КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в партийно-политической системе европейских и американских государств во второй половине XX в
Международные отношения в предвоенное десятилетие и крушение Версальско-Вашингтонского миропорядка Политическое развитие стран Европы и Америки в межвоенный период Содержание и характер Версальско-Вашингтонской системы международных отношений Итоги Первой мировой войны и оформление новой системы международных отношений в послевоенном мире 4. Происхождение и сущность авторитарных и тоталитарных движений и режимов 20-х – 30-х гг. XX в. 6. Итоги Второй мировой войны и формирование биполярного мира. «Холодная война». … Пункт 7. Крупнейшие перемены произошли в течение второй половины XX в. во внутренней социально-экономической и политической структуре стран Европы и Америки. Важнейшим фактором, коренным образом изменившим характер производительных сил и радикально повлиявшим на все стороны общественной жизни, стала научно-техническая революция (НТР), развернувшаяся в этот период и в конце столетия принявшая характер компьютерно-информационной революции (научно-техническая революция – это понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке, технике и производительных силах во второй половине XX в. в результате которых произошла трансформация индустриального общества в постиндустриальное). Современная эпоха НТР наступила в 1940-е – 1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие ее главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов, овладение новыми источниками энергии (в частности, атомной энергией) и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства. Новые крупные научные открытия и, изобретения 1970-х – 1980-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, технология изготовления новых материалов, биотехнология, развитие химии, создание искусственных материалов. Особенность этого этапа НТР состояла в универсальном преобразовании материально-технологического способа производства, всех его отраслей, в сращивании новых технологий с микроэлектроникой, компьютерной и информационной техникой. Важным фактором, повлиявшим на НТР, была возможность применения микропроцессоров для преобразования орудий труда – станков и машин – и перевода их на путь автоматизации. Автоматизация отдельных агрегатов и узлов, а также введение гибких производственных систем позволяли многократно сократить число станков и механизмов, их габариты, обслуживающий персонал, площади, занятые под оборудованием. Открывался путь к созданию заводов-автоматов, т.е. «безлюдных» производств. Таким образом, происходила автоматизация и компьютеризация производства и управления производственными процессами. Новое поколение средств труда и новые технологии обладали огромным потенциалом повышения эффективности производства, качества продукции, сокращения времени ее освоения. Они экономили ресурсы и человеческий труд. Однако новейшие технологии требовали больших первоначальных затрат, а эффективное их применение – новой организации и культуры производства и обслуживания, высокой квалификации работника. Именно в области применения новых технических достижений и научных данных пролегала главная линия структурной перестройки промышленности и межотраслевых связей в развитых капиталистических странах и переход к интенсивному типу производства. Развитие микроэлектроники и новых технологий со второй половины 1970-х годов позволило США и Японии опередить в конкурентной борьбе своих западноевропейских соперников. В производстве электроники в Западной Европе в 1980-е годы ведущую роль играли американские компании. Результаты структурной перестройки экономики и внедрения новейших технологий в 70-80-е годы были в США, по сравнению с западноевропейскими странами, более впечатляющими. Персональный компьютер с конца 1970-х годов становится предметом массового спроса. Громадное расширение емкости, памяти и быстродействия ЭВМ открыло путь к созданию на новой основе банков информации, систем ее передачи. Информационная техника становится специальной отраслью промышленности. В период научно-технической революции наука превратилась в непосредственную производительную силу, тесно связав научно-технический прогресс с производством. Материальное производство все более уступало ведущее место производству информации, технологии, услуг. Под влиянием НТР существенно изменилась социальная и профессиональная структура населения. Она стала более сложной и мобильной. Резко сократилась занятость в сельском хозяйстве. Стала уменьшаться численность занятых в промышленности, в том числе индустриальных рабочих, особенно в традиционных отраслях производства (металлургия, добыча полезных ископаемых и т.д.), при одновременном быстром росте кадров высокой квалификации в новых отраслях, тесно связанных с научно-техническим прогрессом. Под воздействием НТР в странах высокоразвитого капитализма в последней четверти XX в. произошел переход из стадии индустриального в стадию постиндустриального, информационного общества. Главные черты нового, постиндустриального общества, отличающие его от общества индустриального, связаны с изменениями в структуре экономики – приоритетном развитии сферы услуг. Происходит абсолютное уменьшение роли материального производства и ускоренное развитие сектора услуг и информации. В постиндустриальном обществе изменяется роль вовлекаемых в производство ресурсов. Знания и информация становятся важнейшими факторами современного производства. Источником производительности и экономического роста является уже не только сам по себе капитал и труд, а оптимальная комбинация факторов производства, в рамках которой все более определяющей становится роль знаний и информации. В постиндустриальном обществе происходит глубокая трансформация самой организации производства и