КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные общности. Их признаки и виды
Социометрический метод исследования малых групп Малые социальные группы. Понятие. Виды. Организация Этнические группы. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты Социальные общности. Их признаки и виды. Лекция 12.-13 Социальные общности и группы Общность как целостность (как единое целое) представляет собой не какое-либо новое, особое телесное образование, а определенным образом организованный комплекс социальных действий и взаимодействий отдельных людей, реализующих солидарные ожидания, ориентации, т.е. ожидания того, что совместно им удастся эффективнее решать те или иные задач. Можно выделить несколько атрибутивных элементов, свойств социальной общности как таковой. Целевая переменная. Для того чтобы люди смогли действовать в одном направлении, объединяя свои усилия (а не борясь друг с другом), координируя действия, оказывая друг другу помощь и т.д., прежде всего должны совпадать цели их деятельности в данной обстановке, по данному поводу. Это совпадение целей обусловлено, как правило, совпадением социальных позиций, интересов партнеров в конкретной ситуации. Так, совершенно разные по своему образованию, профессиям люди могут объединяться в общности типа «Клуб болельщиков "Спартака"». Их объединяет увлеченность этой футбольной командой, желание оказать ей моральную поддержку. При отсутствии совпадения целей (которые в дальнейшем могут быть трансформированы в единую разделяемую соучастниками цель развития общности как единого целого) невозможно объединение людей для совместной координированной деятельности. Культурно-регулятивная переменная. Совпадение целей не обеспечит надежное взаимопонимание, взаимную поддержку, если соучастники не будут руководствоваться в своих взаимоотношениях едиными, разделяемыми всеми участниками общности правилами, нормами. Эти нормы, представления о приличиях могут складываться спонтанно в процессе формирования той или иной общности. Но они могут быть и в давно сложившейся общности j которой из поколения в поколение передаются нормы культуры. Переменная солидарных социальных действии. Реально общ ность возникает при возникновении системы солидарных социальных взаимодействий партнеров. Общность — это комплекс социальных действии, ориентированных на оказание помощи, содействия, поддержки друг другу Эти действия могут быть кратковременными или длительными. поверхностными или играть решающую роль в жизнедеятельности личности. Основу нашей классификации типов социальных общностей составило солидарное социальное действие как родовое понятие социологии. В предложенной схеме выделены три разновидности социальных общностей: мнимые (множества), контактные, групповые.
Рис.1. Социальные общности и группы Ha улице, в транспорте, на работе - везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. В этом случае речь идет о множествах, мнимой общности. Главный признак различных ее форм — отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов (примеры — очередь в магазине, пассажиры в автобусе и Рассмотрим некоторые формы множеств. Категории. Регулярно в газетах публикуются статистические данные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школьников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдаются за численность такой-то социальной общности, профессиональной группы. Однако статистика определила некое формально-статистическое множество, т.е. выделила людей по какому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Этих людей объединяет то, что они одинаковы, имеют общий признак, но они совершенно изолированы друг от друга. На основе формально-статистического принципа можно выделить лишь различные социальные категории про фессиональные, возрастные, половые, имущественные и др Как правило, в статистических сводках и представлены социальные категории Агрегация - это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, иными словами, локализованное множество (пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.). Каждый озабочен своими делами, хотя, казалось бы, есть внешний признак общности — совпадающие цели (скорее, совпадающее местоположение). Здесь уже есть некое ощущение «неодиночности», но это мнимая коллективность: есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Однако они довольно легко могут возникнуть. Например, если поезд попадает в аварию, то пассажиры могут начать самоорганизовываться, оказывать помощь друг другу, выдвигать лидеров, разделять функции: организация питания, налаживание связи с железнодорожной станцией и т.д. Пешеходы тоже могут легко вступить в определенные связи друг с другом, если произошел несчастный случай: кто-то берется вызвать милицию, скорую помощь, другие ему советуют, как это сделать, где найти телефон, и т.д. Еще несколько минут назад эти люди не знали, да и не хотели знать друг друга — но вот они вошли в социальный контакт, и мнимая коллективность внезапно переросла в коллективность подлинную, множество преобразовалось в общность, хотя и хрупкую. Особое внимание социологов, психологов, философов, да и политологов привлекает другая форма множества — массы. В отличие от категории и агрегации, которые бездейственны, массы уже характеризуются действием, но не социальным массовидная коллективность проявляется в очень большом спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, масса зрителей телевизионной рекламы, масса избирателей, слушающих по радио выступление кандидата в депутаты, и т.д. Масса может расчленяться по статусам (пролетарская масса, крестьянская масса), функциям (масса избирателей), но может объединять представителей самых разных слоев (масса слушателей, масса покупателей и т.д.). Однако главным признаком остается однородность реакции изолированных индивидов, их ответных действий на какой-то внешний объект, раздражитель, а не на тех, кто рядом. Массы гораздо легче обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров, но массы способны учиться на собственных ошибках, хотя эти ошибки могут дорого стоить — например, вторично голосовать за человека, который оказался неспособным выполнить обещанное, индивид вряд ли станет, так же как вряд ли станет вторично покупать товар, качество которого оказалось весьма далеким от указанного в рекламе Но есть сферы, в которых масса легко обманывается ждет одобрения своих не всегда развитых вкусов и т.д. Речь идет о массовой культуре, которая чаще всего спекулирует на непритязательности, необработанности вкусов «человека с улицы» Кроме того, она убеждает массовизированного индивида в том что его эстетические представления (нередко довольно убогие' примитивные) являются образцом подлинной культуры человечества. Мы подошли к очень важной проблеме. В XX в., когда благодаря развитию средств массовой информации, рекламы, установлению всеобщего избирательного права и т.д. произошла резкая массовизация социальной жизни. Благодаря активному развитию СМИ формы прямого аудиовизуального получения информации вытесняют общение с друзьями, во время которого под влиянием более развитых партнеров вырабатывались коллективные (разделяемые) представления, оценки, и индивид вынужден был придерживаться их, так как существовал определенный групповой контроль со стороны друзей. В результате такого вытеснения имеет место активизация усредненного человека «масса захватила авансцену социальной жизни», «герои исчезли, остался xop”. Обратимся теперь к другой группе социальных общностей -контактной. Аудитория (публика) – временная общность людей, объединенных организованным для них действием (например, концертом, спектаклем, лекцией). В аудитории индивиды реагируют на внешний объект не изолированно, а совместно. Здесь возникает связь двоякого рода: выступающий — слушатель (зритель) и слушатель — слушатель. Однако связь эта кратковременна и неустойчива. Социальные круги – неустойчивая общность людей, возникающая в процессе обмена эмоциональными или информационными ресурсами. У каждого человека есть свой круг знакомых, складывающийся по интересам: это могут быть любители музыки или филателисты, театральные завсегдатаи или специалисты в области социального прогнозирования, собирающиеся на конференции, чтобы обменяться мнениями по волнующим их проблемам. В контактных кругах формируются предпосылки для создания социальных групп, более устойчивых и организованных общностей, основанных на регулярных, целенаправленных и ответственных взаимодействиях.(vkontakte.ru, odnoklassniki.ru) Не следует и пренебрегать ролью социальных кругов в общественной жизни. Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований. Следует учесть также, что в социальных кругах зарождается, преобразуется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу Толпа – временное, случайное объединение людей, характеризующееся неосмысленной взаимной отзывчивостью и спонтанной реакцией на происходящее. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и, как всем общностям, толпе присуще совпадение целей. Но в отличие от агрегации между участниками толпы возникают определенная «ориентация на другого», социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости. Существуют разные виды толп: случайная состоит из зевак, которых привлекло то или иное событие (пожар, автомобильная катастрофа, съемки фильма); обусловленная объединяет людей, собравшихся «по случаю», например, очередь за билетами на футбольный матч; специально организованная толпа – это митинги, шествия, действия которых направляются организационным ядром в нужное русло, соответствии с определенным сценарием; действующая, бунтующая, громящая толпа, отличающаяся высокой эмоциональностью и агрессией. Люди в толпе испытывают повышенную возбудимость, теряют самоконтроль, не способны критически воспринимать свои и чужие действия. По словам Г. Блумера, «толпа некультурна и неморальна». Нельзя утверждать, что в толпе вообще нет никакого намека на упорядоченность взаимоотношений соучастников, скоординированность их действий. В толпе возникает определенная координация, находится вожак, инициатор, который предлагает определенный план действий и отличается, как правило, эмоциональностью, импульсивностью, находчивостью. У такого импульсивного вожака сразу находятся несколько помощников (тоже эмоциональных), которые вместе с вожаком составляют некое ядро толпы, остальные более пассивны и послушно следуют установкам вожака и актива. В толпе индивиды утрачивают свое собственнoe мнение. Свои интеллектуальные способности». У индивидуального участника толпы происходит «потеря им самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены». Поведение личности в толпе характеризуется повышенной эффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов».[2]
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |