценки на «выходе» образовательного процесса. 3. Но объем и структура знаний — это только часть качественных характеристик профессионального образования. Третьей характеристикой является тип профессионального мышления. Конечно, возникает вопрос: что это такое и как эта характеристика отражает качество образования? Нам представляется, что тип профессионального мышления — это способность оперировать знаниями и возможность успешного использования знаний в практической, профессиональной деятельности специалиста. Не секрет, что часто при хороших знаниях выпускник по окончании института нередко чувствует, что эти знания находятся в его сознании как бы мертвым грузом. Они не соединяются, точнее, он не может их соединить с задачами конкретной практической деятельности. И не потому, что они не соответствуют задачам практической деятельности, а потому, что он не всегда может и приучен использовать их в определенном сочетании и сопряжении, в их практической ориентации. Даже весьма хорошие знания — это лишь потенциал, который надо уметь использовать, реализовать в полной его величине и значимости. Здесь и проявляется тип мышления -гибкого или догматического, гуманитарного или технократического, стратегического или прагматического, диалектического (видение противоречий, проблем) или формального, нигилистического, или конструктивного и т. д. Существует методология профессионального мышления. Вот ее-то иногда и не дает образование, если ориентировано исключительно на то, чтобы дать знания и навыки по типовым задачам. А в жизни, строго говоря, типовых задач не существует. Есть проблемы, которые надо найти, увидеть, изучить, поставить в виде задач и решать. И решение этих проблем зависит не от умения решать типовые задачи, а от умения ставить задачи в соответствии с найденными и понятыми проблемами, умение выбирать одно решение из множества возможных. Это уже другой уровень образования и другой подход к пониманию качества образования, это уже тип творческого мышления, ориентированного на поиск проблем и исследование их содержания. Тип профессионального мышления — это даже не столько навыки интеллектуальной деятельности, хотя и это тоже. Профессиональное мышление — методология определения проблем, выбора главных из их совокупности, постановка целей и ориентиров, владение знаниями как инструментальной основой деятельности и не только в решении проблем, но, как бы это не парадоксально звучало, в конструировании проблем. Конечно, проблемы существуют объективно, независимо от нашего сознания их устанавливает сама жизнь. Но профессионал потому и профессионал, что для него проблема не данность действительности, а предмет конструкторского интереса. Он демонтирует проблему и определяет ее конструкционную основу. Наконец, тип мышления — это способность так комбинировать знания в практической деятельности, как этого требует потребность ставить и решать проблемы. Комбинирование знаний способствует не только более глубокому пониманию проблем, но и обогащению своих знаний в процессе профессиональной деятельности, наращиванию знаний. Вот почему тип мышления также является одной из качественных характеристик образования. 4. Качество образования — это и фактор времени в самых различных его проявлениях. Это навыки самоорганизации, умения распределения и использования времени при решении профессиональных проблем и задач. У каждого студента или слушателя структура времени обучения складывается по-разному, иногда весьма своеобразно. Надо ли это рассматривать как специфическую характеристику качества образования? Я думаю, что да. В любой профессиональной деятельности время играет решающую роль в достижении успеха, и играет эту роль не столько в своих объемных характеристиках, сколько в структуре времени, его распределении по видам профессиональной деятельности, проблемам. Так и в образовательном процессе существуют варианты распределения времени по видам знаний, формам занятий, организации учебного процесса и другим характеристикам. Временные характеристики образовательной программы — это распределение аудиторного времени, выделение и наполнение времени самостоятельной работы, недельная загрузка студента, ритмичность образовательного процесса и многое другое. Но фактор времени проявляется не только в этом, но и в возможностях для выпускника освоения своего индивидуального времени. Оно проявляется в понимании того, какие «часы» закладываются в его профессиональное сознание. Это время реагирования на проблемы, регулирования времени нахождения решения или времени мобилизации своего интеллектуального потенциала, времени поиска и использования знаний в их определенной комбинации для конструирования практической концепции профессионального поведения. Эту характеристику качества образования никто никогда не измерял и никто никогда не исследовал. Но качества вне времени не существует. Время для понимания качества не только измеритель, но и поле разнообразия, поле выбора вариантов, поле освоения профессии не только по критериям структуры знаний и навыков, но и по критериям временного проявления знаний как в процессе решения профессиональных проблем, так и в процессе дальнейшего развития профессионализма. Ведь знания это не только наполнение человека информацией. Знания живут и меняются во времени по объемам, структуре, форме, типу, комбинации и пр.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |