Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом




Небанковские кредитные организации инкассации на основании лицен­зии, выданной Банком России, вправе осуществлять только инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Реорганизация банковской системы усилила связи банков с хозяйству­ющими субъектами, повысила роль кредита в развитии инноваций, улуч­шила структуру кредитных вложений.Вместе с тем не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, по-прежнему сохранялось централизованное распределение кредитных ресурсов между банками, сфе­ры влияния между ними были распределены административным путем по отраслевому принципу. Все это исключало свободный перелив капиталов в экономике и соответственно формирование полноценного финансового рынка. Возникла потребность в углублении реформ в банковской сфере. В 1988—1989 гг. начался второй этап банковской реформы, который со­провождался созданием первых коммерческих банков на паевой и акцио­нерной основе, обслуживающих предприятия и организации различных отраслей экономики.

Структура современной банковской системы

Пример программы с прерыванием по переполнению таймера

***********************************************************

$include 'gpgtregs.inc'; заголовочный файл

org $8000;Начало сегмента кода

TIM1_Ovf:;Процедура обработки прерываний TIM08-1

lda T1SC;Сбросить бит TOF в регистре T1SC

and #$7F

sta T1SC

lda PORTD;Изменить состояние светодиода на;противоположное

eor #$20

sta PORTD

rti;Вернуться в основную программу

 

Main_Init:;Начало основной программы

rsp; Установить указатель стека SP=$FF

lda CONFIG1; Отключить COP08

ora #1

sta CONFIG1

ldx #$0

mov #$20,PORTD; Включить светодиодный индикатор

mov #$20,DDRD; Сконфигурировать вывод PTD5 как выход

lda #$45; Сконфигурировать TIM08-01

sta T1SC

cli; Разрешить прерывания от таймера

 

Main_Loop:; Главный цикл программы

nop

bra Main_Loop

org $FFF2

dw TIM1_Ovf; Вектор прерsваний TIM08-1 по;переполнению

org $FFFE

dw Main_Init; Вектор начальной загрузки

 

 

Под банковской системой понимают исторически сложившуюся и за­конодательно закрепленную систему организации банковского дела в конкретной стране. В настоящее время в большинстве стран, в том числе и в России, действует двухуровневая банковская система, включающая центральный эмиссионный банк и различные неэмиссионные банки. Современная банковская система России берет свое начало с конца 1980-х,когда в 1987 г. в рамках радикальной экономической реформы было принято решение о реформировании госуд. банковской системы состоявшей из трех банвнополистов (Госбанка СССР, Стройбанка СССР, Внешторгбанка СССР) и сберегательных касс, подчиненных Госбанку СССР. При реорганизации Госбанк СССР отстранялся от кредитно-расчетного обслуживания клиентуры — госпредприятий, на него возлагались функции, выполняемые в экономически развитых странах центральными банками как верхним уровнем банковской системы. Госбанк СССР должен был осуществлять координацию деятельности создаваемых специализированных банков, проводить единую государственную денеж­но-кредитную политику, а также, как и ранее, выполнять эмиссионную функцию. Нижний уровень банковской системы составили пять вновь организованных государственных специализированных банков, на которые возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народ­нохозяйственных комплексов. Во время проведения банковской реформы были созданы Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэконом­банк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР.

Таким образом, результатом проведения банковской реформы явилось создание двухуровневой структуры банковской системы России. Она включает в себя верхний уровень — Центральный банк РФ (Банк России) и нижний (второй) уровень — кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Законодательно основа банковской системы России была закреплена федеральными законами от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В настоящее время действуют федеральные законы от 10 июня 2002 г. № 86-ФЗ «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России) и от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках).

По закону о банках кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России.

В Российской Федерации кредитные организации делятся на два типа: банки и небанковские кредитные организации.

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлекать во вклады денежные средства физических и юридиче­ских лиц;

2) размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

3) открывать и вести банковские счета физических и юридических

лиц.

Небанковская кредитная организация кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмот­ренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для них должны устанавливаться Банком России. На практике получили развитие три вида небанковских кредитных организаций: расчетные, депозитно-кредитные и инкассации.

Расчетные небанковские кредитные организации представлены на рынке расчетными палатами (центрами), клиринговыми организациями, которые вправе осуществлять следующие банковские операции: открывать и вести банковские счета юридических лиц; проводить расчеты по поручению по­следних, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения данные организации вправе обслуживать юридические лица на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, проводить расчеты по пластиковым картам, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами.

Расчетные небанковские кредитные организации не вправе привле­кать денежные средства юридических и физических лиц во вклады для их размещения от своего имени и за свой счет. Они вправе предоставлять кредиты своим клиентам на завершение расчетов по совершенным сделкам, временно свободные денежные средства расчетные организации могут размещать только в виде вложений в ценные бумаги Правительства РФ с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и кредитных организациях, осуществляющих деятельность по ведению расчетов. Расчетные небанковские кредитные организации заявляют отчетность, и их деятельность регулирует Банк России в порядке, установленном для банков.

Небанковские депозитно-кредитные организации на основании лицензии Банка России имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не от­несенные законодательством к банковским операциям, в том числе выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средства и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др. Следует от­метить, что лицензия, выдаваемая этим кредитным организациям, может предусматривать проведение разрешенных им операций либо только в ва­люте РФ, либо и в ней, и в иностранной валюте. Но при любой лицензии небанковским депозитно-кредитным организациям запрещено привлекать денежные средства физических лиц во вклады до востребования и на опреде­ленный срок и юридических лиц во вклады до востребования, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам, и переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и проводить кассовое обслуживание физических и юридических лиц, покупать и про­давать иностранную валюту в наличной форме, привлекать во вклады и раз­мещать драгоценные металлы. Данным организациям не разрешается также открывать филиалы и создавать дочерние предприятия за рубежом.

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков, на них распространяются нормы российского правового регулирования банковской деятельности. Иностранным банком считается банк, признанный таковым по законода­тельству иностранного государства, на территории которого он зарегистри­рован. С 1 января 1996 г. сняты ограничения на открытие иностранных банков на территории РФ и мораторий на обслуживание иностранными банками граждан России. Иностранные банки могут открывать на терри­тории России не только свои филиалы и представительства, но и дочерние банки (дочерние кредитные организации).

Кредитные организации могут объединяться в союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли. Они создаются и регистриру­ются как некоммерческие организации и уведомляют Банк России об этом в месячный срок после регистрации. Цели деятельности союзов и ассоци­аций — защита и представление интересов своих членов, координация их работы, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций по осуществлению банковской де­ятельности и решению иных совместных задач. В России крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ), члены которой функционируют во всех экономических районах России. Ассоциация объединяет 75% банков и их филиалов, ко­торым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% активов банковской системы России. АРБ представляет позиции своих членов в законодательных, исполнительных и судебных органах, а также в Банке России защищает их интересы, принимает непосредственное участие в решении возникающих проблем.

Кредитные организации для совместного осуществления банковских операций и решения общих задач могут создавать банковские группы и банковские холдинги, которые не являются юридическими лицами. Бан­ковская группа представляет объединение кредитных организаций, в ко­тором одна (головная) оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Бан­ковским холдингом признается объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций). В нем юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Уровень развития банковского сектора отражает состояние экономики, финансовой сферы, системы налогообложения, правового регулирования. Динамика основных параметров на протяжении последних лет свидетель­ствует о развитии банковской деятельности.

К факторам, препятствующим развитию банковской деятельности, сле­дует отнести невысокие темпы структурных преобразований в экономике, ее недокапитализацию и низкий уровень монетизации, несовершенство судебной системы, недостаточное правовое обеспечение возможностей бан­ковского надзора, а также внутренние факторы, такие, как низкое качество управления во многих кредитных организациях, в частности невысокая эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, не­совершенное развитие современных банковских технологий.

Недостатком отечественной банковской системы является слабая диверсификация ее второго (нижнего) уровня. Большинство российских банков являются универсальными. Законодательство не предусматри­вает специализации последних по видам их операций. Хотя некоторые из банков и обозначили в своем названии функциональные особенности («инновационный банк», «ипотечный банк», «сельскохозяйственный банк», «муниципальный банк»), независимо от этого все они в настоящее. время подчиняются единым нормам банковского законодательства. Бан­ком России к ним предъявляются одинаковые требования, для всех них, установлены единые нормативы. Исключение составляет Сберегательный банк РФ, который является крупнейшим банком с государственным уча­стием и занимает монопольные позиции на рынке частных вкладов.

 

2. Цели деятельности и функции Центрального банка Рф

Центральный банк РФ является главным банком РФ. Он действует на основании Закона о Банке России. В соответствии с этим Законом устав­ный капитал и иное его имущество являются федеральной собственнос­тью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению им, включая золотовалютные резервы.

Коллегиальным органом Банка России является Национальный банков­ский совет численностью 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации РФ, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ. В его состав входит также Председатель Банка России. Члены На­ционального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность. В компетенцию Совета входят рассмотрение годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на со­держание его служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора Банка России и др. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основ­ным вопросам деятельности Банка России.

Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, его участии в капиталах организаций, обес­печивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, о купле-продаже недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций и т.п. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов. Банк России подотчетен Государственной Думе. Это выражается в том, что он ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а кроме того, именно Государственная Дума назначает Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на четыре года.

Банк России образует единую централизованную систему с верти­кальной структурой управления, куда входят центральный аппарат, тер­риториальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, н еобходимые для осуществления деятельности Банка России. Центральный аппарат со из 23 департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России, и департаменты сопровождающие деятельность его самого. Территориальное учреж­дение обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на ритории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России и другими нормативными актами. Как правило, они создаются на территориях субъектов РФ, по ре­шению Совета Директоров Банка России они могут организовываться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов РФ. Следует отметить, что Национальные банки республик в со­ставе РФ являются территориальными учреждениями Банка России. У них нет статуса, юридического лица, они не имеют права принимать ре­шения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и по­ручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета

директоров.

Расчетно-кассовые центры — структурные подразделения в соста­ве территориальных учреждений Банка России. Их задачи и функции определяются Типовым положением о РКЦ Банка России, утвержден­ным Советом директоров. Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ, поэтому основная его функция — осуществление расчетов между кредитными организациями. В расчетную сеть Банка России входит 931 РКЦ.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями
и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, они
предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ (Минобороны России), а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов,
обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России не­возможно.

Функции Банка РФ:

Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

* Развитие и укрепление банковской системы РФ;

* Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банков­ской системы.

Как орган монетарной власти, Банк России осуществляет следующие функции:

• разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

• определяет порядок проведения расчетов с иностранными государ­ствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, реализуя при этом задачу снижения инфля­ционных ожиданий, публикует соответствующие материалы и статисти­ческие данные.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономиче­ской политики государства, главные стратегические цели которой — повы­шение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макро­экономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Реальная макроэкономическая ситу­ация может вносить определенные коррективы в формулировку целей соответствующей политики. Так, условия послекризисного развития предопределили на 1999 г. такие цели, как максимальное ограничение спада ВВП (в пределах 3%) и сдерживание инфляции (на уровне до 30% в год). Тенденция экономического роста, наметившаяся в 1999 г., и реальное снижение инфляции позволили в качестве основных ориентиров макро­экономической политики на 2000 г. определить дальнейшее снижение ин­фляции до 18% и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Основными ее задачами начиная с 2001 г. были закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, последовательное повышение уровня жизни населения, развитие институциональной инфраструктуры ной экономики. В среднесрочной перспективе темпы инфляции должны быть снижены до 5%.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год пере­дается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по его рекомендациям проект пред­ставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря — уже.сами основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Последние содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направле­ния и принимает решение. В ежегодно представляемом Председателем Банка России Государственной Думе годовом отчете содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части ее реализации закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, в том числе установление ставок процента по собственным операциям, нормати­вы обязательных резервов (резервные требования), депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валют­ные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные ставки процента в целях укрепления национальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько ставок процента по различ­ным видам операций или проводить процентную политику банка без их фиксации. Ставки процента Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенностью процесса их регулирования в экономике в настоящее время является то, что Банк России не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Банка России

Уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь ориентиром, индикатором, отражающим характер прово­димой денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента и в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины выплачиваются из прибыли. Коммерческие банки заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключи­тельно на ставку рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими ставки процента по кредитам реально определяются стоимостью привле­ченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Банк России учитывает динамику ставок процента коммерческих банков. Однако ве­личина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных ставок процента. Банк России, воздействуя на уровень ставок денежного рынка через свои операции, стремится к под­держанию реальных ставок процента на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост. Это отражается в динамике офи­циальных ставок Банка России. Например, их заметное снижение произо­шло в 1999—2000 гг. в связи со стабилизацией финансового положения и снижением темпов инфляции. В начале 1999 г. действовали ставки ре­финансирования 60% годовых и по кредитам «овернайт» — 55%. В июне 1999 г. по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансиро­вания была снижена до 55%, а по кредитам «овернайт» — до 50% годовых. Очередное снижение ставки рефинансирования до 45% было проведено 24 января 2000 г. В последующем до 2006 г. Банк России еще 12 раз снижал ставку рефинансирования, доведя ее до 11,5% годовых решением Совета директоров от 26 июня 2006 г. Это повлекло за собой увеличение спроса на кредит со стороны реального сектора экономики, снижение себестоимости выпускаемой продукции и увеличении прибыли.

Политикурезервных требований Банк России использует как механизм для регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля де­нежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Банк России, устанавливая и изменяя нормативы обязательных ре­зервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Уменьшение Банком России норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные

депозитные ресурсы; увеличение ими кредитных вложений ведет к росту денежной массы, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. Если объем денежной массы превышает установленные Основными направлениями единой государственной ленежно-кредитной политики ориентиры, Банк России проводит поли­тику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, ВЫНуждая банки сократить объем активных операций. Механизм обязательного резервирования, заключающийся в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Банке России и фактическом их блокировании на нем в течение всего периода функционирования банка, направлен на то, чтобы обязательные резервы выполняли также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств по возврату привлеченных денежных средств вкладчиков и кредиторов. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Согласно ст. 38 Закона о Банке России нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обяза­тельств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на пять пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в зависимости от проводимой денеж­но-кредитной политики. Операции на открытом рынке это операции по купле-продаж Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и про чих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. По­купая у коммерческих банков ценные бумаги, Банк России высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования эко­номики.

Банк России в настоящее время применяет для операций на открытом рынке исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и ОФЗ. В некоторых зарубежных странах для операций на открытом рынке ис­пользуются наряду с государственными и высококлассные корпоративные ценные бумаги.

Операции на открытом рынке подразделяют на операции купли-прода­жи и операции с обратным выкупом (сделки РЕПО). Сделка РЕПО состоит из двух частей: в первой — одна сторона продает другой и одновременно берет на себя обязательства выкупить ценные бумаги в определенный срок (либо по требованию другой стороны), во второй — происходит обратная их покупка по цене, отличной от цены первоначальной прода­жи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объекта сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что опера­ции РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики.

Под рефинансированием коммерческих банков понимают кредитова­ние Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы. В настоящее время он предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный до­говор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные, овернайт и ломбардные. Обеспечением данных кредитов являются государственное ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинанси­рования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Их цель — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Существует несколько вариантов этих операций:

—проведение депозитных аукционов;

—осуществление депозитных операций по фиксированной ставке
процента;

—прием в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «рейтере — дилинг»;

—прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения,
определяющего условия депозита.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанав­ливать действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего (по причинам невыполнения банком обязательных резервных требований Банка России, при наличии просроченной задолженности по кредитам последнего и (или) по другим причинам).

С 2001 г. Банк России стал использовать депозитные операции для регулирования ликвидности банков не только' в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Был расширен круг банков — участников депозитных операций, снижены лимиты привлечения средств в депозиты, региональные банки были подключены к системе «рейтерс-дилинг».

Дальнейшем работа по совершенствованию действующего механизма осуществления депозитных операций будет продолжена.

валютные интервенции это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля. Банк России вырабатывает в резуль­тате анализа множества экономических параметров, как текущих, так и прогнозируемых. К важнейшим из них относятся состояние платежного баланса страны, внутренняя денежно-кредитная политика, система валют­ного регулирования. Кроме того, существенным фактором, влияющим на выбор Банком России валютной политики, являются международные обя­зательства в отношении конверсии национальной валюты, принимаемые на себя Российской Федерацией перед международными организациями (в частности, перед Международным валютным фондом). В ходе разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение его экономически обоснованного ypoвня^

Задача Банка. России — устанавливать и поддерживать (в том числе с помощью интервенций) такое значение курса национальной валюты, которое в данный' момент в наибольшей степени соответствует текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограни­чивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Банка России и степень их ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного и перешел к режиму плавающего валютного курса. Для нивелирования его резких колебаний, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, Банк России выходит на валютный рынок с предложением на покупку или продажу иностранной валюты, т.е. проводит валютные интервенции. В результате чего режим валютного курса рубля фактически представляет собой управляемое плавание. Для своевременного реагирования на неблагоприятные изме­нения Банк России осуществляет постоянный мониторинг всех сегментов валютного рынка.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в рамках проведения единой государ­ственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правитель­ством РФ. К ним можно отнести:

—установление Банком России лимитов на рефинансирование банков, ограничений в отношении видов обеспечения (например, ценных бумаг, под залог которых Банк России предоставляет кредит коммерческим банкам);

—установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам, Эта мера практиковалась Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере

25% годовых;

- установление фиксированного соотношения ставок процента ком­мерческих банков и официальных, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценами приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Бан­ком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В современных условиях Банк России использует только первую из выделенных групп прямых количественных ограничений.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2 (см. гл. 1). Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосроч­ным лагом оказывает влияние на инфляцию. Ориентируясь на расчетные параметры роста денежного агрегата М2, Банк России в то же время считает возможным выход за эти границы в силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации. Это означает, что отклонения факти­ческого увеличения объема денежной массы от прогнозных количествен­ных ориентиров в краткосрочном периоде не влекут за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.