КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спрос на рынке труда
В большинстве ресурсов нуждаются как потребители, так и производители. Например, обычные потребители арендуют участки земли для выращивания сельскохозяйственных культур, удовлетворяя этим только собственные потребности; потребители используют кредит (например, для покупки квартиры) и т.д. В данной ситуации мы наблюдаем действие закона спроса в его обычном, традиционном понимании. Принципиальные отличия имеет спрос на факторы производства, предъявляемый фирмами. Это производный спрос, и он непосредственно зависит от потребительского спроса. Фирма нуждается в таком ресурсе, который ей необходим для производства конкретного экономического блага (швейная мастерская приобретает на рынке ткань для производства костюмов, пальто и т.д.). Вспомним универсальные правила поведения фирмы при расширении объема производства. Процесс принятия фирмой решения о приобретении дополнительной единицы ресурса разбивается на ряд этапов. Прежде всего, фирма определяет дополнительный доход, который она будет иметь от услуг дополнительно принятого работника. Если фирма последовательно нанимает дополнительное количество работников, то при условии постоянства всех остальных факторов производства предельный продукт, создаваемый каждым дополнительным работником, будет сокращаться. Однако предельный доход, приносимый каждой дополнительной единицей, не изменяется. В условиях совершенной конкуренции цена предельного продукта равна предельному доходу Р = MR. Например, фирма по производству швейных изделий (пальто) принимает решение об увеличении выпуска своих изделий и нанимает дополнительное количество работников. Если фирма не изменяет производственные площади и количество специализированного оборудования, то при найме каждого дополнительного работника общий выпуск изделий будет прирастать на меньшую величину. При найме первого дополнительного работника дополнительно в месяц изготовят пять пальто, второго – четыре, третьего – два и т.д. Но каждое пальто продается по единой рыночной цене, предположим, по 1000 руб. Соответственно, первый работник увеличит общий доход фирмы на 5000 руб. (1000 руб. х 5), второй – на 4000 руб. (1000 руб. х 4), третий – на 2000 руб. (1000 руб. х 2) и т.д. Каждая фирма рассчитывает предельный доход MRL от предельного продукта труда MP MRPL = MPLMR где MRPL – предельный продукт труда в денежном выражении. При постоянстве рыночной цены (Р=MR) характерно убывание предельного дохода от предельного продукта (рис. 14.1). Привлечение дополнительных работников благоприятно сказывается на финансовом положении фирмы, если предельный доход (фактор MRL) больше предельных издержек (фактор MCL). Фирма максимизирует прибыль, соответственно прекращает привлекать дополнительные ресурсы при условии известного равенства MR = МС. Условием оптимального использования труда дополнительно нанятого работника будет равенство: MRPL = MRCL Предельные издержки труда измеряются предельной стоимостью труда, которая равна ставке заработной платы W (wage – заработная плата) одного рабочего: MRCL = W Если MRPL = MRCL, a MRCL = W, то MRPL = MRCL. Издержки фирмы на оплату всех работников WN = WL. В условиях рынка совершенной конкуренции каждый необходимый ресурс фирма покупает по единой рыночной цене, т.е. фирма не может оказать никакого влияния на цену ресурса. Поэтому линия MRC имеет вид горизонтали (рис. 14.2). Сколько бы фирма ни наняла работников, ей придется им платить установившуюся зарплату, нести одни и те же предельные издержки, т.е. SL = MRC= W0 Спрос на труд определяет предельная выручка от реализации готового продукта, производимого при помощи данного объема труда, т.е. DL=MRP. Фирмы осуществляют сделки в условиях различных рыночных структур. Причем одна и та же фирма в отдельных случаях принимает решение об использовании ресурса в условиях монопсонии, а продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции. Возможна ситуация, когда фирма покупает ресурс на конкурентном рынке, а продает продукцию на монопольном рынке. Могут возникать и другие ситуации. В каждой из них наблюдаются особые условия формирования цены ресурсов и максимизации прибыли. Рассмотрим ситуации монопсонии на рынке труда. Монопсония означает, что существует единственный покупатель рабочей силы или какого-либо другого ресурса. При найме работников фирма-монопсония для максимизации прибыли ориентируется на предельные издержки найма труда. Кривая предложения фактора производства для монопсониста совпадает с кривой рыночного предложения. Это означает, что при увеличении найма работников монопсонист вынужден увеличить заработную плату всем работникам (рис. 14.3). Общие издержки фирмы в этой ситуации растут. Поэтому кривая предельных издержек на труд (MRCL) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL), совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта труда (MRPL), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (MRCL) в точке Е0. Если исходить из правила MRC = MRP, то фирма примет на работу L2 человек. В соответствии с кривой предложения SL оплата труда работников составит W2. В итоге фирма-монопсонист по сравнению с фирмой совершенной конкуренции нанимает меньшее количество работников (L2 < L1), одновременно выплачивая занятым более низкую заработную плату (W2 < W1). Большинство ресурсов находит свое применение в различных отраслях. Для определения рыночного спроса на ресурс необходимо определить величину спроса на данный ресурс в каждой отрасли. Сложность нахождения величины отраслевого спроса состоит в том, что различные отрасли реагируют на изменение цены предложения ресурса далеко не однозначно. Происходит это потому, что фирмы корректируют объем выпуска своей продукции в соответствии с рыночной ценой на эту продукцию. Предположим, что в отрасли, производящей сигареты, тарифная зарплата снизилась с 10 руб. в час до 5 руб. в час. В условиях совершенного рынка в отрасли производят сигареты десятки фирм. При снижении ставки зарплаты фирмы привлекут к производству сигарет больше наемного труда. Соответственно, объем выпуска сигарет в отрасли резко возрастет. Кривая предложения в отрасли сместится вправо. Цены на сигареты снизятся. Снижение цены на продукцию фирмы, в данном случае на сигареты, отрицательно скажется на получении фирмой дохода, кривая предельной доходности сместится влево (рис. 14.4 a), спрос на наемную рабочую силу сократится до L2 (рис. 14.4 б).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |