КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрактная подготовка специалистов
Учебный вопрос. Слайд.
в учреждениях профессионального образования
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» Министерством труда Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 27 декабря 1995 г. было принято постановление № 73/7, которым был утвержден Типовой контракт между студентами и учебными заведениями высшего (среднего) профессионального образования, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов1. Предметом контракта является подготовка специалистов по определенной специальности, квалификации или направлению (профилю) профессионального образовательного учреждения. Для реализации целей программы подготовки специалистов стороны (образовательное учреждение и студент) принимают на себя договорные обязанности.
1 Бюллетень Минтруда РФ. – 1996. – № 2.
К обязанностям образовательного учреждения относятся: - осуществление работы по подбору работодателей на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах и последующего трудоустройства подготовленного специалиста, - корректировка содержания учебного процесса и профессиональной подготовки в пределах государственного образовательного стандарта в соответствии с пожеланиями студента и возможностями образовательного учреждения; - создание условий для изучения дополнительных учебных дисциплин, не предусмотренных государственным образовательным стандартом. Их перечень согласуется сторонами и осуществляется за счет средств образовательного учреждения либо работодателя, который заинтересован в подготовке специалиста и трудоустройстве в своей организации; - выплата студенту государственной стипендии в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Может быть предусмотрено, что в рамках контракта студенту обеспечивается выплата дополнительных пособий, предоставление льгот, включая надбавки к стипендии, льготы по оплате проживания в общежитиях, коммунальных услуг и т.д. В контракте могут содержаться и иные обязанности образовательного учреждения. К обязанностям обучаемого студента относятся: - освоение программы обучения; - заключение студентом по предложению ректора образовательного учреждения трудового договора с контрактным работодателем на срок не более трех лет после завершения обучения. Среди условий такого обязательства могут быть положения о предоставлении выпускнику вуза или суза работы, соответствующей квалификации или профилю полученного профессионального образования, материального, жилищного и другого обеспечения. Данные обязанности студента не являются исчерпывающими и могут быть дополнены другими с учетом специфики обучения и получаемой квалификации, а также потребностей в профессиональных кадрах отдельных отраслей хозяйства или регионов страны. Анализируемый нормативный акт содержит ряд условий об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей. Среди них можно выделить наиболее существенные. Прежде всего необходимо заметить, что при наличии нарушений со стороны образовательного учреждения студент освобождается от возложенных на него контрактных обязанностей. Кроме этого предусмотрены и другие основания освобождения студента от обязательств по договору с будущим работодателем. К ним относятся медицинские противопоказания по осуществлению работы в конкретных должностях или территориях; наличие у выпускника одного из родителей или супруга (супруги), которые являются инвалидами I или II группы, при условии, что предстоящая после обучения работа предоставляется вне места постоянного проживания указанных лиц; нахождение в браке с военнослужащим супругом (супругой) или лицом начальствующего состава органов внутренних дел, а также лицом, проходящим службу по контракту в других федеральных службах или организациях, если место будущей работы выпускника не совпадает с местом службы супруга или супруги; беременность или наличие ребенка в возрасте до полутора лет на день окончания образовательного учреждения, если предоставляемая работа будет осуществляться вне места жительства семьи мужа, жены или родителей специалиста. Что же касается непосредственных мер ответственности, то они заключаются в возложении на студента при невыполнении или ненадлежащем выполнении принятых им на себя обязанностей, вытекающих из настоящего контракта, бремени возмещения образовательному учреждению затрат на обучение. В их объем включаются расходы по выплате студенту в период обучения государственной стипендии, других доплат и социальных пособий и льгот с момента заключения контракта до дня выдачи ему диплома установленного образца. От возмещения затрат освобождаются студенты, которые не могут продолжать работу по объективным причинам в перечисленных выше случаях, а также получающие стипендии в обязательном порядке в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; студенты при наличии у них только отличных оценок; дети-сироты, оставшиеся без родителей; инвалиды I и II группы; пострадавшие от радиационных катастроф; ветераны боевых действий. Однако вызывает некоторые сомнения обоснованность освобождения специалистов, получивших профессиональное образование и обучающихся за счет средств государственного бюджета, от возмещения расходов на обучение при уклонении их от дальнейшей работы, например отличников и некоторых других категорий. Думается, что при выявлении указанных нарушений со стороны обучающихся, повлекших имущественный вред образовательным учреждениям, последние вправе предъявить имущественные притязания должникам в порядке гражданского судопроизводства. Рассматриваемые контракты стороны могут изменять или расторгать по письменному соглашению либо в судебном порядке. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания студентом образовательного учреждения. Однако вне поля правового регулирования остались отношения, связанные с порядком поступления, отчисления за неуспеваемость, продолжением срока обучения в связи с временной нетрудоспособностью и другими объективными ситуациями, сочетанием обязанностей, вытекающих из данного контракта, и обязанностей военной службы, а также иные отношения, имеющие немаловажное значение как для самих сторон, так и для работодателя и государства. Все возникающие из данного контрактного обязательства разногласия и споры при их неурегулировании сторонами решаются в судебном порядке. Заключение по 3 учебному вопросу. Завершая анализ правоотношений по контрактному обучению специалистов, необходимо подчеркнуть, что они носят не только трудовой, но и гражданско-правовой характер.
Фонд контрольных вопросов (заданий): 1. Какие формы обучения работников предусмотрены законодательством? 2. Раскройте содержание ученического договора. 3. В чем заключаются права и обязанности учеников после окончания ученичества? 4. Каковы особенности контрактной подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования? 5. Какие нормативные правовые акты регламентируют профессиональную подготовку рабочих кадров? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах, Трудовой кодекс Российской Федерации определил, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки работников определяется самим работодателем. Подготовку специалистов, их обучение работодатель осуществляет как непосредственно в организации, так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Условия и порядок такого обучения определяются коллективными и трудовыми договорами, социально-партнерскими соглашениями (ст. 196 Трудового кодекса РФ). Слайд. VI. ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ 1. Изучить главу 10 учебника Трудовое право /Казанцев В.И., Васин В.Н./ с доработкой указанного материала в конспекте лекции. 2. Все рассмотренные на лекции понятия (определения) записать в терминологический словарь в конце рабочей тетради. 3. Подготовиться к семинару по теме. См. Учебно-методическое пособие/ Козлов В.С. (стр. 45-46). 4. Курсантам, назначенным преподавателем, подготовить доклады (до 5 мин.) к семинару по темам: 1) Общие и отличительные черты договоров об обучении, регламентируемые трудовым правом, от гражданско-правовых договоров о внешнем обучении. 2) Порядок заключения и прекращения ученического договора. 5. Изучить и законспектировать в рабочих тетрадях ст. 196 ТК РФ «Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров» и ст. 372 ТК РФ «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов». Старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин подполковник юстиции Э.В. Луговский [1] Время определяется для каждого занятия в зависимости от наличия или отсутствия информирования на занятии
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |