Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за природные ресурсы и за загрязнение окружающей природной среды




В РФ правовая основа платности использования природных ресурсов была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды». Этим законом установлено, что плата за природные ресурсы взымается:

-за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов,

-за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов,

-на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за недропользование (с 1992 года - Закон «О недрах», изменения в закон в 1995г) осуществляется при:

-проведении поисковых и разведочных работ,

-добыче полезных ископаемых,

-при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. для строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Платежи осуществляются в форме разового, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока действия лицензии.

За использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, платежи устанавливаются при лицензировании в размере 25-50% платежей за добычу соответствующих полезных ископаемых. А платежи при добыче полезных ископаемых за сверхнормативные потери взимаются в двойном размере.

Скидки могут предоставляться и пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, а также добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества.

Плата за землю (начиная с 1992 года Законом «О плате за землю» введено платное землепользование). Три формы платы: земельный налог, арендная плата, нормативная цена на землю при ее покупке.

Объекты налогообложения:

-сельскохозяйственные угодья,

-городские (поселковые земли),

-приусадебные, садовые, дачные участки, огороды,

-земли под освоенными лесами эксплуатационного назначения,

-земли промышленности, транспорта, связи и др.

От платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные парки, ботанические сады, предприятия, учреждения и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землепользователей.

Для исчисления земельного налога и арендной платы существует показатель - нормативная цена земли. Этот показатель характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения с учетом потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативы цены земли вводятся при бесплатной передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка.

В России сложилась ситуация, когда базовая величина нормативной цены не соответствует реально существующему уровню рыночных цен.

Платежи за землю направляются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению плодородия и др.

Плата за лесопользование (в соответствии с Лесным Кодексом) взимается в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда - за единовременную вырубку древесины, за заготовку живицы, за охоту, за сенокошение и др. (расчет либо за единицу лесного ресурса, либо за гектар эксплуатируемой площади леса).

Арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Плата не осуществляется при проведении лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, побочного лесопользования.

За счет отчислений лесопользователей формируется фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Плата за водопользование. В соответствии с Водным Кодексом РФ и Законом РФ «О плате за пользование водными объектами» платежи за водные ресурсы осуществляются в двух видах:

-плата за пользование водными объектами - вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования (водный налог),

-плата на восстановление и охрану водных объектов вносится за.

Объектом налогообложения признается пользование водными объектами в целях:

-осуществления забора воды из водных объектов (либо в пределах установленного лимита либо за сверхлимитное изъятие воды),

-удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде,

-использование акватории водных объектов для осуществления лесосплава, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций и др.

Минимальные и максимальные размеры ставок платы различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Плата за пользование объектами животного мира. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997г. Введена плата за ресурсы животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям.

Например, предельные размеры платы за объекты животного мира.

Объект Предельные размеры платы за 1 животное (в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда).
Овцебык, зубр 5-10
лось 3-6
косуля, кабан 1-2
бурый медведь 3-6
бобр, выдра, соболь 0,4-0,9

 

При осуществлении мер по урегулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельского хозяйства и других животных изъятие объектов животного мира может осуществляться бесплатно.

Аналогично существует плата за пользование растительными ресурсами - плата за сбор лекарственных трав, сырья, плодов, ягод.

Деньги аккумулируются и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроизводство рыбных запасов и лекарственных растений и др.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и за размещение отходов с 1991 года в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды». Введена с целью:

- компенсации вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. Обязанность платить за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда.

- стимулирующая - плата взимается за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя, т.е. должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ.

- экологическое значение - платежи за загрязнение служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Законом предусматриваются 3 вида платежей за загрязнение окружающей природной среды:

-за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-за сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации и др.);

-за размещение отходов.

Порядок установления платы для предприятия состоит из двух этапов:

1. Определение базовых нормативов платы - они устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) ввиду их вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения. Базовые нормативы представлены в трех видах:

- за выбросы, за сбросы, размещение загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах допустимых выбросов (ПДВ) или предельно-допустимых сбросов (ПДС),

- за выбросы, сбросы, размещение загрязняющих веществ в пределах временно согласованных лимитов, временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС),

- за превышение лимитных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС). Определяется путем умножения соответствующих базовых нормативов платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов или сбросов над согласованным лимитом и на 5-ти кратный коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя разрешения на выброс, сброс и размещение отходов вся масса загрязнений засчитывается как сверхлимитная.

При этом платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы, размещение отходов относятся на себестоимость производства продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. Если указанные платежи равны или больше размера прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то комитетами охраны природы, санэпиднадзором рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности данного предприятия.

Что касается размещения отходов, то базовые нормативы платы за размещение отходов устанавливаются по каждому виду или классу опасности отходов с учетом их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

2. К базовым нормативам вводится поправка в виде коэффициента, учитывающая экологические факторы, экологическую ситуацию, природно-климатические и экономические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Штрафыза нарушении природоохранного законодательства и иски по возмещению ущерба окружающей среде при несанкционированном складировании отходов, загрязнении тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающей обработке почвы, загрязнении воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях накладываются с целью оказать влияние на деятельность производителя. Собственно, плата за превышение выбросов или сбросов - это уже и есть штраф.

 

Предусматривается льготное кредитование природоохранной деятельности - в случае строительства природоохранных объектов, экологобезопасных производств, за выпуск экологически чистой продукции и др.

 

Рыночные методы:

-продажа прав на загрязнение,

-система «залог-возврат»,

-экологическое страхование,

-создание рынка (биржи природных ресурсов, прав на загрязнение и др.).

Продажа прав на загрязнение заключается в приобретении дополнительных лимитов выбросов загрязняющих веществ на определенной территории. При строительстве нового объекта или введении дополнительного технологического процесса, связанного с увеличением выбросов вредных веществ, владелец вынужден покупать право на выбросы у других держателей прав, расположенных на данной административной территории.

Пример продажи прав на загрязнение на глобальном уровне. Например, в связи с введением «углеродного налога», немцы предложили нам (России) взять на себя часть обязательств Германии по связыванию СО2. Это может быть достигнуто путем посадки лесов на территории России за счет немецкой стороны. Стоимость всей программы, по предварительным расчетам, составляет приблизительно 100 млрд. евро - и это будет в 10 раз дешевле по сравнению с лесоразведением на немецкой территории. Для поглощения 1 млрд.т. немецкого СО2 необходимо посадить леса на площади равной 6% территории России.

Система «залог-возврат», т.е. покупая товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая возвращается к нам обратно путем сдачи пустых бутылок, пластиковых контейнеров, макулатуры, батареек, аккумуляторов и т.д. В результате уменьшается поступление в окружающую среду отходов.

Российская государственная страховая компания функционирует с 1992 года. Страхователями выступают причинители вреда (предприятия, потенциально опасные для аварий и катастроф), которые в силу непреднамеренных обстоятельств, приведших к авариям и катастрофам, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий граждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущерба. Страхователи заключают договор с государственной страховой компанией, в котором предусматривается страховая оценка договора (годовой оборот предприятия), страховые платежи (устанавливаются в % от годового оборота предприятия), порядок и условия их выплаты.

Объектом экологического страхования является риск возникновения имущественной ответственности за возмещение ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховое событие – внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, сбросу сточных вод, загрязнению почвы.

Условия наступления страхового события:

- внезапность;

- непреднамеренность.

Создание рынка (бирж) природных ресурсов - целесообразно в условиях их дефицита и возможности получения значительных средств от их продажи за максимально возможную цену (аукционную). Также возможна организация продажи прав на загрязнение, лимитов выбросов, сбросов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.