Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действия ценностей

Классификация ценностей. Механизмы возникновения и

 

Классификация ценностей

 

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения.

Каждая система ценностей имеет свои основания (принципы). Большинство социологов и философов считают, что основой классификации ценностей выступает нравственность. Она пронизывает всю систему ценностей.

В рамках одного общества ведущие ценности большинства людей едины.

К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья) в определенную графу.

Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, практичность, потребление и т.д.

Экономические ценности: труд, работа, предприимчимость, богатство, профессиональный статус.

Особое значение имеет ценность труда. Она вытекает из тех функций, которые труд выполняет в жизни общества и человека. Прежде всего труд является силой, производящей и воспроизводящей общество и человека, неотъемлемым условием его существования. Труд служит удовлетворению нравственных потребностей человека (в смысле жизни, в самоуважении, в престиже, в общении и др.), регулируется нравственными требованиями, что свидетельствует о нравственной ценности труда.

Труд обладает также творческой ценностью; он способствует развитию личности.

Социальные: Социальное положение, богатство, семья, единство, патриотизм, дисциплина, терпимость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое и будущее, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Экологические: природная среда, бережное отношение к природе, наличие соответствующих правил и умений.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традициям или новизна, культурная самобытность или подражание.

Одни и те же ценности могут проявляться в разных сферах общества.

Мы рассмотрели один из подходов классификации ценностей.

Многие ученые считают, что ценности могут быть выстроены иерархически: от низших к высшим.

Высшие ценности венчают сложную и многоярусную систему ценностей, присущих обществу и индивиду. Они обладают не инструментальным и не утилитарным характером; являются ценными не потому, что служат для чего-то иного, нежели они сами, напротив, все иное приобретает смысл и значимость в свете высших ценностей.

Высшие ценности выступают интегративными регуляторами деятельности, они срабатывают на уровне фундаментального выбора, когда человек определяет себя как личность.

В повседневной деятельности, в текучке обыденности высшие ценности могут как бы рассеиваться, служа незримым фоном для поступков и действий человека. Однако в ситуации выбора мгновенно «концентрируются», выступая мощным побудителем к определенному типу поведения.

Высшие ценности составляют определенную смысловую «рамку», из которой исходят все рассуждения человека определенной культуры. Они воспринимаются как нечто естественное, что «иначе и быть не может».

Высшие ценности в иерархии всех ценностей занимают высшие этажи, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяют следующие их виды: общечеловеческие (мир, жизнь человечества); социально-классовые (ценности общественного устройства, представления о социальной справедливости, свободе, правах и обязанностях людей); ценности общения (дружба, любовь и доверие, родственные связи и т.д.); культурные (этнические ценности, ценности стиля жизни, способы мировосприятия, осознаваемые как ценности); ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности потребления (конкретно-историческое представление о том, что и как человек должен потреблять); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); самоутверждения и самореализации (социальный статус, спектр возможностей, желаемый образ «я»); ценности, характеризующий выбор личных качеств (честность, храбрость, патриотизм, верность, справедливость, доброта и т.д.); эстетические ценности самоцельных видов деятельности (созерцание, игра) (см.: Золотухина – Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. № 4. С. 13 – 14.).

Как видно, высшие ценности разнохарактерны и разноплановы.

Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, его ограниченного в пространстве и времени бытия. Высшие ценности приобщают индивида к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба.

Именно этим обусловлена такая функция высших ценностей, как продуцирование жизненного смысла.

Высшая ценность, подобно символу, есть порождающая модель, и потому она оказывается содержательно и эмоционально неисчерпаемой.

С развитием средств массовой информации, информационных коммуникаций и широким распространением массовой культуры возникает реальная опасность замены подлинных ценностей на мнимые или виртуальные.

Н. И. Лапин предлагает свою классификацию ценностей, базируясь на следующих основаниях:

· По предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и др.);

· По роли в жизнедеятельности индивида (терминальные и инструментальные);

· По функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие, одобряемые и отрицаемые);

· По потребностям индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные);

· По типу цивилизации (ценности обществ традиционного типа, ценности обществ типа modernity, общечеловеческие ценности).

Есть и другие подходы к типологизации ценностей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальные ценности и ценностные ориентации | Механизмы возникновения и действия ценностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.