Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтагматический аспект

Парадигматический аспект

Синтагматико-парадигматическая модель языка

Системное изучение языка

ЛЕКЦИЯ 12

1. Синтагматико-парадигматическая модель языка. Синтагматико-парадигматический принцип применяется с начала создания описаний языка и систематизации языковых фактов, т. е. со времен античности. Представляя эту модель образно-наглядным способом, де Соссюр сравнивал язык с шах­матной доской: есть вертикальные столбцы клеток и горизонтальные строки из тех же клеток. Иначе говоря, выделение единиц языка производится с использованием матричного представления.

Де Соссюру принадлежит расширение двух основных понятий, используемых для различения любых единиц языка в логической матрице. Это понятия синтагмы и парадигмы. Раньше тер­мин «синтагма» применялся для обозначения только сочетания слов, а термин «парадигма» — совокупности грамматических из­менений одного и того же слова. Де Соссюр распространил применение этих терминов на любую единицу языка, от отдельного звука до разных форм сочетаний предложений.

2. Парадигматический аспект. Парадигматика - 1) один из двух аспектов системного изучения языка, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т. п.; противопоставляется синтагматике по типу отно­шений и их группировок; 2) в более широ­ком смысле — то же, что система язы­ковая, понимаемая как совокупность лингвистических классов — парадигм; противопоставляется синтагматике как синониму понятия текста (Л. Ельмслев).

Согласно теории Ф. де Соссюра, языковая система строится на двух гл. типах отношений, в соотв. с разными формами умств. деятельности человека - членению целого на части и группировке элементов на основе их сходства. Эти формы умств. деятельности проявляются в двух сферах языка: непосредственно наблюдаемой и ненаблюдаемой. Де Соссюр: в каждом данном состоянии языка все «покоится» на отношениях либо синтагматических, либо на тех, к-рые он называл ассоциативными (позднее Ельмслев предложил назв. «парадигматические»), описать механизм языка можно только установив указанные отношения.

Парадигматич. отношения, в отличие от синтагматических, не линейны и не одновременны в потоке речи или тексте; это соотношения между элементами языка, объединенными в сознании говорящего ассоциациями. Парадигматич. отношения характеризуют строение любых группировок или классов в языке. Синтагматич. - отношения между сосуществующими элементами одной языковой цепочки (‘слова, сложного слова, словосочетания и т. п.). Парадигматич. отношения - присутствие одного из членов парадигматич. ряда исключает наличие другого, но делает возможной их взаимозамену. Т.о. синтагматич. отношения проявляются в совместной встречаемости единиц, а парадигматические — в их взаимоисключении и взаимозамене.

Мысли о существовании в языках раз­ных типов отношений высказывались уже в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского. В трудах Ельмслева противопоставле­ние П. и синтагматики было переосмыс­лено как противопоставление системы языка и ее реализации (процесса, текста) и два типа отношений были разведены как характеризующие — речь, а дру­гие — язык. Синтагматич. от­ношения были определены как подчиняющиеся логич. конъюнкции (по принципу «и — и»), парадигматические — логич. дизъюнкции (по принципу «или — или»).

Лексическая парадигматика учитывает парадигма­тич. отношения лексем и рассматривает свойства их противопоставленности (ан­тонимия) или взаимосвя­занности (синонимия). В грамматике описывают парадигмы (морфоло­гические, синтаксические), принципы их организации, структурной оформленности, разграничение межпарадигматич. и внутрипарадигматич. отношений и т. п.

В морфологии описывают грамматич. разряды слов, грамматич. категории. Они реализуются словоформами, которые характеризуются как парадигмы, предмет морфологии часто отождеств­ляется с морфологич. П. Морфологическая парадигматика включает описание типов спряже­ния и склонения, всего словоизменения.

Вместе с введе­нием понятия парадигмы в словообразо­вание (Т. М. Беляева, Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, и др.) здесь тоже рожда­ется представление о П. словообразова­тельной. Развитие лексич., морфологич., синтаксич. и словообразоват. П. свиде­тельствует о том, что парадиг­матич. аспект исследования применим к единицам разных уровней, а также в изу­чении причин ист. развития языков.

2. Синтагматический аспект. Синтагматика — 1) один из двух аспектов изучения системы языка, ана­лиз особых — синтагматических — от­ношений между знаками языка, возни­кающих между последовательно располо­женными его единицами при их непо­средственном сочетании друг с другом в реальном потоке реч и или в тексте; противопоставля­ется парадигматике; учение о син­тагматических типах отношений как от­ношениях между единицами языка «по горизонтали» (в отличие от парадигмати­ки, изучающей отношения «по верти­кали»).

Поскольку синтагматнч. отношения наблюдаются на всех уровнях строения языка, в совр. яз-знании, в зависимости от выбранных единиц анализа, говорят о С. как части соотв. уровневой дисципли­ны и выделяют С. фонетическую, фоно­логическую, морфологическую, лексиче­скую и т. п.

Выделение синтагматич. отношений связывают с именем Ф. де Соссюра, но в отечеств, яз-знании задолго до этого И. А. Бодуэн де Куртенэ описывал их как отношения рядоположения, а Н. В. Крушевский — отношения по смежности. По мне­нию де Соссюра, из двух типов отноше­ний, — синтагматических и ассоциа­тивных — первые непосредственно наблюдаемы и основаны на линейном ха­рактере речи и свойстве ее протяжен­ности, однонаправленности, последова­тельности.

Т.к. почти все языковые единицы находят­ся в зависимости либо от того, что их окру­жает в потоке речи, либо от тех частей, из к-рых они состоят, развитие синтагматич. анализа идет по двум разным линиям: с первым свойством свя­заны методика валентностного анализа (Валентность) и свойства сочетаемости языковых единиц, со вто­рым — понятия и методика дистрибу­тивного анализа.

Синтагматич. анализ со­стоит, по де Соссюру, из членения языковых последова­тельностей и определения их состава, такой анализ изучает способы влияния одной единицы на другую или же их взаимодействия. Син­тагматич. анализ направлен на схему «состоять/склады­ваться из» и на описание результа­тов. В каждой языковой последовательности есть определ. порядок следо­вания элементов, один из этапов анализа связан с установлением последова­тельности единиц синтагмы и опре­делением закрепленных за ними позиций. Ельмслев развивал этот подход.

Для понимания языка как знаковой системы особого рода важно понимание двой­ной структурации ее единиц — в пара­дигматике и в С. Теория Ельмслева дава­ла противоречивый ответ, какой из типов отноше­ний «первичен». По его мне­нию, рассмотрение языковых функ­ций свидетельствует на первый взгляд о том, что процесс детерминирует систему. В действительности он (процесс) просто невозможен, если за ним не стоит определ. система, — ее существование оказывается необходимой предпосылкой про­цесса. В связи с этим соотносительное определение С. и парадигматики принад­лежит к одному из самых сложных теоретич. вопросов лингвистики.

Пражская лингвистическая школа выступала против отождествления парадигматич. за­висимостей с морфологией, а синтагмати­ческих — с синтаксисом, и подчеркивали, что С. и парадигма­тика выявляются во всех слоях языка.

В работах дескриптивистов С. занимала ведущее место, и принципы дистрибутивного анализа раз­рабатывались именно дескриптивистами. Осн. объектом лингвистич. анализа они считали членение высказывания на все менее протяженные единицы (вплоть до фонемы), исходя из положения, что лю­бая единица более высокого уровня скла­дывается из единиц нижележащего.

Принципы синтагматич. анализа в фонологии, разрабатывались в лон­донской школе весьма интенсивно и вклю­чали просодич. явления.

Поскольку синтагматич. отношения наблюдаются на разных уровнях строе­ния языка, то в зависимости от выбран­ной единицы анализа С. нередко понима­ется как часть соотв. уровневой дисцип­лины (фонетич., фонологич., морфоло-гич. С), посвященной описанию синтагматич. от­ношений в пределах данного уровня или исследуемой подсистемы (напр., словообразоват. С).

Особенно важна сфера синтаксич. С.; Н. Ю. Шведова отметила, что законы и правила синтагматики действуют во всех сферах синтаксиса. С. представляет со­бой совокупность правил сочетаемости единиц друг с другом в синтаксич. конст­рукциях разной сложности и протяжен­ности: в сложном предложении при со­единении простых предложений, в со­ставе простого — при объединении ска­зуемого с подлежащим и т. п.

Значительную роль сыграло изучение синтагматич. характеристик сло­ва и в лексике; в отличие от языковых еди­ниц, носящих преим. парадигматич. ха­рактер (морфема) или же чисто синтаг­матический (предложение), слово рассмат­ривается как единица, которой присущи и те и др. связи. А. А. Уфимцева подчер­кивает, что наряду с парадигматической цен­ностью слово обладает др. видом значимости — синтагматической, неким смыслом, возникающим на основе индивидуального значения слов при их сочетаемости в линейном ряду. Изу­чение лексич. С. является значительным дости­жением современного языкознания, описание С. слова составляет важный аспект опре­деления его лексического значения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для самопроверки. Планировка помещений и техническое обеспечение рабочих мест | Органическое вещество почв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.