КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормирование точности зубчатых колес и передач
Зубчатые колеса и передачи классифицируют по различным признакам, например по виду поверхностей, на которых располагаются зубцы (цилиндрические и конические, внутренние и внешние), по направлению зубцов (прямозубые, косозубые, винтовые, шевронные), по профилю зубцов (эвольвентные, циклоидальные, часовые, цевочные, Новикова), по направлению осей вращения (цилиндрические - с параллельными осями, конические - с пересекающимися, винтовые и червячные - со скрещивающимися). Среди множества классификаций важнейшими для определения точностных параметров являются те, которые определяют функциональное назначение передачи. Требования, предъявляемые к точности зубчатых передач, зависят от назначения передач и условий их эксплуатации. В приборах, делительных машинах и технологическом оборудовании для нарезания резьбы и зубчатых колес применяют так называемые «отсчетные передачи,), в которых главное внимание уделяют пропорциональности углов поворота зубчатых колес или кинематической точности. Кинематическая точность передачи определяет постоянство передаточного отношения за полный оборот зубчатого колеса. Колеса этих передач в большинстве случаев имеют малый модуль и работают при малых нагрузках и низких скоростях. Достаточно часто встречаются в технике и «силовые», или тяжело нагруженные зубчатые передачи, к которым не предъявляют высоких требований точности вращения (передачи в домкратах, лебедках, прессах и т.д.). При передаче больших крутящих моментов требуется хороший контакт боковых поверхностей зубьев в· передаче и максимальное использование площади рабочих поверхностей зубьев. Деление зубчатых передач на «отсчетные» и «силовые» достаточно условно, поскольку все они передают крутящие моменты и все должны обеспечить пропорциональность углов поворота. Например, передачи в механических или электронно-механических часах вполне могут оказаться «силовыми» если малые по абсолютному значению крутящие моменты передаются узкими зубцами с мелким модулем. Если у зубчатых передач нет явно выраженного эксплуатационного характера, их относят к передачам общего назначения. К таким передачам не предъявляют повышенных требований по точности. В редукторах турбин и высокооборотных двигателей, в других изделиях с высокой круговой частотой вращения применяют «скоростные передачи» (высокоскоростные, быстроходные), для которых основными являются требования к плавности работы, что необходимо для снижения уровня вибраций и шума при работе изделия. Плавность работы передачи зависит от колебания мгновенных передаточных отношений, то есть от разностей передаточных отношений в каждый момент зацепления, которые многократно воспроизводятся за один оборот зубчатого колеса. Основными источниками не плавности работы являются такие погрешности зубчатых колес, как не правильное взаимное расположение зубьев (погрешности шага) и неточность формы рабочих поверхностей (погрешности формы профиля зубьев). Колеса скоростных передач, как правило, имеют средние модули и передают не слишком большие моменты, однако их зубья могут подвергаться значительным динамическим воздействиям. В зависимости от условий работы меняются требования и к боковому зазору между нерабочими профилями зубьев. Эвольвентное зацепление теоретически способно работать при нулевых боковых зазорах (толщина зуба, находящегося в зацеплении, равна ширине впадины ответного колеса). Однако неточности изготовления зубчатого венца приводят к искажению формы и взаимному смещению реальных профилей зубьев, что может вызвать их деформацию или поломку. Видоизменяют профиль зубьев и его расположение также температурные и силовые деформации. Смещение реальных профилей зубьев может также быть следствием неточностей монтажа зубчатых колес. Для компенсации неточностей изготовления и монтажа, силовых и температурных деформаций используют зазор между нерабочими сторонами про филей зубьев, находящихся в зацеплении колес. Ширина впадины, превышающая толщину зуба, обеспечивает не только компенсацию технологических погрешностей и деформаций, но и служит также для размещения слоя смазки, которая при отсутствии зазоров выдавливалась бы из впадин между зубьями. В реверсивных передачах устанавливают минимальный боковой зазор, что позволяет предупреждать удары при перемене направления вращения. 3начительные зазоры назначают в передачах, работающих при высоких температурах, и т.д. Перед нами чертёж зубчатого колеса, где в строке 5 таблицы дано его стандартное обозначение. Обратимся г ГОСТ 1643-81и выясним сущность указанных параметров.
Для зубчатых колес и передач установлено двенадцать степеней точности, обозначаемых в порядке убывания точности арабскими цифрами от 1 до 12. Степени 1 и 2 пока не имеют установленных норм и являются перспективными. Расчетной степенью точности является шестая, т. е. все допуски рассчитывают для нее, а числовые значения допусков других степеней определяют умножением на коэффициенты перехода. Степени точности применяют: 3... 5 для измерительных зубчатых колёс, зуборезного инструмента и в передачах прецизионных машин и механизмов; 6, 7 - в ответственных передачах станков, автомобилей, самолетов и т. п.; 8, 9 назначают на колеса зубчатых передач средней точности в общем машиностроении; 10... 12 для малоответственных передач. В каждой степени точности установлены и раздельно контролируются нормы: 1. кинематической точности, 2. плавности работы, 3. контакта зубьев. Это позволяет конструктору в одной передаче комбинировать степени точности, предлагая на ответственные функциональные параметры более высокие, а на второстепенные менее высокие требования к точности изготовления, В результате изготовление зубчатых передач упрощается и удешевляется без снижения качественных показателей данных изделий. Для каждого вида погрешностей, с учетом заданной степени точности и конструктивных особенностей зубчатой передачи предусмотрено либо несколько равноправных контрольных показателей (ими могут быть одиночные, преимущественно комплексные, показатели), либо контрольные комплексы из двух более простых показателей. Оценка по комплексному показателю всегда предпочтительнее, так как она ограничивает суммарную погрешность данного вида каждого колеса или передачи в целом, а не погрешности отдельных элементов, которые взаимодействуя могут как усиливаться, так и частично компенсироваться. Однако многие комплексные показатели в цеховых условиях не применяют из-за ограниченного числа, сложности и низкой производительности соответствующих измерительных средств. Контроль каждого вида норм достаточно проводить по одному из показателей: для зубчатых колес либо только для передачи. Контролируемые показатели устанавливает предприятие-изготовитель в зависимости от применяемой технологии изготовления, размеров колес, объема производства, требуемой точности, наличия измерительных средств и принятой в данной отрасли общей системы контроля зубчатых передач. Заказчик не вправе отклонять выбранные изготовителем стандартные показатели (комплексы) и требовать их замены. Теоретическое эвольвентное зацепление является двухпрофильным, т. е. беззазорным, реально же зубчатые передачи могут работать только при однопрофильном зацеплении. Это значит, что собранная передача должна иметь между нерабочими профилями сопряженных зубьев боковой зазор. Он необходим для размещения слоя смазочного материала, компенсации температурных и упругих деформаций деталей, а также погрешностей изготовления деталей и монтажа зубчатой передачи. Существенное влияние на величину бокового зазора оказывает межосевое расстояние, которое также может указываться в обозначении при не соответствии между видом сопряжения, допуска бокового зазора и классом точности межосевого расстояния. Сказанное проиллюстрируем общим примером обозначения:
7-8-7-Вс / IV ГОСТ 1643-81
Рис.1 Условное обозначение цилиндрических зубчатых колёс В обозначении чертежа 7-8-6 В ГОСТ 1643-81 межосевое расстояние и допуск бокового зазора b соответствует рекомендованному варианту При одинаковых степенях точности и соблюдении соответствия вида сопряжения, допуска бокового зазора и класса межосевого расстояния обозначение существенно сокращается, например 9-В ГОСТ 1643-81 (степени точности по нормам кинематической точности, плавности работы u контакта 9, вид сопряжения В, вид допуска бокового зазора b, класс точности межосевого расстояния V). Если на одну из норм не задана степень точности, то на соответствующем месте обозначения точности зубчатого колеса вместо цифры ставят букву N например 7-N-6 Вa ГОСТ 1643-81 Принципы обозначения показателей точности зубчатых передач При условном обозначении нормируемых показателей точности по нормам точности придерживаются следующих правил. «F» кинематической точности (например: F'i), «f,» плавности работы (например: f 'i), «r» в индексе означает действительное (реальное) значение показателя (например: F'ir) допуски тех же показателей буквы «r» в индексах не содержат. «'»один штрих означает, что показатель определен при однопрофильной проверке (например: F'ir), При однопрофильном зацеплении зубьев контактируют только одни боковые профили, а между неработающими боковыми профилями имеется боковой зазор. Такой вид зацепления по сути обычный для реальных зубчатых передач. «"» два штриха - при двухпрофильной проверке(например: f "ir); Показатели для зубчатых колес конкретизируются добавлением подстрочных индексов: 1, 2 и 0 относятся к шестерне, колесу и передаче соответственно «о» в индексе означает, что показатель точности и относится к передаче(например: F'ior), отсутствие буквы «о» - показатель точности одного зубчатого колеса (например: f 'xr); В таблице представлены нормируемые показатели в соответствии с ГОСТ 1643-81
Рассмотрим некоторые из указанных показателей
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |