Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общения

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Общение как предмет психологического исследования.

Как наука психология общения возникла в 50-х годах 20 века. Исследования начались почти одновременно в разных странах. С самого начала особое место занимали работы, посвященные детскому общению, особенно взаимоотношениям ребенок-взрослый.

Причины этого:

ü Детское общение рассматривалось как самое простое общение и сулило быстрый результат.

ü Массовое вовлечение женщин в производство, следовательно, необходимость общественного воспитания детей, следовательно, возникла острая практическая необходимость определить, как строить контакт с детьми в условиях, отличных от сложившихся веками семейных отношений.

Т.о., общество потребовало от психологов разработки вопросов генезиса общения.

Одним из первых начал разработки английский психолог Боулби (1951). Его работы вышли сразу после войны и привлекли внимание общественности. Близкими оказались исследования во Франции, Австрии (А.Фрейд), все они независимо друг от друга подчеркивали первостепенное значение отношений матери и ребенка для его дальнейшего развития. Недостаток этого общения может пагубно повлиять не только на психику, но и на физическое развитие человека.

В США исследования начались позже на 3-4 года. Исследования происходили в рамках теории научения – анализировались контакты детей со взрослыми и другими детьми на разных этапах детства. Все общение сводилось к формуле «стимул - реакция» - на каждое определенное воздействие существует однотипная реакция.

В СССР исследования начались в 60-х годах. Они были основаны на работах физиологов, педиатров и педагогов раннего детства (ведущий специалист Запорожец – изучение генезиса общения детей первых 7 лет жизни).

Психология общения рассматривается в тесной связи с проблемой самопознания. Общение – это средство самопознания. Это главный источник, из которого мы черпаем знания о себе. Представление о себе влияет на качество общения. Человек, не имеющий о себе никакого представления, не может общаться.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

В общении реализуется социальные отношения людей. Однако трактовка понятия различная у разных авторов.

Щелованов, Аскарина: общение – ласковая речь взрослого, обращенная к младенцу.

Каган: правомерно говорить об общении человека и с природой и с самим собой.

Балл, Бронавицкий признают реальность взаимодействий человека с машиной.

За рубежом предложено очень много определений общения. Только в английской литературе существует более 100 определений.

Общение – взаимодействие 2-х или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания их отношений и достижения общего результата.

Общение осуществляется между участниками, из которых каждый является равно носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Активность может выражаться в том, что человек инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его действия и отвечает на них. Эти действия в общении имеют переменный характер, следовательно, мы не относим к общению одностороннюю активность. Для общения характерно также и то, что каждый его участник выступает в его ходе как личность, а не как физическое тело, следовательно, если человек находится в бессознательном состоянии, это не общение.

Общаясь, люди настроены на то, что партнер ответит и рассчитывают на его отзыв. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий.

Общение как деятельность.

Рассматривая общение как психическую категорию, мы называем это явление деятельностью, следовательно, синонимом общения является коммуникативная деятельность, следовательно, в общении, как и в любой другой деятельности, можно выделить структурные компоненты:

ü Предмет – другой человек

ü Потребности – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и к самооценке.

ü Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение

ü Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него, как на свой объект. 2 основные категории действия общения: а) инициативные акты, б) ответные действия

ü Задачи и цели: задача – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия. Мотивы, цели и задачи общения могут не совпадать.

ü Средства – это те операции, с помощью которых осуществляется действие общения. Все средства делятся на вербальные и невербальные.

ü Продукты – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. И, прежде всего, к ним относится так называемый «конечный результат», + это могут быть выстроенные взаимоотношения.

Функции общения. В общении реализуется 3 взаимосвязанные стороны:

ü Коммуникативная – состоит в обмене информацией между людьми;

ü Интерактивная – организация взаимодействия между людьми;

ü Перцептивная – включает процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установление взаимопонимания.

Средства общения. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому.

Подразделяются на вербальные и невербальные

Процедура общения (этапы общения).

1. Потребность в общении – заставляет человека вступать в контакт.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения (опасно/неопасно).

3. Ориентировка в личности собеседника (кому как и что сказать).

4. Планирование содержания своего общения (процесс обычно бессознательный).

5. Выбор конкретных средств, речевых фраз, решает, как говорить и как вести себя (обычно бессознательно).

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, метода общения.

Если какое-либо из звеньев пропущено (забыто), то говорящему не удается добиться ожидаемого результата. В норме соблюдение этапов общения должно сложиться к 6 –6,5 годам.

Виды общения.

Классификаций видов общения существует очень много (в деловой, психотерапевтической литературе).

1. выделяют виды общения по целям (7 видов):

ü Контакт масок – формальное общение, отсутствие стремлений понять особенности личности собеседника (работают маски вежливости, скромности, строгости и т.д.). Маска – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющие скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В условиях большой скученности людей контакт масок просто необходим – это экономит психические силы человека.

ü Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, если нужен – активно вступают в контакт.

ü Формально - ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

ü Деловое общение – когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела при этом более значимы.

ü Духовное (межличностное, дружеское) общение - когда можно затронуть любую тему, при этом не обязательно использовать слова, собеседника понимают по выражению лица, по движениям, по интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник общения знает личность другого, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношения.

ü Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника. В манипуляции большое значение играют приемы: лесть, запугивание, обман, шантаж и т.д.

ü Светское общение – суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях (закрытое общество).

Правила светского общения:

1. Вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

2. Одобрение, согласие: «не порицай другого, избегай возражений»;

3. Симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Правила общения должны быть согласованы и должны соблюдаться всеми участниками общения.

2. Классификация видов общения по ситуации (время, место, количество человек).

ü Диадное общение – интимно-личностное общение, взаимодействие двух человек, как правило, близких или хорошо знакомых друг другу. Чаще всего выделить рациональную цель в этом общении очень трудно. Главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, которые с ним связаны (сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходство и близость с другим).

 
 


ü Межличностное общение двух или более людей в малых группах – сообщество, где каждый знает каждого. Неофициальные разговоры, беседы в учебном, рабочем коллективах, в семье, со знакомыми. Такое общение не преследует деловых, утилитарных целей, основной его смысл состоит в установлении и поддержании чувства «МЫ» (очень грубо и зримо в подростковых группах; у взрослых тоже есть, но более тонко и неуловимо) с целью самоутвердиться и получить поддержку и т.д. цели могут быть различными, но всегда партнеры проявляют себя как личности. Поведение участника строится с учетом ожидания окружающих. Ожидание обусловлено предысторией взаимодействия, знанием людьми друг друга. Иногда люди взаимодействуют с позиций внутригрупповых ролей (некая модель поведения, которая ожидается от человека членами группы в соответствии с ситуацией). Фиксирование на внутригрупповой роли очень опасно, потому что это тормозит развитие личности. Трагичность в том, что окружающие не готовы к принятию изменений.


ü Ситуация делового общения двух или более людей в малых группах – цель – достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это взаимодействие с коллегами, между начальником и подчиненным. Во всех случаях статус каждого партнера по отношению к окружающим четко определен. Каждый знает, что можно требовать от участников общения, что он сам обязан и чего не должен делать. Партнеры вступают в контакт как исполнители роли (деловые, профессиональные функции). Разумеется в деловом общении партнеры привносят и личностное: знания, темперамент – все определяет характер отношений. Поведение партнера в деловом общении регламентировано.

ü Общение людей в относительно больших группах. Здесь могут быть как хорошо знакомые, так и незнакомые люди, но они объединены общей задачей и целью (например, школа) – ситуация общего собрания, производственного совещания. Общение носит ситуативный характер. Партнеров объединяет сознание принадлежности к группе и общность. На характер общения оказывают влияние социальные или культурные нормы, выработанные в данной общности людей.

ü Общение в, т.н., событийных группах. Люди собираются в связи со значительными событиями, группы распадаются после прохождения события, но в момент собрания каждый ощущает себя членом сообщества, все связаны чувством «МЫ». Во всех этих ситуациях очень часто и сложно переплетаются социальные и личностные формы общения, но существенной чертой событийного общения является то, что все межличностные контакты имеют «звездную» структуру (в центре находится субъект/ы, событие, даже если в других ситуациях они не являются признанными лидерами).

ü Массовое общение. Множественные контакты на улице, в транспорте, на предприятии и т.д. Контакты носят кратковременный, случайный, анонимный характер. Здесь проявления своей воли, желания, индивидуальности сильно ограничены. Контакты имеют достаточно строгий функционально-ролевой вид, социально-нормированный и стереотипный.

Вывод: по поведению и манере общения во всех этих ситуациях человека можно оценить по степени адекватности, приспособляемости и по уровню коммуникативной компетенции.

Барьеры общения.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

 

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

 

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

 

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.

 

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

 

Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

 

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

 

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

 

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

 

Барьеры общения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

 

Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые "хронотопы". Описан, например, хронотоп "вагонного попутчика", "больничной палаты".

 

В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.

 

Эффективное слушание, обеспечивающее правильное протекание названных выше процессов, – это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

 

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка). Внимательное молчание - это слушание с активным использованием невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз, внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего ("Зеркало"), междометий ("Угу-поддакивания").

 

Рефлексивное слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем). В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), отражение чувств и резюмирование – изложение промежуточных и окончательных выводов по беседе (обычно используется в длительных разговорах).

 

В случае возможности обратной связи процесс коммуникации упрощается. Обратная связь с клиентом является важным фактором общения. Обратная связь – это проясняющий и очищающий от помех элемент коммуникации. Она выполняет следующие функции:

Получаемая от окружающих обратная связь, несущая клиенту сведения о том, как он воспринят в процессе общения другим, способствует обретению собственного "Я".

Переработка обратной связи в соответствии с внутренними диспозициями дополняет представление о собеседниках.

Конструктивная обратная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает корректировку последующего поведения, замену его более эффективным.

 

В общении специалиста любого профиля с клиентом, коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих партнёров – важное и необходимое условие установления доверительных отношений. Это достигается в том случае, когда ваш партнер уверен, что общающийся с ним человек разделяет его проблемы, переживания, способен помочь ему.

 

Под обратной связью понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать.

 

Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определённой реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

 

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о различных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.

 

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

 

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

 

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.

 

Существует множество приёмов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.

Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.

Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

 

Если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно разговаривать. Есть люди, которые своей общительностью надоедают каждому буквально с первых минут разговора.

 

 

Вербальные и невербальные средства общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

Язык – система слов, выражений, правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые в общении. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, что делает возможным общение при помощи языка.

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

¨ Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

¨ Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Исследования показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи - Пара (около) лингвистика

¨ Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.), разделительные звуки (кашель), нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации (приобретение звуком носовой окраски): «хм-хм», «э-э-э», и др. – экстралингвистика

Невербальные средства общения

В процессе взаимодействия людей от 60% до 80% коммуникаций осуществляется посредством несловесных (невербальных) средств общения. Исследования показывают, что в повседневном коммуникативном акте человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 30%, а все остальное неречевое взаимодействие. Философ Публиций: «Говорим голосом, беседуем всем телом».

Невербальная коммуникация имеет визуальную, акустическую, тактильную и ольфакторную системы.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

ü Кинессика – изучает визуальную систему, т.е.внешние проявления человеческих чувств и эмоций (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт, реакции кожи (потоотделение, покраснение и т.д.));

ü Такесика (тактильнвая система) – прикосновение в ситуации общения, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, дотрагивания, отталкивания, похлопывания, объятия (более чем все остальные свидетельствует о статустности партнеров по общению);

ü Проксемика (визуальная система) – изучает расположение людей в пространстве.

ü Окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения).

ü А ускультация (наука о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации) – акустическая система – пара-, экстралингвистика

ü Гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации).

ü Гастика (наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений).

ü Ольфакция (наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации) – приятные/неприятные запахи окруж. среды, естественные (тело) и искусственные (косметика) запахи человека

ü Хронемика (науке о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях).э.

 

 

Психология изучает невербалику очень давно. Ею стали заниматься 1000 лет назад. Но кинессика – сравнительно молодая наука. Исходные положения кинессики: в нервных центрах, которые расположены в головном и спинном мозге возникают нервные токи. Они побуждают к действию примерно 550 мышц тела, следовательно, язык тела основывается исключительно на игре мышц и мускулов. Особенности языка телодвижения: его проявления обусловлены импульсами нашего подсознания, поэтому вероятность их подделки исключена. Жесты всегда правдивее слов и языку тела всегда следует доверять больше, чем вербальному каналу информации. Иногда язык жестов расходится по своему значению с тем, что человек говорит. Но по прошествие времени оказывается, что язык жестов правдивее (в большинстве случаев).

Телесные проявления это нечто спонтанное, свободное и естественное. Мы эти проявления не осознаем, следовательно, не можем их изменять и контролировать.

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового пространства; светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношению к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жестикуляция. Жестикуляция бывает крупная и мелкая. К крупной относятся хорошо воспринимаемое положение рук, ног, тела. Выделяют открытое и закрытое (перекрещенные руки, ноги) положение. Мелкое жестикулирование – ритмичные движения пальцев, стоп, покачивания, сплетения, «игра» вещами. Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом общении, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

v Жесты – иллюстраторы – используются для пояснения сказанного, это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»); пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы – своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

v Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо, они играют очень важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Так же к ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. позволяют поддержать беседу или указать на ее окончание. Например, частые кивки головой означают необходимость ускорить беседу, не отвлекаться на частности и пояснения, а медленные - показывают заинтересованность в беседе, согласие с партнером; немного приподнятый вверх указательный палец - стремление прервать на данном месте партнера, возразить ему, вернуться к другой теме и т. п.

v Жесты – эмблемы (символы) – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания». Обязательно необходимо при использовании данного типа жестов учитывать национальную символику. Например, распространенный сегодня во многих странах мира американский символ "ОК", означающий "все хорошо", "все в порядке" и передающийся с помощью большого и указательного пальцев, которые как бы образуют букву "О". Однако этот жест нельзя считать общепринятым. Например, во Франции он может означать ноль, а в Японии - деньги

v Жесты – адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

А. Почесывания, подергивания отдельных частей тела.

Б. Касания, пошлепывания партнера.

В. Поглаживания, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.).

v Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто наблюдаются следующие виды жестов:

1. Жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставания и прохаживания и др.;

2. Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;

3. Жесты нервозности, неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть;

4. Жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

5. Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза человека сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник;

6. Жесты отрицания – сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;

7. Жесты расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику;

8. Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

9. Жесты неискренности – прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-либо, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

 

Проксемика – наука, изучающая расстояние между людьми при общении. Родоначальник - Эдуард Хомс. Он ввел термин «проксемика» в 60-х годах 20 века. Э.Хомс исследовал законы, по которым общаются люди, и выделил следующие факторы. Каждая страна представляет собой застолбленную территорию с четко очерченными границами и войском. Внутри каждой страны есть еще свои территориальные деления, которые делятся дальше. Обитатели каждой территории объединены чувством приверженности к своей территории. Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Ощущение пространства заложено в нашей программе и в норме ощущение пространства формируется в 9 месяцев, начинает формироваться ощущение личной территории. Каждый человек имеет свою личную территорию.

Личная территория – пространство вокруг человека, которое он считает физическим продолжением своего тела. Личное пространство (его размеры) зависит от того, насколько густо населено место, в котором проживает человек.

В разных культурах понятие нормы отличается. Так, расстояние, на котором люди разговаривают не одинаково. При деловых беседах, например, русские подходят ближе друг к другу, чем американцы. Иначе говоря, социальная дистанция для русских меньше, чем для американцев, и совпадает с их личной или интимной дистанцией. Такое уменьшение социальной дистанции и перевод ее в "интимную" может быть истолкован американцами как некое нарушение "суверенитета", излишняя фамильярность, а русские люди увеличение расстояния могут воспринимать как холодность в отношениях, возросшую официальность.

Представители различных наций при беседе предпочитают следующие расстояния:

близкое - арабы, японцы, жители Южной Америки, французы, греки, негры и испанцы, проживающие в Северной Америке, итальянцы, испанцы;

среднее - англичане, шведы, жители Швейцарии, немцы, австрийцы;

большое - белое население Северной Америки, австралийцы, новозеландцы.

Личное пространство можно разделить на 5 пространственных зон:

1. Общественная (или публичная) зона (свыше 4-х метров) – подразумевает обращение одного человека к большой аудитории (в лекционной аудитории, на митинге и т.д.).

2. Социальная зона (до 3-х метров) – обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, выдерживается при контакте с незнакомым человеком.

3. Личная (или персональная) зона (0,45 – 1,2 м) – расстояние для межличностного общения, для обыденной беседы с друзьями и коллегами; предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

4. Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

5. Сверхинтимная (до 15 см).

Из всех зон – самой важной считается интимная (дети, родители, родственники, друзья) и сверхинтимная (посредством физического контакта) зоны. В человеческих контактах соблюдение и несоблюдение пространственной зоны влияет на завоевание доверия.

Практическое использование зонального пространства. Установление зонального пространства говорит о характере взаимоотношениях между людьми, и о способности человека с большей или меньшей степенью устанавливать доверительные отношения. Установление пространства не бывает постоянным, оно является переходящей переменной, и люди, которые тонко ощущают нужность изменения пространства, имеют большой успех в общении.

Величина дистанции зависит также от нервно-психологического здоровья человека, его статуса, намерений по отношению к другому человеку. Выяснено, что дистанцирование происходит на бессознательном уровне.

 

Взаимное расположение людей. Положение человека по отношению к другим людям – показатель психологических особенностей человека, его самооценки. Даже в зависимости от времени суток, наполненности транспорта, от собственного физического состояния и стиля одежды один и тот же человек может занимать разные места.

 

Само расположение партнера по общению говорит уже о многом. Если общение соперничающее, то люди располагаются напротив друг друга, если «сотрудничающее», то садятся рядом. При случайной беседе люди, как правило, садятся наискосок, через угол стола. Беседа, характеризующаяся каким-то действием, оформляется посадкой на противоположных сторонах стола, но не напротив, а по диагонали. Самым хорошим вариантом для беседы считается расположение под углом от 45 до 90 градусов – это одновременно позволяет сидеть очень близко и не давить на собеседника, в то же время всегда можно встретиться взглядом и при необходимости прикоснуться к собеседнику.

 

То, под каким углом стоят люди по отношению друг к другу, тоже дает информацию об их отношениях и взаимоотношениях. При отношениях собственности или интимности угол между общающимися уменьшается до нуля градусов. Расстояние между двумя людьми, стоящими в закрытой позиции, обычно меньше, чем при открытой позиции. Эта позиция может также применяться для выражения невербального вызова враждебно настроенных людей. Имеются и национальные особенности расположения людей. Так, люди большинства англоязычных стран стоят во время беседы под углом 90 градусов

 

Наблюдая положение тела, выражение лица, использование пространства между двумя беседующими, можно построить вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и кто из них сильнее.

 

Расстановка мебели. Различают разные формы стола для беседы.

Квадратные столы устанавливают соревновательность или оборонительные отношения партнеров на переговорах. При этом каждому больше всего будет помогать человек, который сидит рядом. Тот, кто сидит справа, будет помогать больше, чем тот, кто сидит слева. Тот, кто сидит напротив, невольно занимает оборонительную позицию.

 

Круглый стол создает атмосферу неформального общения. Он является идеальным для группы людей, равных по положению. Стулья кружком вместо стола также создают атмосферу расслабленности, спокойствия и дружелюбности, свободного обмена мнениями и взглядами. В таком кругу хорошо пообщаться и отдохнуть. Беседа за журнальным столиком будет носить еще более неформальный, неофициальный характер.

 

За прямоугольным столом создается неравное положение. Человек, сидящий «во главе» стола, получает наибольшую власть и оказывается в центре внимания. Такое расположение используется при деловых разговорах (например, совещание у директора). Ближайшие к нему за столом люди – это наиболее близкие ему и более других наделенные властью.

 

В рабочих кабинетах столы часто ставятся буквой «Т». Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Когда посетителю предлагают сесть за стол, во главе которого находится хозяин данного кабинета, то это сразу проявляет отношение доминирования. Иногда хозяин кабинета выступает на равных с собеседником. Тогда отдельно стоящий стол для переговоров может использоваться и для совещаний с подчиненными.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трихинеллез | Некоторые параметаболические процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.