экономической активности. Вместо массового производства стандартных товаров, характерного для индустриальной эпохи, экономика во все большей степени ориентируется на производство мелкосерийной, легко модернизируемой продукции, рассчитанной на самые разнообразные потребности. В результате меняется характер управления корпорациями, банками и организация самого производства: ослабление вертикальных иерархических структур в пользу гибких горизонтальных связей интеграционного типа между отдельными самостоятельными структурными подразделениями. Еще одна характерная черта – постоянное обновление, усовершенствование выпускаемой продукции. В этом смысле характерен пример обновления в сфере коммуникаций, где на смену телексу пришел факсимильный аппарат, заменяемый затем электронной почтой. Причем если факс и выживает в конкуренции с электронной почтой, то только за счет того, что одновременно используется с множеством дополнительных функций – таких, как ксерокс, принтер, программируемый автоответчик. Одна из важнейших черт постиндустриальной и информационной экономики состоит в том, что она формируется как глобальная экономика, в которой капитал, производство, управление, рынки, труд, информация и технология организуются, преодолевая национальные границы. На новый уровень поднимается транснационализация хозяйства. Главной чертой политической истории стран Европы и Америки во второй половине XX века явилось развитие процессов демократизации. В странах Запада повсеместно утвердилась система всеобщего избирательного права, расширились права граждан, активизировалось их участие в политической жизни. В результате второй мировой войны были уничтожены фашистские и тоталитарные режимы в Европе. В середине 70-х годов пали диктатуры и была восстановлена демократия в Испании, Португалии и Греции. В апреле 1974 г. революция «красных гвоздик», как ее называли, покончила с авторитарным режимом Антониу Салазара и его преемника Марселу Каэтану в Португалии. Это была первая революция в Западной Европе во второй половине XX в. Конституция 1976 г. закрепила демократические завоевания революции, ряд социальных прав трудящихся. В том же 1974 г. в Греции была свергнута просуществовавшая 7 лет военная хунта (хунта – это термин, используемый для обозначения военного правительства, пришедшего к власти в результате государственного переворота (военная хунта). Еще при военном режиме в 1973 г. была ликвидирована монархия. На основе референдума новая конституция Греции в 1975 г. утвердила в стране демократическую президентскую республику. В Испании в ноябре 1975 г. умер 83-летний диктатор Франсиско Франко, что открыло путь переходу к демократии, начавшемуся в 1976 г. В следующем году были проведены первые всеобщие демократические выборы, в 1978 г. принята конституция, закрепившая демократический режим конституционной монархии. Следует кратко остановиться и на политических процессах, происходивших после Второй мировой войны, в европейских странах Народной демократии (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Германская Демократическая Республика). Здесь огосударствление практически всей экономики и чрезвычайная централизация руководства хозяйством привели к созданию так называемой командно-административной системы. В социально-политической сфере вся власть в этих странах сосредоточилась в руках партийно-государственной верхушки, которая превратилась в привилегированную бюрократическую касту. Основные массы граждан фактически оказались отстраненными от реального участия во власти и собственности. Командно-административная система управления экономикой позволила реализовать возможности мобилизационного, экстенсивного развития. Но со временем она становилась все более громоздкой и неповоротливой и выявила свою полнейшую несостоятельность, когда на первый план вышли задачи интенсивного развития на базе новейших достижений научно-технической революции. Это привело к замедлению темпов роста экономики, к застойным и кризисным явлениям, к все большему отставанию указанных социалистических стран от высокоразвитых капиталистических государств. В конечном счете, система социализма вступила в полосу глубокого кризиса и на рубеже 1980-х – 1990-х годов развалилась. В 1990-х годах в бывших социалистических странах Центральной и Юго-Восточной Европы началось формирование капиталистического общественного строя. Они провозгласили свою приверженность западным общественно-политическим ценностям, изменили внешнеполитическую ориентацию и взяли курс на интеграцию в западноевропейское экономическое и политическое пространство. Это делало необходимым проведение коренных идейно-политических и социально-экономических преобразований. Реформы начались в идейно-политической сфере. Быстрым темпом разворачивалась ее демократизация. Из конституций изымались статьи о руководящей роли коммунистических партий. К юридической ответственности привлекались бывшие государственные и партийные деятели, повинные в нарушении демократических прав граждан. Принимались новые конституции. Политическая цензура запрещалась. Утвердилась свобода слова. Возрастало влияние на общество религии и церкви. Десятки миллионов людей вовлекались в активную политическую жизнь. Они получили возможность свободного политического выбора. Повсеместно проводились демократические выборы в высшие органы власти. На них побеждали оппозиционные прежним режимам, антикоммунистические силы. В результате конституционных реформ во всех европейских странах бывшего социалистического содружества установилась парламентская, а не президентская форма правления. Это стало результатом сознательного выбора общества и его политической элиты. Люди опасались, что наделенный широкими полномочиями президент в условиях не устоявшейся демократии мог вольно или невольно способствовать возрождению автократических