КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизмы возникновения и действия ценностей
Ценности должны быть стабильными. Индивид может ориентироваться на ценности, если они выдержали испытание временем. Лица, которые часто меняют свои ценности, нам весьма подозрительны. Они воспринимаются другими людьми как незрелые, ненадежные и непрогнозируемые. Общество также должно иметь стабильные и всеобщие ценности, в противном случае возникает коллективная дезориентация, которая ведет к конфликтной блокаде активности и неуверенности его членов. В то же время ценности не могут быть абсолютно стабильными. Так же как отдельная личность меняет свои ценностные ориентации на основе опыта жизни, так меняются и масштабы ценностей общества. В обоих случаях это может произойти медленно и постепенно или сразу, вдруг, неожиданно. Ценность не может возникать вне оценивания, а оценочность есть ведущая сущностная черта эмоции. Но ценностное восприятие мира включает и знания. Знание содержание ценности с необходимостью присутствует в ценностном отношении. Например, ориентация на такую ценность как, справедливость, предполагает некоторое представление о том, что справедливо, а что – нет. Представление это может, выражено вербально. Однако его трудно назвать в полном смысле слова рациональным. Оно раскрывается эмпирически – конкретно, лишено доказательности, опирается на интуицию. В массовом общественном сознании содержание ценности рефлексируется неполно и как бы растворено в отчетливом «чувстве справедливости», которое детерминируется социальным бытием (см.: Философские науки. 1987. № 4. С. 12.). Ценности создают более гибкий уровень регуляции общества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для общества. Наряду с обычными нормами, утвердившимися силой привычки и обыденными средствами, которыми располагает, например, семья или соседская община, выделяются и особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование. Ценности не только преобразуют механизм нормативности. Они принципиально перестраивают и те системы значений, через которые человек познает окружающий мир. Человек не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение позитивному началу: добру, а не злу; правде, а не кривде; любви, а не ненависти и т.д. Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрение ориентаций на достижение ценностей или отторжение не ценностей как принципов, вносящие деструктивное начало в жизнь человека и общества. Чем сложнее общество, тем значительней дифференциация присущих ему ценностей, что создает полиморфизм культуры, не сводимый к каким-либо однозначным характеристикам. Это многообразие вытекает из нескольких источников: - социальная разнородность общества, а соответственно и его культурное разнообразие; - различие в содержании каждого социокультурного компонента (разные элиты, этнические группы, конфессии, страты и т.д.); - функциональное различие ценностей по уровням и сферам. Различные социальные страты вырабатывают специфические наборы ценностей, вступающие в сложное взаимодействие друг с другом, и теми ценностями, которые утверждаются как общее достояние в национальных, цивилизационных или в интернациональных рамках. При социологическом рассмотрение культуры ценности предстают как подвижная и зависимая сфера культурной регуляции, обусловленная общей динамикой, вовлекающей в свое движение и то, что утверждалось как бы бесспорным, нерушимым, однозначным, вечным и священным. В условиях социальных потрясений как простые человеческие нормы, так и высокие ценности могут быть подвергнуты интеллектуальной критике и отменены. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы и механизмы преодоление противостояние разных ценностных мотиваций без их взаимного разрушительного столкновения. В упорядочивание ценностного противостояния и разброса можно выделить три основных принципа. Первый основан на иерархизации, на выделении доминантных ценностей, по отношению к которым остальные выступаюткак вторичные. Это помогает обществу или индивиду урегулировать проблему столкновения любви и долга, человеческого отношения с практичностью, индивидуальностью и коллективностью и т.д. Другой способ упорядочивания ценностей, как и норм, состоит в их распределение их по разным сферам деятельности. Третий способ – распределение ценностей по разным культурным слоям. Так, даже господствующие элиты сами по себе не представляют собой единого слоя, а делятся на типы, осуществляющие разные функции и придерживающиеся разных ориентаций. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций в обществе обуславливает единство и целостность его духовной жизни. Эта совокупность формирует ту срединную культуру («ядро культуры») общества в целом, которая снижает напряженность оппозиционных ценностей, устраняет угрозу раскола и радикальной инверсии в динамике общества. Именно в рамках срединной культуры формируется устойчивый нравственный идеал, приемлемый для широких масс населения на длительный период времени. Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых в данном обществе ценностей. Вместе с тем, целостность системы ценностей не означает, что в рамках одной культуры не могут возникнуть противоречия, и даже конфликты ценностей (более подробно см.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособия для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1.- М., 1994. С. 120 – 141.).
* * *
Подводя итог всей лекции, посвященной социальным нормам и ценностям, можно кратко сделать следующие выводы: во-первых, социальные нормы и ценности являются важнейшими факторами, упорядочивающими социальную жизнь, укрепляют стабильность и целостность общества; во-вторых, социальные нормы и ценности тесно друг с другом связаны. Ценности – это фундаментальные нормы. Но если социальные ценности относятся к явлениям и процессам реальной социальной жизни, то социальные нормы дают ответ на вопрос о том, что и как с ними делают. Ценным как для человека, так и для группы представляется то, что позволяет им существовать и развиваться; в-третьих, социальное взаимодействие людей в обществе постоянно воспроизводит ценностно-нормативные регуляторы социальной жизни. Это воспроизводство идет не только на уровне общества, но и социальных групп; в-четвертых, в современных условиях важнейшей проблемой является упрочение позиций высших социальных ценностей и воспрепятствование распространению мнимых, виртуальных норм и ценностей. Такая опасность усиливается с переходом общества из одного состояния в другое.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |