Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О кризисе современной парадигмы развития

 

Под парадигмой понимают совокупность научных достижений, которые в течение некого времени признаются как основа для развития дальнейшей научной и практической деятельности общества. Некоторые парадигмы действовали на протяжении нескольких веков, другие – были заменены в течение одного столетия. Как правило, в основе сильной парадигмы лежит сильная теория, закон, или принцип, опирающийся на законы природы. Например, принцип универсальной целостности мира (принцип холизма) был основным вплоть до 17 века. Все работы античных философов и ученых средних веков, вплоть до И.Ньютона, опираются на этот принцип. Примерами известных парадигм могут служить: физика Аристотеля, классическая механика Ньютона, теория относительности Эйнштейна. Этап, связанный со сменой парадигмы называют научной революцией. Кризис очередной научной парадигмы приводит к новой научной революции: старая парадигма заменяется на новую.

Среди признаков кризиса современной парадигмы развития можно обозначить главный - это неспособность решать новые задачи, встающие на пути развития человеческого хозяйства в пределах биосферы. Очередная научная парадигма испытывает кризис, когда практика предъявляет все больше фактов – аномалий, которые не вписываются в систему законов и правил действующей парадигмы. Какое-то время общество не обращает внимания на эти аномалии: новые наблюдения не сразу осознаются как закономерности, которые следует учитывать при принятии решений. Так, например, на протяжении последних тридцати лет констатируются очевидные факты, убедительно доказывающие деградацию природных комплексов и ухудшение среды обитания. Человеческое сообщество начинает корректировать существующую парадигму с помощью новых инструментов: пытаются платить штрафы, учитывать затраты на охрану окружающей среды в себестоимости, в цене и пр. и пр. Начинают размножаться разные методы административного, экономического начета, учета, вычета, призванные включить аномалии в состав действующей парадигмы. Но после этих действий факты-аномалии не прекращаются. Каждая новая аномалия – это свидетельство против устаревшей парадигмы. Косметический ремонт не помогает – нужна смена самой парадигмы развития.

Экономическая теория неразрывно связана с другими науками и находится с ними в едином поле общенаучной парадигмы Игнорирование экономической наукой общей концептуальной модели и методов исследований, присущих современному этапу развития науки, предопределяет общее отставание экономической науки. Можно привести пример об игнорировании советской наукой в свое время работ по кибернетике, которая и определила новую научную революцию и переход к постнеклассической науке: синергетике и самоорганизации сложных систем. Не приняв кибернетику, наша страна надолго отстала в области организационного управления, менеджмента, общей теории систем.

В работе С.Степина, 2003, приведена схема развития общенаучных парадигм, начиная с 17 века. Выделение четырех научных революций соотнесены со сменой общенаучных парадигм (см. табл.1.1.).

 

Таблица 1.1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Предмет и задачи экономики устойчивого развития | Глобальные научные революции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.