тенденций. Парламентские республики в чистом виде сложились в Венгрии и Чехии. В этих странах президенты избираются парламентами. В Словакии, Болгарии, Словении и Польше президенты избираются всеобщим голосованием. В Румынии и Хорватии сформировался дуализм исполнительной власти. Она поделена между президентом, избираемым всеобщим голосованием, и правительством, зависящим от поддержки парламентского большинства. В конце 1980-х годов обозначился кризис военно-диктаторских режимов в Латинской Америке. Этому способствовали большие социальные издержки правого варианта модернизации, усилившие напряжение в обществе, экономический кризис начала 1980-х годов, обострившаяся проблема внешней задолженности. Все больше проявлялось недовольство широких слоев населения отсутствием демократических свобод, нарушением прав человека, массовыми репрессиями. Укрепившие свои позиции господствующие классы также стали склоняться к либеральным формам правления, тяготясь военно-диктаторским правлением и стремясь предупредить дальнейшее обострение ситуации. Народные выступления против диктатур снизу и встречные усилия сторонников либерализации сверху явились двумя составными частями начавшегося процесса демократизации. Правительственные круги США, в свою очередь, начали высказываться в поддержку конституционных правительств и критиковать террористические режимы. К концу 1980-х гг. в Эквадоре, Перу, Боливии, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Гватемале, Гондурасе, Парагвае диктаторские режимы уступили место конституционным правительствам. 11 марта 1990 г. военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом была вынуждена передать власть новому гражданскому правительству. Таким образом, с политической карты Южной Америки исчезла последняя диктатура. Итак, в 1990-е гг. Латинская Америка впервые в своей истории развивалась без диктатур, отошедших в прошлое. Практически повсеместно установились конституционные режимы представительной демократии (не считая Кубы, где с 1959 г. установилась социалистическая республика). Такие перемены были обусловлены превращением Латинской Америки в регион с довольно зрелой экономической и социальной структурой. Выросли грамотность и политическая культура. Повысилась роль в общественно-политической жизни широких масс граждан благодаря их все более заметному участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций. Однако представительная демократия все еще оставалась неустойчивой и функционировала далеко не в полном объеме и порой скорее формально. Для Латинской Америки были характерны президентские республики с преобладанием сильной исполнительной власти над парламентами. Притом в 1990-е годы явственно обозначилась тенденция к продлению президентских полномочий на второй срок подряд (Аргентина, Бразилия, Перу, Венесуэла). В обществе было распространено пренебрежение к формальному праву, букве закона. Сохранялось влияние на власть различных внеконституционных «групп давления». Все еще значительную роль играла военная верхушка, ушедшая в тень с политической авансцены, но сохранившая рычаги давления на власть и не оставлявшая попыток вмешательства в ход событий. В Колумбии в условиях активизации наркомафии и повстанческого движения также возросла роль вооруженных сил. Попытки военных мятежей имели место в Аргентине, Венесуэле, Парагвае, Эквадоре. Не в полной мере соответствовали западным образцам и не обладали устойчивостью партийно-политические системы. Все еще были сильны проявления клановости, популизма. Личные субъективные качества политических лидеров, их авторитарные устремления часто преобладали над программными установками и демократическими партийными нормами. Большую роль в поведении и настроениях масс населения, в их отношении к политическим лидерам играли эмоциональный фактор и патерналистские ожидания. Вконце XX века в странах Европы и США произошли ощутимые перемены в ценностных ориентациях и электоральном поведении. Многие граждане западных демократий стали относиться к политике с возросшим скептицизмом. Они полагали, что действующие политики не способны управлять обществом в интересах простых людей, что они постоянно лгут, преследуют своекорыстные цели, что их не волнует мнение избирателей. Снизилось доверие масс к таким институтам демократических режимов, как партии, парламент, правительство, президент, полиция, профсоюзы, средства массовой информации. В 1990-е годы в западноевропейских странах получил распространение протестный тип голосования не за какую-либо партию или кандидата, а против всех партий и кандидатов. Возросла мобильность электората, то есть способность принимать решение накануне или в день выборов. Возросло количество избирателей, не имевших устойчивых партийно-политических предпочтений. Устойчивый характер имел абсентеизм (абсентеизм – это уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах). Кроме того, на повестке дня остались проблемы демократизации власти, причем даже в самых передовых капиталистических странах. К исходу XX века реальная власть по-прежнему концентрировалась главным образом в руках имущей верхушки, в узком кругу политических и экономических элит. Средства массовой информации превратились в гигантскую машину формирования общественного мнения и манипулирования избирателями. В государственной администрации широко распространена коррупция. В этих условиях все острее встает вопрос о «демократии участия», об обеспечении реального повседневного участия рядовых граждан в общественно-политической деятельности на уровне местного самоуправления» по месту жительства и работы, о контроле снизу за действиями государственной администрации. Получили развитие новые социальные движения и гражданские инициативы, направленные на решение этих задач.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |