КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лицензирование природопользования
Здесь нужно различать два вида природопользования: - общее природопользование - осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования. В этом случае не требуется специального разрешения, и природные ресурсы не закрепляются за отдельными гражданами. - специальное природопользование - осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения. В этом случае происходит передача природопользователю за плату в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения (лицензии). Договор или лицензия на специальное природопользование выдается при наличии у природопользователя положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и применяемую при этом технологию. Существуют следующие виды лицензий: - лицензия на использование земель - выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта. Этот акт выдается для использования земель строго по целевому назначению - ведения крестьянского хозяйства, садоводства и др., - лицензия на использование недр - выдается администрацией республики, области совместно с Комитетом по геологии и использованию недр (Роскомнедра) на геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений и др., - лицензия на использование вод (лицензирование поверхностных вод - Роскомвод, подземных вод - Роскомнедра). Лицензии удостоверяют право водопользователя на пользование водным объектом в определенных границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии, - лицензии на использование лесов - здесь различают два вида лесопользования - основное (заготовка древесины и живицы (смолы)) и побочное (сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота, заготовка лекарственного сырья и др.). Основное лесопользование проходит в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства (Рослесхоз): определяют потребности в древесине как внутри страны так и на экспорт; определяют общий объем древостоя, подлежащий вырубке; определяют лимит вырубки на год с учетом ежегодного прироста древесины. На основе этих данных выписывается лесорубочный билет - разновидность лицензии, в которой указывается объем древесины, подлежащей вырубке, вид разрешенной вырубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ. Лесной билет - другая разновидность лицензии. Выдается на заготовку живицы и на побочные лесные пользования (см. выше), - лицензия на использование животного мира (выдают органы охраны животного мира). Лицензируются следующие виды деятельности: -рыболовство (органы рыбнадзора) -охота на птиц и животных (органы охотнадзора), -пользование животным миром в научных, культурно-просветительских целях и др., -продажа животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (Минприрода), -на вывоз лекарственного сырья (+Минздрав), - лицензирование на использование атмосферного воздуха - при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть в следующем: - определение ПДВ для объекта, установление суточного, годового лимита выбросов веществ в атмосферу для конкретного объекта.
Лимитирование природопользования - это система экологических ограничений, осуществляется в двух направлениях: -лимитирование изъятия природного вещества из природы, -лимитирование внесения антропогенного вещества в природу. Соответственно и лимиты устанавливаются на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды, либо на предельно-допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду и размещение отходов. Лимиты на изъятие природного вещества: - по землям - нормы отвода земель под строительство авто- и железных дорог, для аэропортов, под линии электропередач и др., - нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения подсобного хозяйства и жилищное строительство и др. - по водным объектам - лимиты забора воды на орошаемое земледелие, для промышленного потребления и др., - в области охраны лесных ресурсов - основной лимитирующий показатель - расчетная лесосека (определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины); - количество граждан на пребывание в лесу и др., - в области охраны животного мира - лимиты по отстрелу, отлову - утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства; в целом по водоему или по охотничьим угодьям, рыбопромысловым хозяйствам. Цели установления лимитов: - природоохранные, - экономические - сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов (идет на воспроизводство и рациональное использование). Лимиты по внесению антропогенного вещества в природу - ПДС, ПДВ. Цель - стимулировать источники загрязнения к сокращению отходов (существует плата на выброс в пределах нормативов и плата за сверхнормативные выбросы).
Экономические механизмы природопользования. Экологические налоги (их называют «зеленые») показали эффективность во многих странах мира - призваны решить две задачи: 1. Сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде. 2. Способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом. «Зеленые налоги» стимулируют развитие экологосбалансированных производств и подавляют природоемкую деятельность. В экологоориентированной налоговой системе можно выделить 4 аспекта: - отраслевой - предусматривает повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сектора, находящиеся в начале природно-продуктовой цепочки - здесь налоги играют роль пресса, подавляющего природоемкую деятельность или переключающего эту деятельность на экологосбалансированную. В свою очередь, обрабатывающие, обслуживающие инфраструктурные отрасли, находящиеся ближе к концу природно-продуктовой цепочки, должны облагаться пониженными налогами, стимулирующими их развитие. - технологический - для ресурсосберегающих и малоотходных технологий должны применяться пониженные налоги. - региональный - в регионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть «мягче» по сравнению с экологически благополучными районами для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территорий или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек. - продуктовый - налоговые льготы должны предоставляться предприятиям, производящим природоохранное и экологическое оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (например строительство и реконструкция природоохранных объектов и др.). Повышенные налоги должны использоваться при производстве экологически опасной продукции - озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники. В Норвегии, например, за счет налогов на минеральные удобрения и пестициды финансируется программа развития устойчивого экологосбалансированного сельского хозяйства. В США в 1989 году в целях сокращения производства фреонов, разрушающих озоновый слой был введен налог на их продажу. При этом, чтобы дать промышленности время на переход к производству заменяющей фреоны продукции, налог был установлен прогрессивным во времени. Сначала 3$ за 1 килограмм, 1995 год - 6,8$ за 1 кг и к 1999 году - 10,8$ за 1 кг и т.д.. Это дало в бюджет 100 млрд.долларов. Сейчас в мире вводится налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. В связи с угрозой глобального потепления подписаны международные соглашения и эти налоги действуют уже в некоторых странах. Цель налога - снизить добычу первичных энергоресурсов, широко использовать альтернативных источников энергии, посадку лесов, связывающих углерод и др. Налог должен быть дифференцирован - уголь, сжигание которого является главным источником углерода в атмосфере - должен облагаться наибольшим налогом, а на газ налог должен быть значительно меньше. Ну и самое главное в системе налогов, это то, что сейчас и в России и в других странах плата за природопользование составляет лишь несколько процентов от доходной части бюджета. Необходимо их увеличение (на порядок). Это даст стимул снижению природоемкости производства и позволит адекватно учесть воздействие на окружающую природную среду.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |