Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высоту

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКИ

ЛЕКЦИЯ 13

  1. Что такое фонетика.
  2. Звуки речи.
  3. Позиционные изменения.
  4. Система фонем и фонетическая система.

1. Что такое фонетика. Изучение звуковой стороны языка называется фонетикой. Не зная фонетики, нельзя понять современное письмо, разобраться в грамматике.

Фонетика не сразу вошла в науку о языке, даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо различали звуки и буквы. Необходимость составлять грамматики туземных языков в колониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исторические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.

Возникла экспериментальная фонетика, связанная с применением звукозаписывающих инструментов, что позволяло не «на слух», а объективно наблюдать различия и сходства звучаний. К концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, и фонетику стали рассматривать как естественную науку.

Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Акустика различает в звуке следующие признаки:

- Силу, что зависит от амплитуды колебаний. Чем она больше, тем сильнее звук.

- Длительность или долготу, т.е. продолжительность данного звука во времени.

- Тембр звука, т.е. индивидуальное качество его акустических признаков. Тембр звука – явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

Совокупность органов речи образует речевой аппарат (к нему относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленьких язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие, диафрагма). Но термин следует понимать условно. Язык – явление общественное, а не биологическое, и от природы никаких «органов речи» нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку». Речевой аппарат:

- диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила;

- гортань является источником голоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв)

- надставная труба – полости рта и носа – источник обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы.

2. Звуки речи. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука, когда органы «выходят на работу», средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, и отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Все звуки можно разделить на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустических, так и из артикуляционных признаков. Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (они называются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (они называются lenes - слабые), еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

Согласные звуки каждого способа образования можно квалифицировать по месту образования, что будет отвечать на вопрос где? Место образования – это та точка, в которой сближаются или смыкаются два органа на пути струи воздуха и где при прямом преодолении преграды (взрывные, аффрикаты, фрикативные) возникает шум. Определяя согласные двумя координатами – по способу и месту артикуляции, следует помнить, что все согласные шумные (т.е. фрикативные, взрывные и аффрикаты) могут быть произнесены с голосом (звонкие) и без голоса (глухие).

Признаки характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Согласные отчетливо подразделяются по способу образования, гласные же все принадлежат к одному способу – свободного прохода. Согласные можно делить по месту образования, у гласных нет места образования, так как органы речи не образуют на пути струи воздуха ни щели, ни смычки.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, т.е по той части языка, которая поднята при произношении данного звука: гласные переднего ряда (такие как [и], [э], [æ]) и заднего ряда (например, [у], [о], [а]), к гласным среднего ряда относится русское [ы] и его огубленная пара [ý].

Вертикально гласные разделяются по подъему, т.е. по степени приподнятости той или иной части языка. Наиболее простая схема предусматривает три подъема: верхний (такие как [и], [ы], [у], [ý]), средний (например, [э], [о], [ö]) и нижний – это разные а.

Идея такой таблицы была предложена английским фонетистом Беллом (Bell) и разработана Г. Свитом (H. Sweet, 1845-1912).

Таблица в девять (или 18) клеток удобна тем, что она проста и наглядна, но благодаря прямолинейному схематизму она несколько искажает подлинное соотношение гласных. Новейшие фонетисты, критикуя эту таблицу, предложили иную – в виде трапеции и без внутренней разбивки на клеточки – таблица Международной фонетической ассоциации.

Гласные могут различаться долготой. В русском языке гласные долготой не различаются; все гласные под ударением более долгие, а в безударных слогах – более краткие.

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья: 1) фразы, 2) такты, 3) слоги, 4) звуки.

- Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е.остановкой звучания. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Фраза распадается на такты.

- Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты распадаются на слоги.

- Слог - часть такта, состоящая из одного или несколько звуков. Слоги делятся на звуки.

- З вук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.

3. Позиционные изменения. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут влиять друг на друга, особенно соседние.

Изменениях звуков (по преимуществу гласных) в безударных слогах – редукция. Редукция тесно связана с ударением.

Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Это в разных языках достигается различными средствами:

- силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (иначе: силовое, его также называют экспираторным); Чисто динамическое ударение есть в чешском языке, где по силе ударный слог всегда первый, но он обычно краток, а следующий за ним безударный может обладать долготой; например ležák [leзa:k] – «лежебока».

- долготой произношения – это квантитативное ударение (иначе: количественное или долготное); Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. Например, современный новогреческий язык, таков и русский литературный язык, где ударный слог всегда и самый сильный и самый долгий.

- движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое ударение (иначе: мелодическое, музыкальное). Чисто тоновое ударение – в китайском, дунганском, корейском, японском языках; часто оно соединяется с усилением ударного слога, как в норвежском и шведском языках.

Место ударения в слове может быть фиксированным и нефиксированным; так, в чешском языке ударение всегда на первом слоге, в польском – на предпоследнем, в большинстве тюркских языков – на последнем. Это одноместное фиксированное ударение. Бывает ударение фиксированное, но разноместное. Благодаря способности передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы, например: рукú –рýки, насыпать – насыпать и т.п.

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что последующий звук приспособляется к предыдущему – прогрессивная аккомодация, или предыдущий звук приспособляется к последующему – регрессивная аккомодация. Аккомодации - всегда частичное приспособление звуков, т.к. гласные и согласные - к звуки разного типа и до конца уподобиться не могут. В различных языках и в разные периоды развития одного языка аккомодируют: согласные гласным и гласные согласным.

Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т.е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции полную, например, сбить > [з‘б’ит’], лодка > [лóткλ], и неполную, например, отдых > [óддых] > [óд:ых].

Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звука. Ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения.

Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и шире допускаются литературным языком; диссимиляции резко меняют фонетический облик языка и чаще встречаются в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).

4. Система фонем и фонетическая система. Соотношение звука и смысла давно интересовало ученых. Чаще всего пытались установить прямую связь между звуками и смыслом. Это так называемая «символика звуков» (Платон, схоласты, Я. Грим, В. Гумбольт, А.Шлейхер). Но звуки речи, как таковые, не имеют значения и не могут его иметь.

Языковеды к.XIX в. заявили, что звуки и значения в языке существуют и развиваются сами по себе, связь звуков и значений ограничивается ассоциацией. Так фонетика отдавалась естественным наукам. Чтобы не разрывать единства языка, понимание пришло от теории фонем или фонологии.

Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-х гг. XIX в. Казанская лингвистическая школа, И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский. Были разработаны основные положения о фонемах.

Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука, но и из двух (дифтонги [aı], [aυ] в англ.: fly [flaı], house [haυs]).

Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для различения значимых единиц языка: морфем, слов.

Для выполнения этой роли – складывания и различения значимых единиц языка – фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления фонем называются оппозиции.

Прежде всего каждая фонема противопоставлена нулю, т.е. отсутствию данной фонемы: скот-кот, волк-вол - различают разные слова, стула-стул - формы одного слова (или словоформы) и т.п.

Фонемы – минимальные единицы языка, разделить их дальше нельзя. Фонема – сложное явление, т.к. состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем (звонкости, твердости, взрывности и т.д.) Не все признаки в составе фонем играют одинаковую роль, одни – смысло- или слово-различительные; другие – неразличительные.

Один и тот же признак фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику: в одном языке – это различительный (твердость и мягкость в русском), в других – неразличительный (твердость и мягкость во французском).

Чтобы установить, принадлежат ли звуки в языке к разным фонемам или являются разновидностями одной фонемы, надо поставить их в одинаковые произносительные условия и установить, различают ли они без помощи других фонем смысл, - то это разные фонемы; если не различают, то это разновидности одной фонемы.

Никаких «общечеловеческих» фонем не существует. Каждый язык имеет свое количество фонем, и пропорции согласных и гласных.

  Языки Согл. Гласн. Дифтонги Всего фонем
  Абхазский…………… Аранта(Австралия)…. Русский……………… Цыганский…………... Немецкий……………. Английский…………. Французский………... Финский……………..     - - - - - -  

Для изучающих язык не так трудно овладеть непривычной артикуляцией звуков (для русского – англ. межзубные или французские и польские носовые гласные), как произносить непривычные варианты: говорящий невольно вносит привычные фонетические нормы своего языка, что и образует акцент (русские оглушают конечные звонкие согласные на конце слов в английском, французском и т.п.).

Нормировкой произношения в практической фонетике занимается орфоэпия - буквально значит правильное произношение (орфография – «правильное письмо»), обозначает раздел, посвященный произносительным нормам. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радио, театра, школы.

Вспомогательным разделом - правила чтения, т.е.произносительные указания к чтению букв и их сочетаний, когда письмо и язык не соответствуют друг другу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И материалах подшипников скольжения | План лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.