КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила эксплуатации подъемно-транспортных машин
Тележки и погрузчики Транспортеры и конвейеры Лифты и подъемники Требования, предъявляемые к подъемно-транспортному оборудованию Классификация подъемно-транспортных машин и механизмов
1. Классификация подъемно-транспортные машины Погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях общественного питания представляют собой наибольшую сложность, так как они сопряжены с перемещением грузов большой массы, с травматизмом, а нередко и с несчастными случаями. Механизация погрузочно-разгрузочных работ позволяет резко сокращать затраты труда и времени, необходимые для внутрицехового и межэтажного перемещения продуктов и других грузов к местам обработки, хранения, реализации, а также разгрузки и погрузки транспорта и складирования грузов внутри предприятий, уменьшает травматизм обслуживающего персонала. Подъемно-транспортное оборудование классифицируется по нескольким признакам: по виду используемой энергии, функциональному назначению, степени подвижности, принципу действия. По виду используемой энергии различают подъемно-транспортное оборудование с электроприводом, с двигателем внутреннего сгорания, ручного действия и гравитационного действия. По функциональному назначению различают грузоподъемное, транспортирующее, погрузочно-разгрузочное оборудование. По степени подвижности бывает оборудование стационарной установки, а также передвижное и переносное оборудование. По принципу действия различают оборудование непрерывного действия и периодического действия. На крупных предприятиях общественного питания желательно внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, что позволяет:
При выборе и определении потребности в подъемно-транспортном оборудовании следует руководствоваться следующими основными принципами:
В зависимости от вида привода подъемно-транспортное оборудование может быть использовано для работы на открытых складских площадках и в закрытых помещениях, а это в свою очередь оказывает влияние на подход при его выборе. К подъемно-транспортному оборудованию относятся лифты, подъемники, транспортеры, тележки, ручные и электрические лебедки и тали, наклонные и винтовые спуски, рольганги.
2. Требования, предъявляемые к подъемно-транспортному оборудованию К подъемно-транспортному оборудованию предъявляются следующие требования:
Кроме того, к машинам предъявляются требования, обусловленные их назначением и условиями производства работ.
3. Лифты и подъемники В данную группу оборудования входят лифты и подъемники, грузоподъемные краны, тельферы и другие машины циклического действия. Лифт — подъемно-транспортное средство, работающее в повторно-кратковременном режиме и предназначенное для подъема и спуска грузов с одного уровня на другой. Грузовые лифты подразделяются на: · выжимные (грузоподъемностью от 500 до 3200 кг); · общего назначения (от 400 до 6300 кг); · тротуарные (500 и 630 кг); · малые магазинные (100, 250 кг и т.д.). На предприятиях общественного питания применяют лифты с дистанционным и местным управлением грузоподъёмностью от 100 до 6300 кг, со скоростью движения кабины 0,08—0,5 м/с и с высотой подъема кабины (платформы) 5,2—45 м. Лифт грузовой малый ЛГ-241. Шахта лифта ограждена со всех сторон листовой сталью. В верхней части шахты расположено машинное отделение, закрываемое дверцами. Со стороны этажных площадок на шахте имеются две створчатые распашные дверцы, открываемые вручную и снабженные ручными и автоматическими замками. Автоматические замки не позволяют открывать двери при отсутствии кабины на данном этаже. Рядом с дверцами расположен пульт управления. Кабина лифта перемещается по направляющим с помощью лебедки, установленной на полу машинного отделения. Канат одним концом прикреплен к раме кабины, а другим — к противовесу, который перемещается по направляющим. Противовес служит для уменьшения нагрузки на привод и тормозные устройства и набирается из отдельных блоков. Его масса выбирается равной сумме массы кабины и половине максимальной грузоподъемности лифта. В приямке шахты для ограничения хода кабины устанавливаются пружинные упоры. Рама кабины в верхней и нижней частях снабжена башмаками, которые обхватывают направляющие с двух сторон (составная часть ловителей). Лифт оснащен предохранительными устройствами, ригельными затворами. Ловители служат для мгновенной остановки кабины при обрыве троса, на котором она висит. Дверные блокировочные контакты позволяют включать двигатель лебедки только при закрытых дверях шахты и кабины, а отрывать двери шахты — при совпадении пола кабины с полом этажа. Концевые выключатели предотвращают движение кабины сверх допустимых верхних и нижних пределов (+ 10 см). Ригельные затворы блокируют двери шахты для предотвращения их открытия, пока уровень пола кабины не совпадет с уровнем пола этажа. Наклонный подъемник ПН-200 (рис. 14.1)предназначен для перемещения затаренных грузов с одного этажа на другой; грузоподъемность — 200 кг. Подъемник имеет грузовую платформу, которая движется на роликах по направляющим швелерам металлической фермы, прикрепленной к полу и стене помещения. Платформа перемещается с помощью каната, перекинутого через неподвижный блок в верней части фермы. Электропривод подъемника с червячным редуктором и барабаном устанавливается на полу и прикрепляется к ферме. На обоих этажах подъемник снабжается ограждениями, двери в которых имеют блокирующие устройства. Для аварийной остановки подъемника при обрыве троса на платформе установлен эксцентриковый ловитель.
В выжимных тротуарных лифтах электролебедка устанавливается сбоку клети. На верхней обслуживаемой площадке клеть заканчивается люком, установленным на уровне пола. При подъеме грузовой платформы или кабины лифта на верхнюю площадку люк автоматически открывается. Приводное устройство лифта монтируется в нижней части шахты. На верхней площадке клеть заканчивается люком. Пол кабины располагается на уровне земли или на высоте 1 м от нее, что создает удобства для приема грузов и перемещения их непосредственно в автотранспорт. Верхний люк запирается автоматически.
4. Транспортеры и конвейеры Оборудование данного типа предназначено для транспортировки грузов в горизонтальном и наклонном направлениях. На предприятиях общественного питания они используются в складской группе помещений. Транспортеры — машины непрерывного действия с гибким тяговым органом, который осуществляет перемещение груза таким образом, что последний остается неподвижным относительного тянущего участка тягового органа. К машинам с гибким тяговым органом относятся ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры (конвейеры), а также элеваторы и подъемники непрерывного действия. В зависимости от направления перемещения груза транспортеры делятся на горизонтальные, наклонные и с переменным наклоном (переменным углом подъема груза). Элеваторы бывают наклонные (как правило, с большим углом наклона) и вертикальные. Транспортеры выпускаются стационарные и передвижные (с колесами для перемещения в нерабочем состоянии). Конвейер наклонный передвижной складывающийся КНПС-4 с переменным углом наклона (рис. 14.2, а). Предназначен для перемещения затаренных грузов под углами от 12 до 37°. Стрела транспортера шарнирно соединена с тележкой, на которой установлен электропривод. Наклон стрелы изменяется с помощью гидропривода. В нерабочем состоянии стрела конвейера, состоящая из двух частей, может складываться. Стационарный ленточный горизонтальный конвейер КЛ-1 с плоской лептой (рис. 14.2, б) предназначен для перемещения затаренных грузов. Рама конвейера секционирована. Крайними секциями его служат приводная станция с реверсивным электроприводом и натяжная с винтовым натяжным устройством. Длина транспортера может меняться за счет изменения числа средних секций.
Скребковые транспортеры. У скребковых транспортеров в отличие от пластинчатых несущим органом является неподвижный открытый желоб, а к их тяговому органу — цепям (редко канатам) прикрепляются не пластины, а скребки. Груз захватывается скребками и транспортируется (выталкивается) ими к разгрузочной части желоба. Форма поперечного сечения желоба и скребков и расстояние между скребками зависят от характера перемещаемого груза. Скребковый транспортер устанавливается в камнеловушке ПЛСК-КЛ, используемой в поточной линии ПЛСК-63, предназначенной для выпуска очищенного сульфитированного картофеля. Стационарный ленточный ленточный конвейер (рис. 14.3) применяется для перемещения использованной посуды из торговых залов в посудомоечные отделения. Лента транспортера имеет бортовое ограждение. Конвейер передвижной телескопический ПТК-50. Стрела конвейера состоит из двух секций: стационарной, шарнирно соединенной с тележкой, и выдвижной, которую можно перемещать по направляющим неподвижной секции с помощью гидроцилиндра и цепной передачи так, что расстояние между загрузочным и разгрузочным концами конвейера будет изменяться от 4590 до 7090 мм. Угол наклона стрелы, как и в конвейере КНПС-4, может изменяться с помощью двух гидроцилиндров. В гидроприводе подъема и выдвижения секции использован масляный насос с электродвигателем,
Пластинчатый конвейер КП-55 предназначен для транспортировки штучных и затаренных грузов в горизонтальном направлении или под углом до 35°. Настил конвейера — трубчатый; тяговым органом его служат втулочно-роликовые цепи; каждый седьмой сегмент настила имеет упорную планку, предохраняющую груз от соскальзывания при наклонном положении настила. Передвижной малогабаритный транспортер ТП-25 снабжен четырехколесной тележкой, шнуром со штепсельной вилкой для присоединения к электросети в местах предполагаемой эксплуатации. В винтовом транспортере перемещение насыпного груза от загрузочного окна к разгрузочному окну осуществляется винтом (шнеком), получающим вращение от приводной станции. Спуски служат для перемещения грузов только в одном направлении сверху вниз под действием собственной силы тяжести — гравитационного действия. На предприятиях общественного питания применяются спуски различных конструкций. Для начала движения необходимо, чтобы угол наклона была на 5 — 10° больше угла трения. Если высота спуска большая и разместить наклонную плоскость на одной прямой невозможно, наклонную плоскость заменяют спиральным спуском. Спуски, у которых горизонтальная наклонная или спиральная поверхность образована рядом роликов, называют роликовыми транспортерами или рольгангами. Рольганги собираются из отдельных секций длиной по 2 — 3 м. По рольгангам перемещаются штучные или затаренные грузы.
5. Тележки и погрузчики На предприятиях общественного питания применяются самые разнообразные по конструкции и назначению грузовые тележки грузоподъемностью от 100 до 1000 кг с платформой для перемещения штучных, насыпных и затаренных грузов, в том числе упакованных в ящики, бочки или другую тару; тележки ручные с гидравлическим подъемом вил, предназначенные для погрузки, выгрузки и транспортировки грузов, уложенных на стандартные поддоны или в типовую тару размерами в плане 800x600 и 1200x800 мм. Тележка ТГ-100 (рис 14.4, а) используется в малогабаритных производственных помещениях с узкими проходами. Ее колеса размещены по типу буквы "Г". Тележка имеет уменьшенное расстояние между поворотными колесам, небольшие размеры, низко расположенный деревянный настил и хорошую маневренность. Тележка ТГ-200 (рис. 14.4, 6) — трехколесная, с расположением колес по типу буквы "А". На тележке установлен деревянный кузов, в продольных бортах которого сделаны щели для стока воды при его мытье. Предназначена для внутрицеховой перевозки овощей и корнеплодов. Тележка ТГ-1000М (рис. 14.4, в) — цельнометаллическая, сварная, четырехколесная, с расположением колес по типу буквы "Д". Поворотные колеса имеют меньший диаметр, чем средние, и для повышения маневренности несколько приподняты. Поэтому на ройной поверхности тележка опирается на три колеса — два средних и одно поворотное, а при расположении платформы параллельно поверхности пола — на два средних. Настил тележки — рифленый, с четырьмя предохранительными поручнями, которые удерживают перевозимый груз и служат рукоятками для перемещения тележки. Тележка ТК-1 (рис. 14.4, г) предназначена для перевозки наплитных котлов. Тележка четырехколесная, с расположением колес по типу буквы "В". Котел устанавливается на крестообразную опорную площадку цельнометаллической сварной рамы и удерживается от соскальзывания кольцом. Диаметр опорной площадки — 490 мм, высота над полом — 360 мм. Два колеса тележки снабжены тормозными устройствами. Благодаря шарнирному соединению ручки с рамой тележка в сложенном виде имеет небольшие габариты. Грузоподъемность — 60 кг. Тележка с подъемными вилами ТГВ-1250 (рис. 14.4, д) применяется для погрузки, разгрузки, перемещения и штабелирования грузов, уложенных на поддоны и в тару-оборудование. Состоит из корпуса, двух вил, двух передних поворотных и двух задних поворотных колес и подъемного механизма с рукояткой. Рукоятка служит для управления подъемным механизмом и движением тележки. Тележку с опущенными вилами подводят под тару-оборудование или поддон и делают несколько качательных движений рукояткой. Подъемное устройство приподнимает раму с вилами, а вместе с ней и груз на высоту не более 125 мм. После остановки тележки нажимают на рычаг выключения подъемного механизма, установленный на рукоятке, и рама плавно опускается.
Тележки электрические типа ЭТ (ЭТ-550 М, ЭТ-1040, ЭТ-2047, ЭК-2Б и др.) представляют собой четырехколесные машины, которые используются для перемещения затаренных и штучных грузов на расстояние до 800 м как на складах, так и на открытых площадках с твердым покрытием, грузоподъемностью 1 и 2 т и со скоростью движения 10—20 км/ч. Состоят из корпуса (шасси), двух передних управляемых колес, двух задних ведущих колес, электропривода, аккумуляторной батареи, рулевого управления, тормозов и электроприборов. Электротележки ЭТ имеют сиденья для водителя и грузчика и рулевое управление автомобильного типа. На предприятиях общественного питания используются также электротележки типа ЭК (электрокары), в которых предусмотрена подножка для водителя и рычажное рулевое управление. Электропогрузчики ЭП-0806, ЭП-1631, ЭП-1008 и др. представляют собой самоходную трех- или четырехколесную машину, в передней части которой смонтирован грузоподъемный механизм с вилочным захватом. Служат для разнообразных погрузочно-разгрузочных работ с тарными и штучными грузами, уложенными в поддоны и в тару-оборудование, и для их перемещения на расстояние не более 200 м со скоростью до 12 км/ч. Состоят из корпуса, двух ведущих передних колес, одного или двух задних управляемых колес, электропривода, аккумуляторной батареи, рулевого управления автомобильного типа, сиденья и грузоподъемного механизма с вилочным захватом. Для уравновешивания грузоподъемного механизма в противоположном конце машины установлен противовес. Грузоподъемность — 0,63—5,0 т; высота подъема груза 1,8—4,5 м.
6. Правила эксплуатации подъемно-транспортных машин К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работы и имеющие удостоверение на право управления указанным оборудованием. К эксплуатации допускается только исправное оборудование. Около конвейеров, лифтов, подъемников должны быть вывешены правила пользования и предупреждающие таблички. Ежедневно перед началом работы проверяют исправность оборудования. На неисправном оборудовании работать категорически запрещается. Безопасность работы на подъемно-транспортном оборудовании обеспечивается своевременными его осмотрами, ремонтами и испытанием. Испытание и техническое освидетельствование оборудования (лифтов и подъемников) проводит государственный инспектор не реже одного раза в год. На каждый вид оборудования должны быть паспорт и инструкция по эксплуатации. В паспорте отражаются все сведения о проводимых ремонтах и осмотрах. При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования запрещается работать:
Кроме того, запрещается осуществлять перегрузку оборудования, укладывать грузы при его движении, перемещать грузы над площадками, где проходят люди, перевозить людей, если это не предусмотрено инструкциями, превышать установленные скорости движения оборудования, оставлять работающее оборудование без присмотра, загромождать проходы к оборудованию товарами и другими предметами.
Литература: Основная: 1. Щеглов Н.Г., Гайворонский К.Я. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли / Н.Г. Щеглов, К. Я. Гайворонский // Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2001. – С. 143-154. Дополнительная: 2.Оборудование предприятий торговли и общественного питания: Полный курс: Учебник / Под ред. проф. В.А. Гуляева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 49-100.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |