Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные научные революции

 

Научная революция Период Характеристика науки Характеристика объектов исследования
I. с 17 в.   классическая механическая наука Простые системы
II. Конец 18 – первая половина 19 в.в. классическая дисциплинарно организованная наука Сложные системы
III. Конец 19 – середина 20 в.в. неклассическая наука, кибернетика, общая теория систем Сложные саморегулирующуеся системы
IV. Последняя треть 20 в. Постнеклассическая наука, синергетика Сложные саморазвивающиеся системы

 

Каждая наука создает свою особенную совокупность научных теорий, которая должна учитывать достижения общей парадигмы развития. Чем больше фактов, которые не могут быть объяснены в рамках существующей парадигмы, тем острее кризис научной теории. Например, парадигма рыночных отношений в экономике не способна решать многие современные проблемы, с которыми столкнулось общество: сохранение среды обитания человека и природных систем, криминализация общества, разрыв между бедными и богатыми и пр. Приписываемые рынку универсальные эффекты саморегулирования и самоорганизации экономических систем опровергнуты современной практикой.

За последние пятьдесят лет экономическая наука претерпела значительные изменения. В современной экономической теории происходит активное внедрение последних достижений из области математики, кибернетики и теории систем. Любая экономическая организация рассматривается как открытая система, следовательно, как сложная кибернетическая система, способная к самоорганизации. Но, не смотря на более высокие стандарты исследований и обобщений эмпирического материала, кризис экономической теории налицо: модели и методы экономической теории не отвечают требованиям действительности.

Корни глобальной проблемы в том, что наше экономическое и технологическое развитие базируется на старой, но до сих пор доминирующей Ньютоно-Картезинаской научной парадигме, которая рассматривает мир механистично и упрощенно. Старая парадигма хорошо “работает” применительно к простым системам, механизмам, технологиям, но не позволяет постичь законы и принципы организации сложных социо-эколого-экономических систем. Управление в социальных и экономических системах, не согласованное с законами природы, явилось причиной современного системного кризиса. Речь должна идти не об отдельных кризисах - экономическом, энергетическом, технологическом, экологическом, а о едином системном кризисе глобальной системы «человек- общество – природная среда».

Преобладающая модель экономики на современной стадии – нескончаемый экономический рост и концепция прогресса (вся история движется в одном направлении куда-то «к лучшему», а это «лучшее» там, где больше абсолютные доходы) только усугубляет накопившиеся современные проблемы. И хотя многие известные ученые-экономисты утверждали и утверждают, что экономическое благополучие зависит не от абсолютной величины доходов, а только от относительной, к сожалению, они никак не затрагивали острейших проблем ухудшения среды обитания и механизмов воспроизводства экологических услуг. В контексте современных эколого-экономических проблем можно привести другое рассуждение: если оценивать качество жизни в стране по полученным нефте-долларам, то получим одну оценку, а если оценивать полностью уничтоженную тайгу, например, в районе «Самотлора», уничтоженные озера, например, на Южном Урале и пр. и пр., то это будет уже совсем другая оценка. С чьей точки зрения общество должно оценивать степень прогресса. Все зависит от критериев оценки благополучия и благосостояния. В настоящее время в экономической литературе уделяется большое внимание разработке системы экологически отрегулированных макроэкономических показателей. Система национальных счетов должна быть расширена для того, чтобы в ней нашли отражение экологические издержки страны, связанные с негативным воздействием на окружающую среду. В противном случае игнорируются потери благосостояния, связанные со снижением качества окружающей среды. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим эти вопросы

О главном признаке кризиса современной парадигмы экономического развития. В настоящее время, когда очевидны достижения в области общей теории систем и синергетики, в которых главным объектом исследований становятся сложные саморазвивающиеся системы, процессы самоорганизации и самоуправления, современная экономика должна рассматриваться из общего представления об устойчивости планеты и о трансграничных эколого-экономических проблемах. Старая экономическая система, которая построена на традиционных критериях, уже не может считаться здравой. Традиционная экономика не отвечает на важнейшие вопросы практики: какова реальная цена, которую платит человечество, увеличивая потребительские блага? Чем измерить качество экономического роста? Означает ли рост товаров и услуг улучшение качества жизни? Как соизмерить темпы развития экономики с возможностями природных систем?

Основную часть своего развития мировая цивилизация прошла, организуя свое хозяйство за счет экстенсивных факторов, расширяя свою пространственную экспансию, осваивая новые территории, замещая степи и леса поселениями, пашней и пастбищами. Угрозы глобального экологического кризиса коренятся в экономической стратегии человеческого хозяйства. Главную опасность в этой ситуации представляет сохранение взаимного стимулирования роста человечества и потребления природных ресурсов. Необходим переход на новые отношения доминирования и подчинения между человеческим хозяйством и хозяйством природы, между этими двумя сущностями, где решающим является системный подход и принцип коэволюции[5]: человеческая экономика должна развиваться в рамках законов экономики природы. Итак, среди признаков кризиса современной парадигмы экономического развития можно обозначить главный - это неспособность решать новые задачи, встающие на пути развития человеческого хозяйства в пределах биосферы.

Не смотря на то, что за последние полвека экономическая теория накопила огромный эмпирический материал, с помощью формализации и количественных методов смогла выйти на новый уровень обобщений, заимствуя достижения математики и теории систем, она все-таки оказалась беспомощной перед реальными проблемами общества. Действительность оказалась на порядок сложнее, она не поддавалась все усложняющимся экономико-математическим методам и моделям. Правда, в последние годы быстро происходит расширение понятия экономика. Все чаще под ней подразумевают совокупность методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Расширяются и сами категории, которыми оперирует экономическая наука - потребности, ресурсы, товары, капитал. И все-таки, есть все основания говорить о кризисе экономической теории. Наша национальная экономика, вновь может не учесть стремительного развития общенаучной парадигмы и остаться на старом фундаменте знаний, которые не могут решать сложные задачи современного мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О кризисе современной парадигмы развития | Обоснование необходимости расширения предмета экономической теории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.